Следует отметить,
что в современном мире проблема сохранения и укрепления здоровья стоит
достаточно остро. Все чаще, мы взрослые, с волнением говорим о здоровье детей. Ведь
каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вырос, прежде всего, здоровым, и, конечно же, умным и воспитанным.
Но знаем ли мы сами,
что такое здоровье, насколько здоров наш ребенок? По определению Всемирной
организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного
и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов».
И, если с
физическим здоровьем все более или менее понятно, что же подразумевается под душевным и социальным благополучием?
Когда говорим о
душевном благополучии, то имеем в виду,
прежде всего «здоровье души». Это преобладание положительных эмоций,
способность к творчеству и развитию, сформированная воля, умение управлять
собой, адекватность поведения. Ребенок здоровый, как вы понимаете, не будет
причинять боль и вред себе и другим людям, не продемонстрирует агрессии, будет
гармонично развиваться, сумеет разрешать различные трудные ситуации ( у детей
они тоже, как ни странно звучит, бывают!).
Социальное же
благополучие - это участие в жизни
общества в соответствии со своими
социальными ролями, удовлетворенность от отношений с окружающими. Например,
ребенок дошкольного возраста посещает детский сад. Что из этого следует?
Его социальная роль – воспитанник
детского сада. Следовательно, ему необходимо уметь слушаться взрослых, понимать
общие правила поведения в саду, адекватно реагировать на замечания и т.д. В
семье же – это роль ребенка (сына или дочери). Социально благополучный ребенок не всегда делает только то, что хочет. В
семье у него есть определенные обязанности, которые необходимо выполнять,
независимо от его желания (например, убрать за собой игрушки, кровать, помочь младшему). Мнение взрослых ребенку необходимо уважать и
принимать. Всегда ли это соблюдается? В
настоящее время, мы часто видим детей, которым позволено все. Они могут легко
оскорбить своих родителей, ударить другого (при это, не получая никаких
замечаний), не имеют никаких домашних обязанностей. А ведь семья – это первый
институт, в котором закладываются основы здоровой личности. И если процесс
воспитания пускать на «самотек», то и личность вырастет не совсем здоровая.
Например, проявляющая повышенную агрессию, враждебность в отношении других,
конфликтующая с собой, с окружающими, иногда и с законом...
Можно ли в таких
случаях сказать, что мы воспитываем здорового ребенка? В полном смысле этого
слова? Хотя с физической стороны все будет благоприятно, но о душевном и
социальном благополучии уже говорить не приходится. А ведь эти критерии здоровья
так же важны, как и здоровье тела. Конечно, замечая такие проявления, родители
спешат обратиться за помощью к специалистам: педагогам, психологам. Подчас, не
беря во внимание собственный огромный вклад в такое неблагополучие ребенка. И
отказываются что-либо менять в семейной системе. Только вот последствия такого
легкомыслия бывают очень и очень неприятными. Да, когда ребенок маленький,
хлопот все-таки меньше. Но, вырастая, такие «нездоровые» дети причиняют
множество неудобств не только окружающим, но и себе.
О чем же
необходимо помнить родителям, стремящимся воспитать здорового (во всех смыслах
этого слова) ребенка?
ü
Семья – это не просто ячейка, это институт воспитания.
Поэтому процесс воспитания должен быть грамотным и не пущен на самотек. Сейчас
это не вопрос. На помощь к родителям готовы прийти многие специалисты. Важно
только не перекладывать на них ответственность за происходящее, а ответственно
подходить к выполнению всех рекомендаций.
ü
Семья – структура меняющаяся. Невозможно выстраивать
отношения по одному сценарию в течение всего периода взросления ребенка. Очень
важно гибко реагировать на все изменения, переходить от одних форм общения к
другим (например, если вы «сюсюкаетесь» с подростком, будет ли это
способствовать его взрослению? Или, все же, нужно вовремя перейти на более
демократический уровень отношений?)
ü
Помните, что
поведение родителей - это пример для
подражания, поэтому сами демонстрируйте то, что требуете от ребенка (например,
хочется, чтобы ребенок был бесконфликтным... А как вы сами решаете трудные
ситуации в общении? Может, переходите на крик? Что же тогда спрашивать с
взрослеющего человека…). Начните с себя
– в этом главная суть воспитания.
Как
сказал Цицерон (древнеримский политик): «Высшее
благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья».
Поэтому необходимо делать все, чтобы наши дети росли здоровыми, способными на
создание собственного и общественного блага.
Педагог-психолог
МКУ «Центр ППМС помощи»
Светлана
Филимонова