5
апреля Кировский народный драматический театр представил зрителям премьеру.
Пьеса «Бартер» драматурга Татьяны Комылиной была написана в 2015 году и вошла в
шорт-лист конкурса «Время драмы». За десять лет трагикомедия не устарела, ибо в
ней лёгкими штрихами намечены вечные темы: конфликт чувства и долга, погоня за
ускользающей жизнью, отчуждение от близких.
Спектакль, который состоялся в Молодёжном культурном центре, посетили около
трёхсот человек.
Жизнь состоит из трагичных и комичных ситуаций, которые сменяют друг друга. Эти
ситуации судьба подбрасывает героям, чтобы посмотреть, как они справятся с
очередным испытанием.
В центре пьесы Комылиной - история семьи, которая встаёт перед выбором –
следовать своим мечтам или долгу. Мечты – это позволить себе наплевать на
семейные связи, которые уже настолько ослабли, что кажутся ненастоящими, и
уехать далеко-далеко на море. А долг требует быть в негостеприимной и
незнакомой Москве, чтобы отдать дань уважения почившему родственнику.
Братья Николай (Андрей Седин) и Алексей (Алексей Подбельцев) вместе с жёнами
Надеждой (Елена Родина) и Татьяной (Ольга Обухова) отправляются в путь. Поезд –
междумирье, куда попадают герои. Они всё время в движении, в окнах мелькают
покинутые деревеньки и хилые полустанки, леса и заправки. Это символ жизни,
которая пробегает быстро, не успеешь моргнуть.
Их соседями по плацкарту оказываются молодая девушка (Юлия Подбельцева) и
пожилая женщина (Татьяна Щербакова). Они тоже попадают в попутчики не случайно.
Это аллегории молодости и старости. Главные герои уже не юны, как девушка, но и
не стары, как бабушка. В пору зрелости они оказались на перепутье. Незапланированный
вояж должен решить, куда дальше заведёт главных героев их жизненная колея.
Путь-дорога открывает героев с разных сторон. Надежда, простая и крикливая
одновременно, оказывается понимающей женой, которая ради общей цели и своей
семьи готова на самые отчаянные поступки. И если ранее о таких говорили, что
она «коня на скаку остановит», то сегодня ей и поезд по плечу. И дело даже не в
бартере, а в женской дипломатии.
Спокойная и рассудительная Татьяна - камертон настроения команды. Она купирует ссоры
и поддерживает каждого, кому нужна помощь и забота. Николай и Алексей
появляются на сцене в образе простачков, но за время поездки мы узнаём их как
добряков и балагуров, не лишённых и философского взгляда на мир. Иногда
«доспехи» души героев трескаются, и мы видим неприкрытую боль и страдание из-за
упущенного времени.
Кульминация пьесы – звонок от «почившего» родственника, который на самом деле
не умер. У братьев появляется шанс исправить ошибку, проговорить то, что не
было сказано, наверстать время и по бартеру обменять его на нечто важное и
дорогое сердцу.
Актёры кировского драматического превосходно выдержали общее настроение пьесы –
балансируя между комедией и трагедией, они нашли устойчивую золотую середину,
на которой и утвердились.
Главными героями пьесы стала семейная чета Николая и Надежды. Юмор,
подкреплённый замечательной актёрской игрой Елены Родиной и Андрея Седина,
сделал постановку яркой и запоминающейся. Актёры не побоялись воплотить на
сцене противоречивых и подчас диаметрально противоположных им героев. В
противостоянии супругов – главный нерв произведения. И сколько бы муж и жена ни
ссорились между собой, они всегда стоят друг за друга.
Комизм, карнавальность истории явились основой взаимоотношений главных героев,
где каждая фраза содержала подтекст, высмеивание или незлое подтрунивание.
Герои шутили друг над другом, над жизнью, над юностью и старостью, в конце
концов - над собой. Страхи, боли и горести они щедро обменивали на этот смех.
Знаменательной фишкой театра стал выход из сценического пространства в зал, к
зрителю, который из наблюдателя превращался в соактёра, соучастника: по перрону
с отбойным молотком медленно двигался обходчик (Владимир Вареников), вышла на
перрон и начальник поезда (Татьяна Макарова), герои, опаздывая, бежали по залу,
спрашивая у зрителей, до Москвы или нет этот поезд. Пассажиров уже ждала
проводница (Ольга Шавочкина). А в конце пьесы, сойдя с поезда, герои и вовсе
оказываются лицом к лицу со зрителем. Такое сращивание сцены и зала не только
приближает пьесу к действительности, а актёров – к людям, ради которых они
выступают, но и соединяет классический театр с иммерсивным, где в пространство
игры включается весь зрительный зал.
Талантливых артистов наградили громкими аплодисментами и криками «Браво!» Несколько
раз труппу вызывали на поклон. Зрители долго не желали расходиться, они дарили
актёрам цветы, улыбки и добрые слова.
Бартер, где творчество и талант обменяли на энергетику зала, состоялся.
Екатерина
СЕМЯНИЩЕВА.