22
ноября труппа Кировского народного драматического театра вновь вышла на сцену Молодёжного
культурного центра с премьерой. Артисты представили новую в своём репертуаре
пьесу «Дикарь» испанского писателя Алехандро Касоны.
Комедия «Три слова» или «Дикарь» была написана в 1953 году, активно ставилась на
сценах ведущих театров СССР и России, привлекает ценителей театрального искусства
и по сей день. Вопреки авторскому определению, пьеса балансирует между
трагикомедией и народной драмой. К этому жанровому коктейлю подмешана щепотка
мелодраматических страстей, а до совершенства «напиток» доводит полукружье
лимонной философии на краю формы, в которую автор упаковал текст.
В качестве центрального героя повести выступает дикарь – Пабло. Его отец был
предан женой, покинувшей его ради новой любви, растил сына вдали от цивилизации
в охотничьем домике в горах. Он привил наследнику все необходимые для
настоящего мужчины навыки – охотиться, понимать язык природы, презирать женщин.
Безграмотный, неприспособленный к жизни в обществе, дикарь после смерти отца
переезжает в имение богатых тётушек, где становится единственным наследником
состояния и лицом дворянской семьи. Тут и завязывается первый узелок конфликта
между естественным/природным человеком и человеком, испорченным цивилизацией.
Тётушки справедливо волнуются за племянника. Стремясь пробить броню отцовского
воспитания, они приглашают в имение частных преподавателей. Но всё тщетно.
Последней надеждой становится молоденькая учительница Маргарита, которая принимает
педагогический вызов.
Со временем Пабло и Маргарита меняются ролями: дикарь истово охотится за новыми
знаниями в библиотеке, а Маргарита-Марга познаёт всю прелесть жизни на природе,
где человек свободен от общественных условностей, статуса, прошлого. Молодые
люди взаимовыгодно обмениваются знаниями. Марга читает Пабло стихи Уитмена, а
Пабло рассказывает Марге о пережитом экзистенциальном опыте. Он рассуждает о
простых, по его мнению, вещах – жизни и смерти. Он видел их, был ими. В этот
момент герой не чувствовал себя одиноким, но соединялся сутью со всем миром,
становясь одной из его частей. Так существование в пьесе распадается на триединство:
жизнь, смерть, любовь. Заветное третье слово герои не произносят, хотя
понимают, что неназванное чувство зародилось между ними.
За год дикарь, жадный до знаний, превращается в светского молодого человека, который
делает успехи не только в науках. Он открывает для себя семейные тайны, глубину
чувств и то, какими дикими и жестокими могут быть люди из высшего общества. Пабло
хочет сбежать в горы, взяв с собой единственно ценное, что у него есть в этой
жизни - Маргу. Однако, от возвращения к природному миру и отрицанию мира
цивилизованного влюблённых спасает третье слово, ибо оно помогает победить
страх.
Пьеса, укоренившаяся в архетипах Красавицы и Чудовища, выходит за рамки
красивой сказки о любви, наслаивая библейские, философские, гражданские и
литературные пласты, собирая пирамиду из смыслов, каждый из которых
прелюбопытно сверкает из текста.
В репертуаре кировского театра пьеса стала одной из самых сложных как по
драматургии персонажей, так и по временной протяжённости: спектакль длился
порядка трёх часов. Главные роли в пьесе исполнила семейная пара: Юлия и
Алексей Подбельцевы. Супруги сумели передать превращения героев на протяжении
истории, сделали их живыми людьми - волнующимися и влюблёнными. Вопреки героике
пьесы, главным действующим лицом здесь явилась Марга. Великое созидательное
начало, не очень понятно, по воле ли автора или против неё, прорывается в мир
из хрупкой и утончённой Маргариты, по силе духа во многом превосходящей
воспитанного природой Пабло.
Актриса Юлия Подбельцева показала Маргу сильной, объединившей в себе три
главных слова - столпы пьесы. Её Маргарита, поначалу сомневающаяся и скромная,
в конце пьесы достигает апогея силы и чувства. И если для Пабло любовь – это
боль, страх быть отвергнутым, то для Марги, и это прекрасно сыграла Юлия,
любовь – это дар одного человека другому.
Мощным характером вышел Пабло в исполнении Алексея Подбельцева. Актёр,
примеряющий на себя комические амплуа, выступил в образе противоречивого
романтического героя. Пабло – глубоко несчастен, ведь тот мир, что построил для
него отец, рухнул, а тот, что построен человечеством, для Пабло губителен.
Алексей сумел пройти по тонкой грани между шутовством и трагедийностью, не
нарушив баланс.
Роли смешных, но от этого не менее характерных, тётушек главного героя,
воплотили Елена Родина и Ольга Обухова. Отлично сыгранный тандем разбавлял
драматическое действо, добавляя в него то элементы водевиля, то комедии нравов.
Роли тётушек обрамляли основной сюжет, но без этой искусно сыгранной рамы,
пьеса не стала бы такой полноцветной.
Садовника семьи Эусебьо на сцене воплотил Владимир Вареников. Этот персонаж
открывает для зрителя мир пьесы, через него мы впервые знакомимся с героями, а
его комментарии тонко высмеивают не только хозяев имения, но и некоторые
общественные феномены, например, «точное» расписание поездов, которые всегда
опаздывают на определённое время. В образе садовника автор обращается к
народной традиции, где человек труда предстаёт в виде философа-стоика,
смирившегося перед миром и смирившего мир своим к нему отношением. Владимир
сумел настроиться на волну персонажа, создал фактурную и запоминающуюся роль.
Андрей Седин воплотил типаж хитрого, вороватого управляющего и по
совместительству дядюшки Дикаря по линии матери - сеньора Ролдана. Актёр мастерски
считал театральную маску, в которой насмешливость и изворотливость соединились
с надменностью и уверенностью в победе над «недалёкими» родственниками.
Сын сеньора Ролдана, Хулио – антагонист Пабло. Автор, выстраивая образ на фундаменте
из едкого сарказма, доносил до читателей и зрителей, насколько университетское
образование и светская жизнь могут портить нрав молодых сеньоров. Хулио в
исполнении Александра Магомедова вышел прекрасно – в меру чопорный, в меру надменный
и эгоистичный материалист, для которого мир и люди в нём представляются в виде
бесконечных витрин супермаркета, где всех и всё можно купить, нужно только
знать цену. Для такого томик стишков годен разве что на растопку печи. Зато
именно за людьми этого толка – будущее, хотя автор и не так явно постулирует
эту идею.
Другие герои претерпели некие метаморфозы из-за состава актёрской труппы. Роль
профессора антропологии исполнила одна из самых опытных актрис театра Татьяна
Щербакова. Уважаемая и известная профессор, которая желает посмотреть на
«полинезийский» тип отсталого получеловека, в лице Пабло находит ироничного и
смелого противника. Дикарь с лёгкостью рушит теорию профессора. Роль академика
– шутовская, призванная рассмешить зрителя, но не только. Татьяна Щербакова
сумела найти и передать со сцены и комическое, и трагедийное начало своей
героини, ведь профессор хотела написать о дальнем родственнике книгу, получить
очередную медаль, тем самым подтвердив свою исключительность. «Вот, что делает
общество с людьми, заставляет их гнаться за безделушками, затеняя то, что
действительно важно», - говорит автор, вводя учёного в текст пьесы.
Ольга Шавочкина и Татьяна Привалова сыграли дочерей профессора - Лулу и Фифи.
Девушки справились с трудными ролями, показали не только комические функции
своих персонажей, но и их уязвимость. Роли аристократок не так просты – да, их
единственная цель выйти замуж за богатого наследника. А дикарь он или, скажем,
подлец, как Хулио – это дело десятое. Лулу и Фифи тоже стали жертвами
общественного устройства, пропитаны ядом мира, в котором выросли.
Режиссёром пьесы выступила Татьяна Макарова. Спектакль – её заметная
театральная работа. Она не видна обычному зрителю, но формирует каркас, из
которого впоследствии рождается магия сцены, ради которой и ходят в театр.
- Идея поставить эту пьесу родилась ещё два года назад. Тогда нам помешали
обстоятельства. Но в этом году всё получилось. Мы репетировали порядка пяти
месяцев. Актёрам хотелось примерить на себя не только комедийные, но и драматические
роли. Пьеса получилась жизненной, злободневной. Она объединила в себе и дружбу,
и любовь, и подлость, и надежду. Я видела, что зрители с первых минут
включились в действо, стали наблюдать за героями, сопереживать им, смеяться и
грустить вместе с ними. Я горжусь актёрами, они справились! - поделилась
впечатлениями от проделанной работы Татьяна Макарова.
Так, благодаря кировскому драматическому театру, через более чем семь десятков
лет автор пьесы Алехандро Касона говорил со зрителями голосами актёров,
напоминая о вечных ценностях и о вечных словах.
Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.
ФОТОРЕПОРТАЖ

Свежий номер