Среди гостей нашего города – Н.А. Дубова, доктор исторических наук,
кандидат биологических наук. Руководитель группы этнической экологии Центра
междисциплинарных исследований Института
этнологии и антропологии Российской Академии наук. Специалист по
антропологии древнего и современного населения Средней Азии. Автор более
320 печатных работ, в том числе трех монографий.
Кировчане познакомились с Надеждой
Анатольевной в прошлом году, во время встречи, организованной коллективом
детской библиотеки №2. Тогда гостья представила свою книгу о военном
скульпторе, интересную для широкого круга читателей. Плодотворное
сотрудничество было продолжено. Новая
встреча открыла ещё один спектр деятельности Н.А.Дубовой. С 2002 года она работала
заместителем руководителя экспедиции - археолога, доктора исторических наук
В.И.Сарианиди, который открыл миру легендарную страну Маргуш. Об удивительных
археологических открытиях и находках она рассказала старшеклассникам школы №2 и
педагогам, а также самым любознательным кировчанам, которые пришли в этот день
в актовый зал второй школы. Видео-презентация помогла оценить масштабы
проделанной работы, увидеть находки.
Но как же все-таки мир узнал о цивилизации маргианцев? Как
В.И.Сарианиди нашел то место, где теперь раскинулся музей под открытым небом, а
ученые год от года раскапывают все больше и больше удивительных артефактов?
Первое упоминание о Маргуше было прочитано в 30-40-х годах при
расшифровке клинобитного текста на барельефе, изображенном на скале Бехистун в
Иране, высеченного по приказу царя Дария I о событиях 523-
Барельеф изображает царя Дария
под покровительством зороастрийского бога Ахурамазды. Перед Дарием, склонив
головы, стоят поверженные им цари захваченных государств и среди них Фрада -
царь Маргуша.
Виктор Иванович Сарианиди еще студентом
археологического факультета (сороковые годы) заинтересовался загадочной страной
и принял участие в первых экспедициях по ее поиску под руководством
М.Е.Массона. Массон искал Маргиану в дельте реки Мургаб, но он не учел того
момента, что за тысячелетия Мургаб сместился к западу, изменив русло. И лишь в
1972 году, почти через тридцать лет поиска, В.И. Сарианиди, руководствуясь не
только достижениями археологии того времени, но и интуицией ученого, одержимого
идеей поиска загадочной страны, начал раскопки городища, которые и привели его
к величайшему открытию.
В.И.Сарианиди вместе с коллегами
обнаружил в пустыне Каракумы возвышенность, усеянную черепками. Россыпь битой
керамической посуды – верный признак того, что здесь находилось поселение.
Местные чабаны называли этот холм Гонур-депе (серый холм). Имя этого памятника
вскоре стало широко известно в узком кругу археологов, а затем получило
всемирную известность.
За четыре десятилетия тяжелого
труда десятков археологов и сотен рабочих были вскрыты руины самого крупного
города среди почти двухсот поселений эпохи бронзы в дельте реки Мургаб. Можно
только догадываться, как называлась их маленькая страна, отрезанная от
остального мира горами и пустынями. Но сегодня её принято называть страной
Маргуш ( или Маргианой).
Раскопки позволили доказать высочайший
уровень развития культуры населения Мургабского оазиса в эпоху бронзы, дав
учёным основания утверждать, что в этом регионе существовал один из самых
ранних центров древневосточной цивилизации.
Гонур состоял из дворца и множества
святилищ. Найдены уникальные изделия из бронзы, серебра, золота и камня,
разнообразная керамическая посуда.
Блестящие результаты дали раскопки
царского некрополя Гонура, где было найдено 8 гробниц правителей страны Маргуш.
Все они представляют собой миниатюрные модели реальных жилищ со всеми их
атрибутами – очагами, нишами в стенах для предметов быта, узкими лежанками и
тайниками, скрывавшими сокровища.
Древние люди верили в жизнь после
смерти, поэтому оставляли в могилах в качестве погребальных приношений не
только целые сервизы столовой посуды из керамики и металла, но и всевозможные
ювелирные изделия из золота, серебра, бронзы, меди, драгоценных камней, а также
разнообразные культовые статуэтки и личные печати-амулеты. Увы, все найденные
мавзолеи такого типа были разграблены ещё в древности и археологам достались в
основном лишь остатки былой роскоши, но и они поражают воображение высоким
искусством мастеров эпохи бронзы.
Но вот чего не могли унести с собой
воры, так это украшения стен подземных домов-склепов и больших деревянных
ящиков-«дарохранительниц». Нигде и никогда учёные еще не находили такие
необыкновенные творения рук человеческих. В царском некрополе Гонура найдены
панели, украшенные искусно выполненными орнаментальными и сюжетными
многофигурными композициями. Их основная часть была живописной, а отдельные
элементы исполнены в технике мозаики. Даже то немногое, чем мы сейчас
располагаем, позволяет заглянуть в мир легенд, мифов и ритуалов жителей Гонура
и всей страны Маргуш.
Грифоны и крылатые львы, змеи,
заглатывающие архаров, сцены борьбы драконов со змеями демонстрируют, как
неоднократно отмечал профессор Сарианиди, на печатях и амулетах Бактрии и
Маргианы одну из ведущих идей того времени – борьбу Добра и Зла.
И хотя в искусстве Древнего востока
похожие мотивы есть, но на гонурских образцах реальные и фантастические
животные выполнены более профессионально, с экспрессией и натурализмом.
Сначала даже специалистам было
неясно, как всё-таки изготавливались гонурские мозаики, какие краски, материалы
использовались, как крепились детали. После серии лабораторных анализов удалось
установить, что изображения создавались с использованием нескольких
органических красителей: угля (черный цвет), ультрамарина, полученного из
лазурита (ярко-синий), киновари (ярко-красный). Самые важные, эффектные детали
– головы и туловища хищников, птиц, рыб, грифонов, других животных –
выполнялись из камня.
Среди многих десятков инструментов гонурских
мастеров археологам удалось отыскать резцы, специально подготовленные и
заточенные под таким углом, который позволяет вырезать мозаичные фигуры. Это
доказывает, что мастера-камнерезы и художники древности создавали свои работы
на месте, а не привозили откуда-то готовые панели. Сырьё тоже было местное –
минералы добывали в горах Копетдага. Технология изготовления подобных мозаик
такова, что по своей прочности они могли соперничать с камнем.
Мы не знаем, что символизировали
эти мозаичные рисунки, почему их размещали в гробницах, но одно несомненно: в
этих мозаиках, как в зеркале, отразился духовный мир людей, живших почти четыре
тысячи лет назад. Это было так давно, настолько за гранью возможностей
коллективной памяти, что представить столь далёкое прошлое человеческое
сознание, пожалуй, не в силах.
Изобретя календарь и хронологию,
люди научились всего лишь рассчитывать прошлое математически. Но это такое же
абстрактное знание, как и вычисленное расстояние до дальних планет и звёзд – мы
уверены, что так оно и есть, однако, преодолеть столь немыслимую даль физически
никому не дано. Приблизительно можно сосчитать, сколько поколений сменилось на
земле с тех пор, когда процветала цивилизация в дельте реки Мургаб. Если один
век в среднем вмещает жизнь трёх поколений, то 35 веков, минувших с середины
второго тысячелетия до новой эры, это свыше 100 генераций.
И вот сквозь эту непроницаемую,
казалось бы, мглу, когда всё давно забыто – и язык, и название жившего здесь
народа, и названия исчезнувших городов – археологи извлекают на свет послания
от людей, которые старше нас на три с половиной тысячи лет!
Ученые находятся пока лишь в начале
пути постижения символического или повествовательного смысла изображений на
гонурских панелях, но сама уникальность этих мозаик, художественное мастерство
их создателей привлечёт к исследованиям и тех специалистов, кто хорошо знает
легенды и мифы Древнего Востока. Можно не сомневаться, что на пути их познания
откроется ещё не одна тайна цивилизации, спрятанная на тысячелетия под песками Каракумов.
Страна Маргиана тоже ушла в небытие и стала историей. Город,
который сегодня называют Гонур, знавал и период расцвета, и нападения врагов, и
пожары; жизнь в нем то кипела, то затихала, но окончательно остановилась, когда
река Мургаб ушла на запад, а вместе с ней и люди, и пустыня засыпала песком
создания их рук.
Но сегодня, благодаря методике известного антрополога
М.М.Герасимова, позволяющей по черепу восстановить облик человека, специалисты
московской лаборатории антропологической реконструкции при Институте этнологии
и антропологии РАН осуществили реконструкцию внешнего облика мужчины и женщины
из некрополя эпохи бронзы в Гонур-депе. Участие в этой работе принимала и
Н.А.Дубова. Были созданы скульптурные портреты воина и женщины преклонного
возраста и портреты молодых маргианцев.
По внешнему облику они ничем не
отличались от современных людей. И это оставляет шанс понять образ их мыслей и
логику действий.
В заключение встречи Н.А.Дубова ответила на вопросы.
Высоко оценил выступление и археологические достижения
экспедиции заведующий историко-краеведческим музеем А.А.Бауэр. Поблагодарили
гостью за интересное выступление директор «ЦБС» Т.В.Матюшина, заведующая
детской библиотекой №2 О.В.Бобкова, руководитель ЛТО «Ритм» Т.И.Федосеева.
(В статье использована информация с сайта margiana.su)