Сегодня: Четверг 21 ноября 2024 г.

Древняя страна в песках каракумов

№№13-15 9 февраля 2018 г.

Среди гостей нашего города – Н.А. Дубова, доктор исторических наук, кандидат биологических наук. Руководитель группы этнической экологии Центра междисциплинарных исследований Института этнологии и антропологии Российской Академии наук. Специалист по антропологии древнего и современного населения Средней Азии. Автор более 320 печатных работ, в том числе трех монографий.

Кировчане познакомились с Надеждой Анатольевной в прошлом году, во время встречи, организованной коллективом детской библиотеки №2. Тогда гостья представила свою книгу о военном скульпторе, интересную для широкого круга читателей. Плодотворное сотрудничество было продолжено. Новая встреча открыла ещё один спектр деятельности Н.А.Дубовой. С 2002 года она работала заместителем руководителя экспедиции - археолога, доктора исторических наук В.И.Сарианиди, который открыл миру легендарную страну Маргуш. Об удивительных археологических открытиях и находках она рассказала старшеклассникам школы №2 и педагогам, а также самым любознательным кировчанам, которые пришли в этот день в актовый зал второй школы. Видео-презентация помогла оценить масштабы проделанной работы, увидеть находки.

Но как же все-таки мир узнал о цивилизации маргианцев? Как В.И.Сарианиди нашел то место, где теперь раскинулся музей под открытым небом, а ученые год от года раскапывают все больше и больше удивительных артефактов?

Первое упоминание о Маргуше было прочитано в 30-40-х годах при расшифровке клинобитного текста на барельефе, изображенном на скале Бехистун в Иране, высеченного по приказу царя Дария I о событиях 523- 521 г.г. до н.э.

Барельеф изображает царя Дария под покровительством зороастрийского бога Ахурамазды. Перед Дарием, склонив головы, стоят поверженные им цари захваченных государств и среди них Фрада - царь Маргуша.

Виктор Иванович Сарианиди еще студентом археологического факультета (сороковые годы) заинтересовался загадочной страной и принял участие в первых экспедициях по ее поиску под руководством М.Е.Массона. Массон искал Маргиану в дельте реки Мургаб, но он не учел того момента, что за тысячелетия Мургаб сместился к западу, изменив русло. И лишь в 1972 году, почти через тридцать лет поиска, В.И. Сарианиди, руководствуясь не только достижениями археологии того времени, но и интуицией ученого, одержимого идеей поиска загадочной страны, начал раскопки городища, которые и привели его к величайшему открытию.

В.И.Сарианиди вместе с коллегами обнаружил в пустыне Каракумы возвышенность, усеянную черепками. Россыпь битой керамической посуды – верный признак того, что здесь находилось поселение. Местные чабаны называли этот холм Гонур-депе (серый холм). Имя этого памятника вскоре стало широко известно в узком кругу археологов, а затем получило всемирную известность.

За четыре десятилетия тяжелого труда десятков археологов и сотен рабочих были вскрыты руины самого крупного города среди почти двухсот поселений эпохи бронзы в дельте реки Мургаб. Можно только догадываться, как называлась их маленькая страна, отрезанная от остального мира горами и пустынями. Но сегодня её принято называть страной Маргуш ( или Маргианой).

Раскопки позволили доказать высочайший уровень развития культуры населения Мургабского оазиса в эпоху бронзы, дав учёным основания утверждать, что в этом регионе существовал один из самых ранних центров древневосточной цивилизации.

Гонур состоял из дворца и множества святилищ. Найдены уникальные изделия из бронзы, серебра, золота и камня, разнообразная керамическая посуда.

Блестящие результаты дали раскопки царского некрополя Гонура, где было найдено 8 гробниц правителей страны Маргуш. Все они представляют собой миниатюрные модели реальных жилищ со всеми их атрибутами – очагами, нишами в стенах для предметов быта, узкими лежанками и тайниками, скрывавшими сокровища.

Древние люди верили в жизнь после смерти, поэтому оставляли в могилах в качестве погребальных приношений не только целые сервизы столовой посуды из керамики и металла, но и всевозможные ювелирные изделия из золота, серебра, бронзы, меди, драгоценных камней, а также разнообразные культовые статуэтки и личные печати-амулеты. Увы, все найденные мавзолеи такого типа были разграблены ещё в древности и археологам достались в основном лишь остатки былой роскоши, но и они поражают воображение высоким искусством мастеров эпохи бронзы.

Но вот чего не могли унести с собой воры, так это украшения стен подземных домов-склепов и больших деревянных ящиков-«дарохранительниц». Нигде и никогда учёные еще не находили такие необыкновенные творения рук человеческих. В царском некрополе Гонура найдены панели, украшенные искусно выполненными орнаментальными и сюжетными многофигурными композициями. Их основная часть была живописной, а отдельные элементы исполнены в технике мозаики. Даже то немногое, чем мы сейчас располагаем, позволяет заглянуть в мир легенд, мифов и ритуалов жителей Гонура и всей страны Маргуш.

Грифоны и крылатые львы, змеи, заглатывающие архаров, сцены борьбы драконов со змеями демонстрируют, как неоднократно отмечал профессор Сарианиди, на печатях и амулетах Бактрии и Маргианы одну из ведущих идей того времени – борьбу Добра и Зла.

И хотя в искусстве Древнего востока похожие мотивы есть, но на гонурских образцах реальные и фантастические животные выполнены более профессионально, с экспрессией и натурализмом.

Сначала даже специалистам было неясно, как всё-таки изготавливались гонурские мозаики, какие краски, материалы использовались, как крепились детали. После серии лабораторных анализов удалось установить, что изображения создавались с использованием нескольких органических красителей: угля (черный цвет), ультрамарина, полученного из лазурита (ярко-синий), киновари (ярко-красный). Самые важные, эффектные детали – головы и туловища хищников, птиц, рыб, грифонов, других животных – выполнялись из камня.

Среди многих десятков инструментов гонурских мастеров археологам удалось отыскать резцы, специально подготовленные и заточенные под таким углом, который позволяет вырезать мозаичные фигуры. Это доказывает, что мастера-камнерезы и художники древности создавали свои работы на месте, а не привозили откуда-то готовые панели. Сырьё тоже было местное – минералы добывали в горах Копетдага. Технология изготовления подобных мозаик такова, что по своей прочности они могли соперничать с камнем.

Мы не знаем, что символизировали эти мозаичные рисунки, почему их размещали в гробницах, но одно несомненно: в этих мозаиках, как в зеркале, отразился духовный мир людей, живших почти четыре тысячи лет назад. Это было так давно, настолько за гранью возможностей коллективной памяти, что представить столь далёкое прошлое человеческое сознание, пожалуй, не в силах.

Изобретя календарь и хронологию, люди научились всего лишь рассчитывать прошлое математически. Но это такое же абстрактное знание, как и вычисленное расстояние до дальних планет и звёзд – мы уверены, что так оно и есть, однако, преодолеть столь немыслимую даль физически никому не дано. Приблизительно можно сосчитать, сколько поколений сменилось на земле с тех пор, когда процветала цивилизация в дельте реки Мургаб. Если один век в среднем вмещает жизнь трёх поколений, то 35 веков, минувших с середины второго тысячелетия до новой эры, это свыше 100 генераций.

И вот сквозь эту непроницаемую, казалось бы, мглу, когда всё давно забыто – и язык, и название жившего здесь народа, и названия исчезнувших городов – археологи извлекают на свет послания от людей, которые старше нас на три с половиной тысячи лет!

Ученые находятся пока лишь в начале пути постижения символического или повествовательного смысла изображений на гонурских панелях, но сама уникальность этих мозаик, художественное мастерство их создателей привлечёт к исследованиям и тех специалистов, кто хорошо знает легенды и мифы Древнего Востока. Можно не сомневаться, что на пути их познания откроется ещё не одна тайна цивилизации, спрятанная на тысячелетия под песками Каракумов.

Страна Маргиана тоже ушла в небытие и стала историей. Город, который сегодня называют Гонур, знавал и период расцвета, и нападения врагов, и пожары; жизнь в нем то кипела, то затихала, но окончательно остановилась, когда река Мургаб ушла на запад, а вместе с ней и люди, и пустыня засыпала песком создания их рук.

Но сегодня, благодаря методике известного антрополога М.М.Герасимова, позволяющей по черепу восстановить облик человека, специалисты московской лаборатории антропологической реконструкции при Институте этнологии и антропологии РАН осуществили реконструкцию внешнего облика мужчины и женщины из некрополя эпохи бронзы в Гонур-депе. Участие в этой работе принимала и Н.А.Дубова. Были созданы скульптурные портреты воина и женщины преклонного возраста и портреты молодых маргианцев.

По внешнему облику они ничем не отличались от современных людей. И это оставляет шанс понять образ их мыслей и логику действий.

В заключение встречи Н.А.Дубова ответила на вопросы.

Высоко оценил выступление и археологические достижения экспедиции заведующий историко-краеведческим музеем А.А.Бауэр. Поблагодарили гостью за интересное выступление директор «ЦБС» Т.В.Матюшина, заведующая детской библиотекой №2 О.В.Бобкова, руководитель ЛТО «Ритм» Т.И.Федосеева.

(В статье использована информация с сайта margiana.su)