Сегодня: Понедельник 23 декабря 2024 г.

Интимный вопрос

№№25-27 9 марта 2018 г.

Дмитрий, похоронив мать и воздав ей последние почести, сильно загрустил. Его мать - Людмила Петровна, учительница биологии и географии, всю жизнь любила природу, цветы, лес, а больше всего его, единственного сына, в котором души не чаяла. Теперь он, оставшись один, очень остро ощутил нехватку той заботы, внимания и любви, которую ему дарила мать.

Решив выбрать фото для памятника матери, он открыл шкаф, в котором она хранила свои вещи: альбомы, редкие экземпляры книг, гербарии, атласы. Среди прочих вещей были чашка и блюдце, пивная кружка. На блюдце и чашке были изображены одинаковые рисунки - домик с резными ставнями, окно, из которого выглядывала белокурая девушка.

А на кружке был пейзаж, река, березка на песчаном берегу. Мать иногда доставала эти вещи и подолгу сидела, разглядывая и налив в них чай, так и оставляла, не прикоснувшись к ним и не выпив из них ни глотка.

Среди прочих вещей Дмитрий вдруг обнаружил пухлую, старую тетрадь, аккуратно завернутую в целлофановый пакет. Он раскрыл тетрадь, с интересом полистал ее и понял, что это дневник матери. В тетради был конверт с письмами и фотографии. Дмитрий разложил на столе фото и с интересом разглядывал незнакомых людей: молодой парень и девушка явно моложе его. Несколько фоток красивого мужчины, еще разные незнакомые люди и лица. Дмитрий стал читать дневник матери. На этих, пожелтевших от времени страницах, мать излагала свои мысли, а писать начала еще юной девчонкой, в дни, когда она подрабатывала вечерами в столовой, где мыла посуду, полы, иногда подавала заказы посетителям.

В столовую часто заходили студенты шумной компанией, брали чай, булки, иногда пили пиво.

Среди них был высокий, красивый, ясноглазый, улыбчивый парень, звали его Николай. Матери он приглянулся. Николай приходил с друзьями, пил пиво, они смеялись, обсуждали учебу, лекции своих учителей. Это было романтическое время юности, когда много друзей, а заботы еще не одолевают. В летнее время из столовой выносили столики на улицу. Он часто стал наведываться один, любил пить пиво, сидя за столиком под раскидистым дубом, мечтая о чем-то своем, поглядывая изредка на мать, наблюдая, как проворно и быстро она работает.

А мать, очарованная его вниманием и рассказами о звездах, особенно об Орионе, Сириусе, Большой Медведице, влюбилась в него безрассудно. Он стал ее прекрасным рыцарем. Его рассказы о щедрости природы, которая наделяет силой самоотдачи, способствует умению приспосабливаться к различным ситуациям, поднимает нас над суетой и повседневностью, дает энергию свободы и независимости, околдовали ее. Он говорил ей, что природа леса - это защита от тяжелых мыслей, энергия мудрости, стойкости, она, как заботливые и нежные руки матери, обволакивает нас спокойствием и умиротворением, отсеивает негатив. А деревья в лесу шелестят листвою, обнимаются ветвями и сплетаются корнями, как влюбленные люди. Лесные звуки успокаивают, восстанавливают психику, делают человека мягким, нежным, чутким и отзывчивым к чужим проблемам и бедам.

Николай иногда провожал юную Богиню (так он называл ее - Людочку) до института, целовал нежно в губы, а она радовалась их дружбе, в душе гордилась им.

Однажды на праздник Троицы они поехали на дачу к его знакомым. Там развели костер, пели, танцевали. Им было хорошо вдвоем на природе среди разнотравья, где сама природа располагала к проникновению душ, взаимности, а нежные поцелуи, объятья, очарование юных сердец сделало их еще ближе и роднее. В эту волшебную ночь она стала женщиной. Утомленный Ник быстро уснул, а она долго смотрела на спящего красавца, который теперь стал ее мужчиной, взволнованная тем, что все это могло бы быть как-то по-другому, не здесь, но ее воображение уже рисовало картины их будущей жизни - безмятежной и счастливой. Она верила в Николая, его благие намерения ей казались непоколебимыми.

Утром она проснулась от нежного запаха белых роз, которыми была вся осыпана. Лепестки цветов покрывали одеяло, подушку, пол. Но Николая нигде не было. Она побродила по даче, не найдя нигде даже записки. Собралась и уехала в город.

Несколько дней она ходила как потерянная. Николай не появлялся, не появился он и через месяц, когда выпускные экзамены у него закончились. Как-то она вдруг увидела его в парке, он целовал девушку. Они о чем-то оживленно спорили, она поспешила уйти незамеченной. Не хотелось, чтобы ее видели, мысли очень разные крутились в ее голове. Может быть, она была для него просто очередным развлечением, его еще одной победой, а ее сердце так слепо полюбило его. Но она думала теперь уже о будущем ребенке, которого носила под сердцем. Может быть, это и к лучшему. Зачем такой отец, который увивается за чужими юбками.

Родители, узнав, что у них в семье будет прибавление, поддержали ее морально и материально: они получили новую квартиру, занялись обустройством комнаты для будущего малыша. В конце зимы у нее родился мальчик, похожий на Николая, ясноглазый и светловолосый, он рос крепким и здоровым, окруженный любовью и заботами домочадцев.

Дмитрий с интересом читал дневник матери, не пропуская ни одного слова, несколько раз перечитывая некоторые строки. Ведь здесь мать писала об отце. Когда он у нее в детстве спрашивал:

- Есть ли у нас папа?

Она отвечала:

- Есть! Но не у всех папы живут в семье!

А когда он стал взрослее, то однажды тоже спросил об отце. Но мать коротко ответила:

- Есть, но зачем тебе знать этот интимный вопрос?

И вот теперь в дневнике он узнал об отце. Увидел его фото. Когда мать тяжело заболела, то решила повидаться с отцом, ну, хотя бы просто его увидеть, хотя бы издали. В интернете, в одноклассниках она нашла его фамилию, но не могла зайти на его страничку, боялась, что он узнает ее. Но себя выдать она не хотела. От друзей она знала, что он жил на Севере, куда уехал после распределения, там женился через пять лет, потом вернулся к себе в родной город с двумя детьми и женой. Ей не хотелось будоражить воспоминаниями его счастливую, безмятежную жизнь.

Она все же любила Николая, берегла чашку и блюдце, подаренные им ей в день рождения, и книги "Счастливый рыцарь" и "Воин света", которые он читал когда-то и забыл у знакомых, а также пивную кружку, из которой пил пиво и чай - все это она так бережно хранила. И когда ей было грустно или одиноко, она наливала в чашку или в кружку чай, ставила рядом, представляя, что он сейчас вот-вот войдёт и будет пить чай вместе с ней.

И все-таки она решила поехать на его малую родину, чтобы хотя бы просто походить по улицам, посмотреть город, в котором он родился, рос, живет теперь.

Приехала рано утром в его провинциальный городок. Вышла из автобуса, полюбовалась площадью Победы, взлетающим самолетом на постаменте. Подумала, что, должно быть, он здесь не раз бывал, и часто бродит или проезжает на автомобиле или велосипеде. Увидев, как миловидная женщина открывает дверь аптеки, решила спросить у нее о Николае. Ведь аптекари знают почти всех людей в городе, тем более, в таком маленьком, потому что отпускают лекарства по рецептам, а в рецептах всегда есть адрес, фамилия, возраст. Действительно, аптекарша Вера Ивановна сказала, что знает Николая, он бывает в аптеке, даже может дать ей номер телефона, чтобы ему позвонить. Мать попросила набрать его номер телефона, чтобы хотя бы просто услышать его голос. Разволновалась. Долго искала свой телефон, но, оказывается, в спешке забыла его дома. Вера Ивановна позвонила Николаю со своего телефона. Мать от волнения даже вспотела в ожидании, но на звонок никто не ответил. Она ушла из аптеки. Долго ходила по улицам города, много раз обошла торговые ряды на рынке, но нигде не встретила его. Она ходила по улицам, вглядываясь в лица прохожих, разглядывая следы от ног, на тротуарах, ведь он живет здесь, в этом городе, ходит по этим же тротуарам.

Время пролетело быстро. На улице она встретила Веру Ивановну, которая, закончив работу в аптеке, шла навстречу. Увидев маму, она приветливо кивнула ей, как давней знакомой. Мама спросила, ответил ли Николай на звонок? Вера Ивановна достала из сумочки телефон, ответа не было. Тогда мама попросила Веру Ивановну, если можно, прислать несколько фотографий Николая, оставила адрес. Уезжая, она все-таки была довольна тем, что побывала в его родном городе, прикоснулась к неведомому, почувствовала энергетику и его быт, а также подышала воздухом, которым и он дышит здесь.

Через некоторое время мама получила письмо от Веры Ивановны, которая прислала несколько его семейных фотографий, взятых в Интернете, а также фото его двух двоюродных сестер. Из их переписки Дмитрий узнал, что Николай тогда уехал внезапно в Москву, его матери сделали операцию, а через десять дней мать умерла. Сестры (двоюродные) ухаживали за его матерью, приезжали к Николаю перед тем, как он уезжал на Север по распределению, попрощаться и проводить его в такие далекие края.

Дмитрий не спал всю ночь, думал. Ему хотелось повидать отца. Утром он отправился в поездку в незнакомый город, на встречу с отцом. Волнения, всякие мысли будоражили ум. Сначала он решил зайти в аптеку. Ему повезло. Вера Ивановна была там. Он представился. Она обрадовалась ему, как старому знакомому, узнав о смерти матери, погрустнела.

Дмитрий спросил об отце. Она ответила, что сейчас он торгует на рынке обувью. Дмитрий может его увидеть. Советовала быть благоразумным, сдержанным. Дмитрий надел солнцезащитные очки, кепку и пошел на рынок.

Он увидел отца издали, тот помогал толстухе надеть туфли, видимо, сорок последнего размера, но толстая слоновая нога с трудом залезала в туфлю. Отец явно был неравнодушен к ней. Он поцеловал в щеку толстушку. Они смеялись, видимо, так благодарил за покупку. Подумал, что такие мужчины всегда в поиске душевной женщины и могут собаку или кошку запросто назвать именем преданной и любящей женщины. Дмитрий брезгливо поморщился. Ведь родители матери, да и мать сама, всегда учили: целовать даме сердца прилюдно можно только руку.

Зачем он приехал в этот город? Если скажет о том, что является сыном этого человека, поверит ли? Да и нужно ли ему это? В семье отца начнутся раздоры, упреки. Лишние волнения для его жены, которой, наверное, жить с таким нерадостно. Брат и сестра как отнесутся к нему? Заподозрят дележку наследства. А надо ли ему оно? Дмитрий несколько минут постоял вдали, повернулся и ушел прочь. Купил Вере Ивановне букет роз и торт.

Поблагодарив ее за внимание к матери и к нему, уехал.

Чашку с блюдцем и пивную кружку отца оставил себе как реликвии от родителей. А дневник, который мать вела всю жизнь, где расписывала свою историю любви, боготворила отца и никому не говорила о нем при жизни, закопал в могилу матери, чтобы ее тайна осталась с ней навечно.

Татьяна ФЕДОСЕЕВА.