В
отделе образования Кировской районной администрации прошёл четвёртый и
заключительный очный этап конкурса профессионального мастерства «Я в педагогике
нашёл своё призвание». В нём приняли участие десять учителей и воспитателей.
В
этом году заведующая отделом образования Ольга Александровна Лукьянова
предложила конкурсантам обсудить за круглым столом две темы: современные
кадровые вызовы в образовании и настройку эффективной профориентационной работы
в школах.
Педагоги готовили краткие эссе по темам около часа. За их работой наблюдало
жюри. Воспользоваться интернетом было нельзя, а вот обсудить своё мнение с
коллегами не возбранялось.
В своих выступлениях участники выделили основные проблемы кадровых вызовов в
образовании. По мнению конкурсантов, в современном обществе закрывается прежде
всего потребность в профессиях, связанных с новыми технологиями, тогда как
социальные, в том числе профессия учителя, остаются у молодёжи
невостребованными. Страдают от этого, прежде всего, дети.
Участники отметили, что в школах не хватает учителей труда. И если раньше в
обязанности такого педагога входило в основном научить мальчиков пользоваться
молотком и зубилом, то сейчас времена изменились, и учитель технологии должен
быть универсалом: например, не только преподавать столярное дело, но и азы
робототехники, владеть навыками дизайна, печатать детали на 3D-принтере и научить этому детей. Педагоги уверены, что
в колледжах и вузах нужно создать соответствующие программы для обучения таких
разносторонних специалистов.
Быть учителем – это значит постоянно учиться самому. И несколько раз в год
педагоги проходят курсы не только по своему предмету, но также по современным
тенденциям в психологии и педагогике. Курсы дают полезные знания, но учителям
не хватает практик сотрудничества с педагогическими работниками других городов,
регионов, стран. Настройка таких связей действительно важна, но пока она
функционирует только на базе всероссийских конкурсов. «Приземлить» этот опыт на
регионы и малые города – серьёзный, но, как показывают обсуждения,
востребованный в учительской среде вызов времени.
Что касается настройки профориентационной работы в школе, здесь мнения
педагогов практически идентичны: они работают в соответствии с федеральными
программами, куда, в том числе, включена и работа по профориентации. Система
функционирует: комплексная работа по профориентации начинается ещё в детском
саду, продолжается в младшей, средней и старшей школах. Но детям всё равно
трудно определиться с будущей профессией. Учителя считают, что помощь в этом
вопросе детям могут оказать школьные психологи. Работая с ребёнком, они смогут
выявить его сильные и слабые стороны, подчеркнуть интересы и стремления,
отметить психологические характеристики личности, а, значит, указать более
подходящие для школьника профессии.
Опытные учителя отметили, что можно много рассказывать о профессии, но лучше
самому попробовать себя в деле, тогда сразу появится понимание – твоё это или
нет. Так система профориентации работала в Советском Союзе. Старшие классы
юноши и девушки заканчивали не только с аттестатом о среднем образовании, но и
с «корочкой» о средне-специальном. На уроках труда дети работали на станках на чугунолитейном
заводе и заводе строительного фаянса, на швейной фабрике, в сельских школах
учились на трактористов и так далее. Отлаженный механизм такого обучения
позволял устроиться на работу сразу после окончания школы. Но чтобы внедрить
этот рабочий принцип в ДНК современного образования, понадобятся совместные
усилия государства и бизнеса. Ольга Александровна Лукьянова привела в пример
агроклассы в жиздринских школах. Бизнес вкладывается в оборудование, ученики
получают высокотехнологичные классы с современным оснащением. Обучение
поднимается на высокий уровень. Процесс профориентации запущен.
Учителя отметили, что если такие классы от предприятий появятся в школах города,
то, возможно, гораздо больше молодых специалистов не только найдут дело по
душе, но и вернутся заниматься им в свой родной район.
Ещё одна проблема, касающаяся старших классов, это чрезмерная нагрузка на выпускников.
Среди педагогов прозвучало предложение использовать опыт московских гимназий,
где для старшеклассников минимизируют количество предметов, оставляя только
профильные, по которым школьники будут сдавать ЕГЭ. Вопрос вызвал острые
дискуссии, однако этот эксперимент признали хоть и рискованным, но интересным.
На обсуждении участники конкурса поговорили и о едином государственном экзамене.
Учителя признали, что ЕГЭ - удобный инструмент для проверки знаний учеников.
Если раньше в нём было больше тестов, то теперь основной упор делается на
задания, где нужно письменно отвечать на вопросы, писать эссе. Но в то же время
учителя считают, что вопросы экзамена зачастую выходят за рамки школьной
программы. Педагоги уверены, что ЕГЭ можно значительно улучшить, перепрограммировав
его начинку.
Последний этап конкурса завершился. Посовещавшись, жюри огласило призёров и
победителей.
В номинации «Лучший воспитатель» третье место разделили воспитатель д/с №14
«Ручеёк» Татьяна Валерьевна Азаренко и воспитатель детского сада №1 «Сказка»
Кэтэлина Пара, второе место заняла
воспитатель детского сада №5 «Тополёк» Надежда Николаевна Топтун.
В номинации «Лучший молодой учитель» третье место у учителя химии школы №2
Валерии Андреевны Растокиной, на втором месте - учитель начальных классов
Бережковской школы Наталья Игоревна Мехедова, и победителем в номинации стала
учитель начальных классов школы № 1 Анастасия Максимовна Колянцева.
В номинации «Лучший учитель» призовые места распределились следующим образом:
учитель начальных классов школы №6 Екатерина Александровна Амелина заняла
почётное третье место, на втором месте - учитель ИЗО Фоминичской школы Елена Ивановна Перепёлкина, а
победителем конкурса профессионального мастерства стала учитель истории и
обществознания школы №8 Ольга Владимировна Васина.
К участникам конкурса обратилась Ольга Александровна Лукьянова.
- Работа учителя очень ответственна. Она требует постоянного развития. И
конкурс педагогического мастерства даёт шанс на самосовершенствование в профессии.
Это способ показать свой опыт работы, раскрыть творческий потенциал, поверить в
себя. Очень приятно, что в нашем районе работают такие достойные специалисты.
Желаю вам не останавливаться на достигнутом, - отметила заведующая отделом
образования.
Ольга Александровна Лукьянова выразила благодарность директорам, завучам и
наставникам школ, которые мотивировали и поддерживали своих коллег в конкурсных
испытаниях.
Победители конкурса «Я в педагогике нашёл своё призвание» представят Кировский
район на одноимённом конкурсе в области.
«Надо любить свою профессию, тогда всё
получится»
Ольга Владимировна Васина – выпускница школы №1. На выбор профессии повлияла
её первый учитель - Александра
Гавриловна Гаврилина. Ольга вспоминает, что вместе с учительницей дети
создавали альбомы, играли театрализованные сценки, наблюдали за пушистыми
кроликами, которых педагог держала на приусадебном участке. Любовь первого
учителя к детям, интерес к их радостям и открытиям оставили след в душе
Васиной.
После окончания педагогического университета в Москве, Ольга несколько лет
поработала в школе, а потом сменила класс на офис – стала помощником
руководителя, юристом. Работа с документами надолго стала определяющей в жизни
Васиной, но потом она решила всё изменить и снова вернулась в педагогику. С тех
пор Ольга Владимировна Васина преподаёт историю и обществознание уже восемь
лет.
- Мой путь к любимой профессии был извилистым и долгим. Поработав на монотонной
работе и сравнив её с работой учителя, я поняла, что в школе гораздо
интереснее. В любой профессии есть свои плюсы и минусы. Но для меня плюсы
работы с детьми перевешивают недостатки. Выпускникам, которые интересуются моим
мнением, я говорю, что в педагогику идти стоит.Когда видишь в детях интерес к профессии и понимаешь, что в какой-то
мере являешься для них примером – это дорогого стоит, - уверена педагог.
Продолжить семейную династию
Анастасия Максимовна Колянцева – молодой специалист. Летом 2024 года она
окончила педагогический университет, а в сентябре присоединилась к дружному
коллективу школы №1.
Анастасия рассказала, что на выбор профессии повлияли радостные перемены:
девушка собиралась быть врачом, но после того, как в её семье появились младшие
дети, а она стала старшей сестрой, её заинтересовала педагогика.
Девушке нравилось видеть, как растут дети, быть причастной к их первым успехам,
каждый день вместе с ними познавать мир, делая шаги навстречу новым открытиям.
Примером профессионализма и любви к своей профессии для Анастасии стали её
учителя: Ольга Ивановна Слатова и Елена Викторовна Блохина. А ещё мама Анастасии,
которая по профессии воспитатель.
- Это первый муниципальный конкурс, в котором я приняла участие. На протяжении
конкурсных испытаний было всё: и страх, и сильное волнение, и радость от
успехов. Мне очень помогла команда школы, поддержка директора, завучей,
учителей. Семья тоже всегда была рядом. Можно сказать, что каждый этап они
проходили вместе со мной. В меня верили, я много работала, и это дало результат!
- поделилась эмоциями Анастасия Колянцева.
Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.
ФОТОРЕПОРТАЖ