Если вас преследуют стрессы, а депрессия ходит по пятам, то
самое время сменить обстановку и… заглянуть в городской историко-краеведческий
музей, где развернута выставка картин художника-любителя Игоря Нестерова. Путешествуя
среди его полотен, начинаешь верить в то, что в каждой из них заключена
невидимая, волшебная энергетика автора. Работы художника удивляют, восхищают. Но
самое главное впечатление – это ощущение глобального душевного покоя,
умиротворения, вселенского равновесия.
И эту загадочную магию живописи Игоря Нестерова ощутили в
день открытия выставки многочисленные посетители.
Представил художника заведующий музеем Андрей Бауэр. Он
обратил внимание, что пишет Нестеров маслом на холсте. Пейзажные зарисовки –
это плод путешествий по России и странам Европы. На картинах можно увидеть
Дунай, Волгу, озера Карелии. Автора отличает чёткая графическая манера, которая
используется при изображении архитектурных достопримечательностей. Причем,
здания предстают объёмными. Отдельная тема в творчестве - натюрморты в народном
стиле.
Судя по количеству картин, которые заняли все стены малого
зала музея, начинающим художником Нестерова не назовёшь. Действительно, «баловаться»
красками он начал еще в детстве. Занимался в изостудии В.Ф.Ивчина, постигая азы
графики. После окончания школы №3 получил профессию столяра-краснодеревщика,
окончив СГПТУ им.Чурилина с красным дипломом. Впоследствии, после окончания
строительного техникума, одно время
преподавал в училище.
Воинскую службу проходил в Приаргунском погранотряде на
китайской границе. Работал в Калуге на «Гиганте», несколько лет трудился в
городе на Неве. Затем вернулся в родной город. В акционерном обществе
«Кировский завод» прошел путь от мастера до начальника цеха.
Вполне нормальная биография респектабельного человека,
который немало добился в жизни. А причём здесь живопись? Откуда, как и почему
уже в зрелом возрасте вдруг заявило о
себе детское увлечение? Кто разбудил талант, дремавший где-то делеко, на самом
донышке души? Поверьте, иногда вполне взрослые люди ведут себя, как мальчишки.
- Свою первую картину я написал в 1989 году, поспорив с
одним художником, что смогу это сделать, - рассказал Игорь Прокофьевич. –
Пришёл в музей, купил небольшой этюд, дома «разобрал» его, посмотрел, как
крепится полотно, как ложатся мазки. Затем взял полотно, масляные краски и
написал картину. Она скромно размещена на стене слева от входа в музей. Несмотря
на недостатки, остаётся для меня самой дорогой. Так пришло увлечение живописью.
Я стал копировать работы старых мастеров, пробовать себя в разных жанрах.
У меня есть ещё два увлечения – это путешествия и рыбалка, и
они вполне совмещаются с живописью. Люблю созерцать и рисовать в тишине.
Свои работы Нестеров нередко дарит друзьям. Одна из них так
полюбилась, что пришлось копировать
несколько раз. И сегодня друзья откликнулись, согласившись на время снять со
стен картины и отдать их в музей на вернисаж. Так что представленная коллекция
– наиболее полная.
С особой любовью написан карельский цикл картин. Заметно,
что художник отдаёт явное предпочтение голубому цвету. На некоторых картинах
водное пространство смыкается с небесным. Строгая северная природа предстаёт в
своей первозданной красоте. А вот среди лесного и водного царства, как избушка
из сказки, - рыбацкий домик, лодка у причала. Огромные валуны придают
неповторимый колорит карельским озерам, от водной глади веет тишиной. Так вот
откуда философия покоя в картинах Нестерова! Кажется, что даже время здесь
спит. Дремлет и грустный «Остров на Венгели» - символ одиночества.
Чувство сердечной простоты, ностальгии по детским
впечатлениям вызывает работа
«Касаясь прохлады». Мы видим речушку и пляж из желтого
песка, где купались и загорали в детстве. Похоже на нашу Болву. Тропинка, ныряя среди зеленых холмов, бежит к
реке от деревенских домиков. Здесь, у водоёма, веет спасительной прохладой…
«Майская опушка» - лирический пейзаж, наполненный свежим
весенним воздухом. Белые березки оделись в свой зеленый наряд и устремились вверх
– в небесную синеву. А внизу, на земле, несколько стволов, которые отслужили
свой век. Круговорот природы…
Есть в коллекции зимние пейзажи. «Мороз и солнце» - это уже
поворот к весне. Проснулась маленькая речушка, а великий художник мороз
разукрасил все деревья вокруг густым инеем. Посмотришь на это чудо – и невольно
улыбнёшься морозу, солнцу и весне.
Ещё одна линия, просматривающаяся в творчестве художника –
необычные архитектурные сооружения. Одна из работ так и называется - «Сказка Лихтенштейна». Средневековый замок
вырастает из вершины скалы. Он словно парит над пропастью. Художнику, который
выбрал столь необычный ракурс, удалось показать и мощь его стен, и в то же
время необыкновенную легкость сооружения в целом. Его причудливые башни и башенки навевают
романтические думы, как и то, что расположен он на опушке Венского леса. Замок
был построен в ХII веке. И, как ни странно, дважды разрушался османами. Сейчас
гнездо рода Лихтенштейн открыто для туристов.
Еще один средневековый замок из серии «Уходящая натура»
автор иронично назвал «Домик в деревне». По этой картине школьники могли бы
изучать особенности средневековой обороны от врагов. Расположенный на холме, он
упирается в небо своими мощными башнями. Стены неприступны, лишь в верхней
части узкие окна, похожие на бойницы. Вокруг – открытое пространство, чтобы
было видно наступающих. А их путь по всем правилам преграждает река или ров. Замок
гордо поглядывает вокруг, но деревья уже взяли его в осаду и начали своё
наступление, подбираясь к самым стенам.
Художественная особенность, на которую обратили внимание
посетители выставки, - графическое изображение замка, словно перед нами картина
в формате 3D. Взгляд невольно отвлекает салатово-желтый английский лужок,
отражающий солнце, но таким уж он предстал автору.
По-своему интересны и другие картины художника, изображающие
то жемчужины русской архитектуры, то европейские достопримечательности.
Особенным в творчестве Игоря Нестерова предстал натюрморт.
- Мне особенно нравятся работы художника Владимира
Стожарова, выполненные в народном стиле, - поделился Игорь Прокофьевич. – И я
решил поучиться у мастера натюрморта, выполняя копии, разрабатывая свои идеи.
Мимо натюрмортов Нестерова невозможно пройти. Они буквально
завораживают своей сказочностью, скромной простотой и близостью к народным
истокам. Возьмём хотя бы название сосуда – братина. Из такого и испить воды
всем хватит, и мёда откушать. А вот туеса из березовой коры, крынка с молоком,
расшитые рушники, расписанные деревянные ложки. Рядом на стене – представитель
уже нашего времени - керосиновая лампа. Множество деталей, которые сливаются в
единую гармонию натюрморта.
Есть и современные натюрморты – с цветами, ягодами, с
современной посудой. Художнику удается и здесь сохранить равновесие, не переборщив
ни с деталями, ни с цветом. Такие натюрморты украсили бы не только столовую, но
и современную гостиную, залу, придав им праздничный вид.
Работы художника так вдохновили кировскую поэтессу Надежду
Козыреву, что она написала стихотворение, которое тут же и подарила Игорю
Нестерову. Высоким стихотворным слогом о творчестве художника говорила член
Союза писателей России Нина Бойцова. Выступали друзья, коллеги, поздравляли с
открытием выставки родные и близкие. Прозвучало множество добрых советов, восторженных
отзывов и, конечно, пожеланий успеха и новых творческих открытий.
Диана СЕМЯНИЩЕВА.