Сегодня: Суббота 21 декабря 2024 г.

ЧАСТИЦУ ДОБРОТЫ - В ДЕТСКИЕ СЕРДЦА

№№7-9 26 января 2018 г.

В конце декабря в Кировском районе состоялось итоговое заседание координационного Совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. Все чаще мы слышим мнение, что роль школы не сводится к тому, чтобы дать ребенку стандартный набор числовой и фактической информации о мире, в котором он живет. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Педагоги должны обладать знаниями, мудростью, искать способы, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть их духовные качества, развить чувства, привить навыки борьбы со злом и научить делать правильный выбор. Вот основные категории, которые для большинства родителей являются главными показателями грамотной работы учителя.

В соответствии с докладом Ольги Александровны Лукьяновой, заведующей отделом образования, план 2017 года по проведению комплекса мероприятий, направленных на личностное развитие учащихся, выполнен. Творческие фестивали, историко-патриотические конференции, волонтерское движение, спортивные праздники, экскурсии – все это и многое другое части единой системы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения кировчан.

Член координационного Совета, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан поблагодарил светские власти за проводимую непростую работу. И отдельно отметил, что в этой деятельности не должно быть двойных стандартов. Основная задача состоит в том, чтобы частичка доброты проникла в каждое детское сердце. Также владыка наградил благодарственными грамотами коллег по координационному Совету, чья деятельность в 2017 году принесла наиболее заметные результаты.

Интересный подход по решению задачи духовно-нравственного воспитания выбрала детская библиотека №2. Докладчик, ведущий библиотекарь Вера Алексеевна Кошелева, рассказала о проводимых ими вечерах совместного чтения. Библиотекари составили и предложили родителям список книг для чтения с детьми. После того, как очередная книга прочитана, несколько семей собираются в читальном зале за чашкой чая и делятся своими впечатлениями и выводами. Одна из последних встреч была посвящена повести Л. Воронковой «Девочка из города». В произведении идет речь о девочке, осиротевшей во время войны, и о добрых людях, её приютивших. Вера Алексеевна рассказывает, что и библиотекари, и сами родители зачастую бывают удивлены тем, как тонко и глубоко их дети понимают повествование. Ведущий лишь задает вопросы и направляет мини-конференцию в нужное русло, выводы же школьники всегда делают сами. Это и есть самое ценное в проводимой работе. Ребенок слегка направлен, а важные истины он постиг самостоятельно. Такие личные открытия навсегда задержатся в его сердце.

Также Вера Алексеевна осветила проект библиотеки по патриотическому воспитанию и сохранению культурного наследия малой родины. Наш выдающийся земляк, педагог и писатель Михаил Борисович Чистяков сейчас незаслуженно забыт. Библиотекари совместно с детьми находят и перепечатывают его детские произведения. Над иллюстрациями для проекта работают учащиеся школы искусств №1.

Своим опытом взаимодействия школы и православной церкви поделилась с коллегами учитель русского языка и литературы из Фоминичской школы Елена Николаевна Казакова. В селе силами прихожан восстановлена Никольская церковь 1915 года постройки. Старшеклассники также принимали активное участие в ее обустройстве. В сельской школе оборудован кабинет духовно-православной культуры. Для детей организуются экскурсии в Оптину Пустынь и другие святые места Калужской и Московской областей. В рамках школьного курса основ православной культуры для учащихся проводятся встречи со священнослужителями. Частый гость на них - иерей храма Александра Невского отец Михаил. Взрослые и дети ценят визиты уроженца фоминичских земель отца Геласия, который ныне является игуменом и благочинным Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры.

Герман Викторович Кропачев, председатель координационного Совета, оценил активность фоминичских педагогов. Но, опираясь на примеры из личной практики, попросил в большей степени обращать внимание не на количество событий, а на то, как их воспринимают дети, какие выводы делают.

Даже спустя несколько лет после введения курса «Основы православной культуры» в систему образования накал споров вокруг присутствия религии (в любом виде) в школах не спадает. Остро обсуждался этот вопрос и на заседании совета. Первой его затронула Елена Павловна Дарьина, старший воспитатель детского сада «Аленушка» для детей раннего возраста. Она спросила мнение коллег о том, стоит ли демонстрировать малышам в детском саду икону, и как это делать правильно. Ответ предложила матушка Анастасия (Рябова). По ее мнению, нет ничего плохого в том, что дети будут ознакомлены с основными символами православия в учебном учреждении. Не каждый современный родитель найдет время и возможность регулярно посещать церковь с ребенком и самостоятельно рассказывать ему о Боге. Кировчане в подавляющем большинстве православные христиане, скорее всего, они поддержат эту инициативу. Но что делать, если в группе детского сада присутствуют малыши другого вероисповедания? В таком случае вопрос о демонстрации икон и другой религиозной символики желательно предварительно обсуждать с родителями подопечных.

Чтобы максимально точно узнать отношение обучающихся и их родителей к введению курса «Основы православной культуры» в образовательных организациях, в районе было проведено социально-педагогическое исследование. Первичное - в сентябре 2016 года, и повторное - в сентябре 2017г. В исследовании приняли участие 401 обучающийся и 411 родителей или законных представителей. В качестве метода исследования была предложена анкета из восьми вопросов. По итогу исследования 2017 года, большинство школьников (69%) с удовольствием посещают занятия ОПК. Интересно, что по их ответам, 80% детей основную информацию о православной культуре получают именно на этих занятиях, 36% - от родителей и только 14% - от представителей церкви. Положительное влияние, которое оказывают на них уроки ОПК, отметили 69% опрошенных школьников. По сравнению с прошлым годом эта цифра выросла на 9%.

По результатам исследования мнения взрослых, 73% родителей отнеслись к введению предмета ОПК положительно, 9% родителей восприняли нововведение равнодушно и 6% опрошенных имеют негативную точку зрения. Интересно, что в 2016 году отрицательное мнение высказали только 2% рецензентов, в то время как «за» высказывались 82%.

По итогу годового курса, 31% родителей заметили, что с введением ОПК их дети стали более компетентны в вопросах православной культуры, 26% говорят, что их дети стали добрее, и столько же (26%) не отметили у своих детей никаких изменений. 19% опрошенных взрослых считают, что, благодаря введению курса ОПК, их дети стали лучше понимать категории «добро», «зло», «грех». К сожалению, лишь 19% родителей постоянно обсуждают темы уроков ОПК со своими детьми и 20% вообще не ведут дома беседу на данную тему, 44%, по их словам, делают это время от времени.

Подводя итоги исследования, можно сказать, что все же больше половины опрошенных детей и взрослых относятся к введению курса ОПК положительно и отмечают его позитивное влияние. По настоятельной просьбе председателя координационного совета Германа Викторовича Кропачева и в связи с важностью вопроса, аналогичные мониторинги мнения целевой аудитории будут проводиться постоянно.

В завершение заседания Совета был утвержден план по мероприятиям, направленным на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в 2018 году. Согласно решению координационного Совета при Правительстве Калужской области от 04.09.2017 года в состав муниципальных Советов должен быть включен муниципальный координатор преподавания ОПК. В Кировском районе эта обязанность возложена на ведущего эксперта отдела образования Анну Владимировну Кривогубченко.

Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.