Досточтимым
пастырям, священно - и церковнослужителям и всем верным чадам Русской
Православной Церкви в пределах Песоченской епархии.
Христос
Воскресе!
«Господи,
грехами умерщвлённую мою душу воскресни зовущую: Аллилуия».
(Акафист Иисусу
Сладчайшему. кондак 2)
Поздравляю Вас с
Праздником праздников и Торжеством из торжеств, с Пасхой Христовой!
Во время этого всерадостного события Православная
Церковь предлагает нам песнопения, которые начинаются словами: «Воскресение Христово видевше….» У
многих возникает вопрос: «Как можно нам видеть Воскресение Христово, которое было две тысячи лет назад?».
Найти ответ на это недоумение помогает прп. авва Дорофей, который писал: «Пасха Господня есть переход от зла к
добру». Но что такое зло? Зло - это грех, то есть нарушение евангельских
заповедей. Он удаляет от Бога и влечёт на дно адово, в общество наших
супостатов, а добром является стремление жить по заповедям Христовым, переход
от тьмы к свету, от прелести к истине, от смерти к жизни, это и есть Воскресение.
Такая Пасха совершается в каждой душе искренне кающегося грешника.
Вспомним случай, который описал в своём
предсмертном дневнике св. праведный Иоанн Кронштадтский. «Однажды торопился на пароход,
а слуга проявил
нерасторопность. Я разгневался на него и, даже, чуть не ударил.Благодать оставила меня и мне было очень
худо, смутно, тесно, мрачно смертельно; и я каялся из глубины души, да как
каялся! Как Давид по согрешении, как Манассия, пленённый царь иудейский. И
долго я каялся и убедительно и для себя, и для Господа, едучи на пристань. И
почувствовал наконец, что прощён грех мой и что я помилован. И почувствовал
наконец небесный мир и пространство сердца».
Содеянный грех наносит душе тяжёлую рану.
Душа теряет мир и радость, переживает печаль и скорбь, но искренним, горячим
покаянием Богу греховная язва исцеляется. Божией благодатью душа оживает и возвращается
мир и радость.
Потерять Христа легко. Это мы часто
делаем, совершая тот или иной грех, так как любой грех – это отречение от
Христа, знак противостояния Ему. «Плотские помышления – суть вражда против
Бога» (Рим.8,9.). Святитель Василий Великий учит: «Соделание греха отчуждает от Бога и соединяет с диаволом». Значит, совершённый грех исключает из овец
Христова стада и ставит нас в ряды демонского полчища. Мы становимся друзьями бесов и врагами Бога.
Утратить Спасителя легко, но обрести Его своими силами самим нельзя. Вспомним
трёхкратное отречение первоверховного апостола Петра. Этим грехом он изверг
себя из апостольского чина и учеников Христа, хотя он сразу осознал своё
падение и стал горько его оплакивать (Лк: 22,62), но даже по прошествии
нескольких дней Петр не был возвращён в число апостолов. Это видно из слов
Ангела, который обратился к жёнам-мироносицам, пришедшим помазать тело Иисуса с
такими словами: «Идите, скажите апостолам и Петру» (Мк:16,7). Арсения Себрякова
предупреждает: «Господа можно потерять,
подобно Иуде, за самую малоценную земную вещь, но взять Его своею собственною
силою нельзя: «Сам бо пришел есть спасти
блудницу» поёт святая Церковь. Сам Он приходит к душе, если она не будет
продавать Его и делом, и чувствами, и мыслию».
Когда Христос возвращается к согрешившему
и кающемуся, в такой душе наступает Пасха Господня. Душа, убитая грехом,
воскресает. Мрак, уныние, смятение, томление духа покидают осознавшего и
покаявшегося и на смену им приходят: радость, покой, мир, свобода, как это было
у святого праведного Иоанна Кронштадтского, так это происходит и с каждым
искренне кающимся грешником.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Когда блудник делается целомудренным,
корыстолюбец – милосердным, жестокий – кротким, то в этом заключается
воскресение (души), служащее началом будущего (воскресения)».
Такое воскресение должно произойти и в
наших душах, потому что Великим постом мы в меру своих сил и горения духа
понесли подвиги покаяния, потрудились телесно в посте для достижения его главной
цели – воздержания от душевных грехов,
таких как: тщеславие, гордость, зависть, осуждение. Телесные подвиги – это не
цель поста, это средства для достижения главной цели поста – ослабления
душевных страстей. Святитель Феофан Затворник поучает: «Меряйте себя не подвигами, а замиранием страстей».
Исполняя заповеди Господа, чудным образом
увидим Христа в себе, в своих качествах. Вместо греховных страстей в душе
прозябнут Божественные свойства, такие любовь, радость, долготерпение, вера,
кротость, воздержание. Вот это будет Пасха Господня, переход от зла к добру и,
в этом воскресении души узрим подобие Пасхи Господней, то есть увидим
Воскресение Христово и воскликнем:
«Воистину Воскресе Христос!»
Максимилиан, АРХИЕПИСКОП
ПЕСОЧЕНСКИЙ И ЮХНОВСКИЙ.
Пасха Христова
2025 года.