Особую опасность коррупционная деятельность
представляет именно в Жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), так как именно эта
сфера обеспечивает качество жизни, а также комфортные условия проживания
населения на территории Российской Федерации.
Преступление коррупционной направленности в сфере ЖКХ — это преступление,
совершённое любым должностным лицом, осуществляющим свою деятельность в системе
ЖКХ.
Наиболее распространёнными преступлениями такого рода являются различные виды:
мошенничества, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве,
легализация денежных средств, добытых преступным путём, совершённая любым
должностным лицом как в коммерческой, так и в некоммерческой организации.
Управление жилищной сферой в России испытывает значительные трудности,
связанные с недостаточным финансированием, слабой материальной базой,
квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищной политики и системы
организации взаимоотношений с органами власти и потребителями.
Анализ современного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства
показывает, что существующие управляющие компании наделяются превалирующими
полномочиями в плане регулирования финансовых взаимоотношений основных
участников рынка жилищно-коммунального хозяйства: ресурсных компаний и
потребителей услуг.
В связи с этим контроль за данным звеном рынка жилищно-коммунальных услуг не
налажен должным образом, при этом характерным признаком наличия коррупции
является бесконтрольный рост платежей за жилищно-коммунальные услуги, что
вызывает растущее недовольство среди населения.
Нынешнее жилищно-коммунальное хозяйство считается одной из самых больших сфер
российской экономики, которая работает в области интересов всех граждан и
большей части органов государственной и муниципальной власти. Оно считается
сектором с обеспеченным спросом, в котором около 143 миллионов потребителей.
О размерах ЖКХ говорит тот факт, что в нём занято более 4,5 миллиона человек, а
средний годовой объём производств в данной сфере превосходит 5 % от ВВП всей
Российской Федерации. Годовой оборот в области жилищно-коммунального хозяйства
составляет 4,14 триллиона рублей, а собираемость платежей — 96 %. Данная сфера
финансируется больше всего из государственного бюджета РФ.
С целью повышения борьбы с коррупционными преступлениями в области ЖКХ нужно
постепенное улучшение взаимодействия органов государственного контроля и МВД,
связанное с установлением критериев передачи материалов с характеристиками
правонарушений в сфере экономики в правоохранительные органы, привлечением
специалистов к расследованию правонарушений.
Согласно статистике преступлений, среди лиц, получающих взятку или коммерческий
подкуп в жилищно-коммунальной сфере, 57 % составляют руководители управляющих
компаний, дирекций единого заказчика, председатели товариществ собственников
жилья, жилищных кооперативов и пр.; 21 % — директора и иные сотрудники
муниципальных учреждений; 11 % — участники конкурсов на право заключения
государственных и муниципальных контрактов на оказание услуг в сфере ЖКХ; 9 % —
должностные лица органов местного самоуправления.
В целях противодействия коррупционных правонарушений приняты следующие меры:
– мониторинг правовых документов
министерства, контролирующего правоотношения в области борьбы с коррупцией, в
целях выявления законов министерства, требующих приведения в согласие с
федеральным законодательством;
– подготовка и повышение квалификации муниципальных служащих, в должностные
обязанности которых входит участие в борьбе с коррупционными преступлениями,
реализовывающих проведение антикоррупционной экспертизы правовых документов и
их проектов;
– реализация антикоррупционного
мониторинга;
– привлечение средств массовой
информации для освещения проблем в сфере жилищно-коммунального сектора, в том
числе и освещения проблем, связанных с коррупцией;
– создание и введение карт коррупционных рисков
в региональных исполнительных органах власти государства.
Повысить результативность антикоррупционной работы в ЖКХ возможно в ходе
взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по последовательной
декриминализации указанной области в пределах программы борьбы с преступностью.
К тому же для гарантирования цельности правоприменения нужно принятие особого
закона о государственно-частном партнёрстве на федеральном уровне, особое
внимание должно быть уделено принципу финансовой ответственности за условия
договора, заключаемого в пределах осуществления государственно-частного партнёрства.
Данный подход даст возможность уменьшить выделяемые бюджетные средства на ЖКХ с
помощью привлечения средств частных инвесторов, а также снизить коррупционные
преступления в этой сфере.
Можно сделать вывод, что жилищно-коммунального хозяйство — это одна из самых
коррумпированных сфер в современной России, что отрицательно сказывается на её
деятельности и существовании в целом.
Это обстоятельство, в свою очередь, ставит приоритетные задачи перед юристами
по созданию методических рекомендаций по раскрытию и расследованию
коррупционных преступлений в ЖКХ.
Отдел по противодействию коррупции и
кадровой работе Кировской районной администрации.