Как человек становится художником или поэтом, чьи
произведения интересны людям? Есть ли в этом какая-то тайна или это только дар
судьбы, удел избранных? И не всем людям,
кто хотел бы овладеть искусством живописи или стихосложения, дано воспользоваться этими дарами – стать
творцами…
Да, скажут многие: нужно этому поучиться - овладеть навыками,
приёмами, то есть технологиями ремесла, и дело готово – можешь писать картины,
стихи или заниматься другим творчеством. Но, скорее всего, это будут просто рифмованные тексты или
цветные разрисовки, но не стихи или картины. Тайна творчества стара как мир и
не будет разгадана даже нейросетями, которые могут создать любое заданное им
произведение, но это будут уже не стихи или живописные творения, а просто
поделки машинного разума, пресловутого ИИ.
…Недавно ушёл из жизни художник Александр Шатов. Жизнь и
дела этого человека дают нам хороший повод вспомнить и рассказать о нём, его
творчестве и жизненном пути.
***
Коренной кировчанин из старой песоченской семьи (уже сама
его фамилия свидетельствует об этом –
его предки, наверное, с восемнадцатого века жили в Песочне и трудились на
чугунолитейном заводе). Сам Александр Шатов почти всю трудовую жизнь был связан
со старейшим нашим предприятием: в нём получил рабочую профессию и трудовую классовую закалку – слесарил в ремонтном цехе, пока не стал очевиден окружающим и
производственным начальникам его оформительский талант шрифтовика и умелого мастера агитационных
композиций. В советское время наглядная агитация была везде: на улице, в
заводских цехах и красных уголках, общественных помещениях и т.п. Поэтому профессия художника-оформителя была довольно
востребована, хотя она предполагала не
только овладение шрифтовым искусством
(когда-то это умение называлось каллиграфией), но и владение столярным и малярным
инструментом и многое что ещё. Так и Шатов, работая оформителем долгие
десятилетия, стал в своём деле настоящим мастером, виртуозом настенного
дизайна, заслужив даже запись в заводской трудовой книжке - «художник-дизайнер». Ушли в историю организации и дочерние структуры
Кировского завода (единицы помнят эти
«Тонапы», «Промдизайны», «Техмонтажи», «КЗ-Песочня» …и прочая), а разработанные
дизайнером Шатовым вывески с логотипами
(названиями), дополненные скромными рекламными символами, эскизы которых мы
храним в музее, расскажут в своё время о прошедших бурных и интересных
временах…
Всю жизнь, по крайней мере с 60-х годов, живопись,
занятие художественным творчеством для него - занятие для души, ведь настоящий
художник творит в первую очередь для себя и уже потом – для всех остальных.
Именно 60 лет назад в Калуге на областной выставке
самодеятельных авторов были выставлены два этюда начинающего кировского художника с подписью: «А.Шатов, рабочий чугунолитейного завода».
С тех далёких шестидесятых в творческой биографии Шатова
было десятка два групповых выставок разного уровня в родном городе и Калуге, за
участие в которых и представленные на них картины художник получал грамоты и
дипломы. Однако последняя прижизненная экспозиция 2014 года знаменательна тем, что это
фактически первая персональная выставка его работ, показавшая наиболее полно ценителям
искусства мощность таланта и особенности художественного метода Шатова. Так уж
получилось: автор отчитался перед, в первую очередь, земляками о результатах
пройденного им полувекового творческого пути.
Эта последняя персональная выставка работ Шатова, состоявшаяся
одиннадцать лет назад в Выставочном зале
музея, была приурочена к двум юбилейным датам в жизни автора: 77-летию со дня рождения (две семёрки – счастливая дата)
и 50-летию творческой и выставочной деятельности.
В экспозиции выставки кировский зритель имел возможность созерцать 50 работ в технике
масляной живописи – пейзажи и несколько портретов.
На картинах – улочки города и ближайшие окрестности, где
художник черпает вдохновение. Шатов – продолжатель традиций русского
реалистического пейзажа – без устали воспевает милую его сердцу и каждому
русскому человеку среднерусскую природу. Особенно ему удаются виды кировских
озёр, рек и речушек, где поистине «...синь небес сливается с водою». Берега водных источников –
излюбленная тема в работах Шатова.
За полвека творческой деятельности художник создал многие
сотни, а, возможно, и тысячи картин и этюдов – работает он быстро и
вдохновенно, охотно даря добрые эмоции зрителям своих произведений. «Элегическая
эпичность», повествовательность присущи творческой манере автора. Спокойствие и
умиротворённость льются с картин художника в души зрителей, надолго оставляя в
памяти радость встречи с настоящим национальным искусством.
Хотя Шатов и называл любимого им Исаака Левитана своим
кумиром с юности, живопись кировского художника совсем другая – как по технике
мазка, философии цвета и применении его в той или иной композиции. Крепкий
рисунок позволял Александру Александровичу работать почти всегда без этюдов –
от эскизного «подмалёвка» до завершённой картины. Изредка он вносил в свои
творения дополнения – подрисовывал для оживления небольшую «деталюшку», что делало
сюжет картины более завершённым.
Об этом, в частности, мне поведал самодеятельный художник
Иван Павлович Демидов, который неоднократно в своё время бывал с Шатовым на
пленэре в разных местах нашего благодатного края. «Основа» картины готова,
композиция, вроде, умелая и колорит «играет», а чего-то не хватает. Тут к
Демидову подходит для лицезрения его картинки Шатов с кистью, посмотрит
оценивающе и, ничего не говоря, макнёт кисточку в краску на палитре и «мазнёт» какую-то завитушку на холсте. И
всё – картина готова, холст заиграл своей композиционной завершённостью…
Такое качество – совершенное чувство
стиля и полноты выражения замысла – присуще только крупным мастерам, каким был и останется Александр
Шатов, художник в рабочей спецовке.
Андрей Бауэр.
Вехи биографии
А.А. Шатов
Родился 14 августа
1937 г. в Кирове.
1955 г. – окончил 8 классов и пришёл работать на ЧЛЗ
учеником слесаря.
1955-1960 г. - работал токарем, затем - слесарем
механо-сборочного цеха ЧЛЗ.
В 1960-1963 г.г. – служил в Советской Армии, рядовой,
радиомеханик.
03.11.1967 г.– окончил Кировский вечерний индустриальный
техникум по специальности «Литейное производство чёрных металлов», квалификация
«техник-технолог».
В 1963-1974 г.г. опять ЧЛЗ: токарь ремонтно-механического
цеха, затем – слесарь литейного цеха № 3. Фактически занимался оформлением
наглядной агитации и информации как художник-оформитель.
1974-1988 г.г.: художник-оформитель в отделе культуры.
Мастерская находилась в ДК «Юбилейный». Непосредственно трудился под
руководством секретаря по идеологии горкома КПСС Веры Петровны Обуховой.
1988-1993 г.г. - художник в отделе главного конструктора
на ЧЛЗ.
1993 – 2007 г.г. - художник-дизайнер 1 категории.
Ушёл из жизни 28 апреля 2025 г. в Кирове.