В конце декабря в Кировском районе состоялось
итоговое заседание координационного Совета по духовно-нравственному воспитанию
детей и молодежи. Все чаще мы слышим
мнение, что роль школы не сводится к тому, чтобы дать ребенку стандартный набор
числовой и фактической информации о мире, в котором он живет. Духовно-нравственное
развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной
образовательной системы и представляют собой важный компонент социального
заказа для образования.
Педагоги должны обладать знаниями, мудростью,
искать способы, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского
воспитания школьников, раскрыть их духовные качества, развить чувства, привить
навыки борьбы со злом и научить делать правильный выбор. Вот основные
категории, которые для большинства родителей являются главными показателями
грамотной работы учителя.
В соответствии с докладом Ольги Александровны
Лукьяновой, заведующей отделом образования, план 2017 года по проведению
комплекса мероприятий, направленных на личностное развитие учащихся, выполнен. Творческие
фестивали, историко-патриотические конференции, волонтерское движение,
спортивные праздники, экскурсии – все это и многое другое части единой системы
духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения
кировчан.
Член координационного Совета, архиепископ
Песоченский и Юхновский Максимилиан поблагодарил светские власти за проводимую
непростую работу. И отдельно отметил, что в этой деятельности не должно быть
двойных стандартов. Основная задача состоит в том, чтобы частичка доброты
проникла в каждое детское сердце. Также
владыка наградил благодарственными грамотами коллег по координационному Совету,
чья деятельность в 2017 году принесла наиболее заметные результаты.
Интересный подход по решению задачи духовно-нравственного
воспитания выбрала детская библиотека №2. Докладчик, ведущий библиотекарь Вера
Алексеевна Кошелева, рассказала о проводимых ими вечерах совместного чтения.
Библиотекари составили и предложили родителям список книг для чтения с детьми.
После того, как очередная книга прочитана, несколько семей собираются в
читальном зале за чашкой чая и делятся своими впечатлениями и выводами. Одна из последних встреч была посвящена повести
Л. Воронковой «Девочка из города». В произведении идет речь о девочке,
осиротевшей во время войны, и о добрых людях, её приютивших. Вера Алексеевна
рассказывает, что и библиотекари, и сами родители зачастую бывают удивлены тем,
как тонко и глубоко их дети понимают повествование. Ведущий лишь задает вопросы
и направляет мини-конференцию в нужное русло, выводы же школьники всегда делают
сами. Это и есть самое ценное в проводимой работе. Ребенок слегка направлен, а
важные истины он постиг самостоятельно. Такие личные открытия навсегда задержатся
в его сердце.
Также Вера
Алексеевна осветила проект библиотеки по патриотическому воспитанию и сохранению
культурного наследия малой родины. Наш выдающийся земляк, педагог и писатель
Михаил Борисович Чистяков сейчас незаслуженно забыт. Библиотекари совместно с
детьми находят и перепечатывают его детские произведения. Над иллюстрациями для
проекта работают учащиеся школы искусств №1.
Своим опытом взаимодействия школы и православной
церкви поделилась с коллегами учитель русского языка и литературы из
Фоминичской школы Елена Николаевна Казакова. В селе силами прихожан
восстановлена Никольская церковь 1915 года постройки. Старшеклассники также принимали
активное участие в ее обустройстве. В сельской школе оборудован кабинет
духовно-православной культуры. Для детей организуются экскурсии в Оптину
Пустынь и другие святые места Калужской и Московской областей. В рамках
школьного курса основ православной культуры для учащихся проводятся встречи со
священнослужителями. Частый гость на них - иерей храма Александра Невского отец
Михаил. Взрослые и дети ценят визиты уроженца фоминичских земель отца Геласия,
который ныне является игуменом и благочинным Черниговского скита Троице-Сергиевой
лавры.
Герман Викторович Кропачев, председатель
координационного Совета, оценил активность фоминичских педагогов. Но, опираясь
на примеры из личной практики, попросил в большей степени обращать внимание не
на количество событий, а на то, как их воспринимают дети, какие выводы делают.
Даже спустя несколько лет после введения курса «Основы
православной культуры» в систему образования накал споров вокруг присутствия
религии (в любом виде) в школах не спадает. Остро обсуждался
этот вопрос и на заседании совета. Первой его затронула Елена Павловна Дарьина,
старший воспитатель детского сада «Аленушка» для детей раннего возраста. Она
спросила мнение коллег о том, стоит ли демонстрировать малышам в детском саду
икону, и как это делать правильно. Ответ предложила матушка Анастасия (Рябова).
По ее мнению, нет ничего плохого в том, что дети будут ознакомлены с основными
символами православия в учебном учреждении. Не каждый современный родитель
найдет время и возможность регулярно посещать церковь с ребенком и
самостоятельно рассказывать ему о Боге. Кировчане в подавляющем большинстве православные
христиане, скорее всего, они поддержат эту инициативу. Но что делать, если в
группе детского сада присутствуют малыши другого вероисповедания? В таком
случае вопрос о демонстрации икон и другой религиозной символики желательно
предварительно обсуждать с родителями подопечных.
Чтобы максимально точно узнать отношение
обучающихся и их родителей к введению курса «Основы православной культуры» в
образовательных организациях, в районе было проведено социально-педагогическое
исследование. Первичное - в сентябре 2016 года, и повторное - в сентябре 2017г.
В исследовании приняли участие 401 обучающийся и 411 родителей или законных
представителей. В качестве метода
исследования была предложена анкета из восьми вопросов. По итогу исследования
2017 года, большинство школьников (69%) с удовольствием посещают занятия ОПК. Интересно,
что по их ответам, 80% детей основную информацию о православной культуре
получают именно на этих занятиях, 36% - от
родителей и только 14% - от представителей церкви. Положительное влияние,
которое оказывают на них уроки ОПК, отметили 69% опрошенных школьников. По
сравнению с прошлым годом эта цифра выросла на 9%.
По результатам исследования мнения взрослых, 73%
родителей отнеслись к введению предмета ОПК положительно, 9% родителей
восприняли нововведение равнодушно и 6% опрошенных имеют негативную точку
зрения. Интересно, что в 2016 году отрицательное мнение высказали только 2%
рецензентов, в то время как «за»
высказывались 82%.
По итогу годового курса, 31% родителей заметили,
что с введением ОПК их дети стали более компетентны в вопросах православной культуры,
26% говорят, что их дети стали добрее, и столько же (26%) не отметили у своих
детей никаких изменений. 19% опрошенных
взрослых считают, что, благодаря введению курса ОПК, их дети стали лучше
понимать категории «добро», «зло», «грех». К сожалению, лишь 19% родителей постоянно обсуждают темы уроков ОПК со
своими детьми и 20% вообще не ведут дома беседу на данную тему, 44%, по их
словам, делают это время от времени.
Подводя итоги исследования, можно сказать, что
все же больше половины опрошенных детей и взрослых относятся к введению курса
ОПК положительно и отмечают его позитивное влияние. По настоятельной просьбе
председателя координационного совета Германа Викторовича Кропачева и в связи с
важностью вопроса, аналогичные мониторинги мнения целевой аудитории будут проводиться
постоянно.
В завершение заседания Совета был утвержден план
по мероприятиям, направленным на духовно-нравственное воспитание детей и
молодежи в 2018 году. Согласно решению координационного Совета при
Правительстве Калужской области от 04.09.2017 года в состав муниципальных
Советов должен быть включен муниципальный координатор преподавания ОПК. В
Кировском районе эта обязанность возложена на ведущего эксперта отдела
образования Анну Владимировну Кривогубченко.
Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.