Сегодня: вторник 24 мая 2022 г.

АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ

№№37-39 6 апреля 2018 г.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало»
(Канон в Неделю Святой Пасхи, песнь 7).

Поздравляю всех с радостным Праздником праздников и Торжеством из торжеств – Святым Христовым Воскресением!

Пасхальная радость переполняет храмы, обильно изливаясь на молящихся в песнопениях, жизнеутверждающих церковных чтениях, в благолепном облачении и украшении! Всё призывает к радости и торжеству.

Но мудрые духовно-опытные старцы говорят, что радость Пасхи по-настоящему переживает лишь тот, кто потрудился в меру сил и возможностей Великим постом, кто понудил себя к борьбе со своими немощами, к воздержанию от гнева, празднословия, осуждения, кто в борьбе с раздражительностью и лукавством, взял себе в союзники пост телесный, то есть воздержание в пище и молитву.

Но почему без очищения сердца нельзя ощутить радость Святой Пасхи? Разве не подвизавшиеся слышат другие песнопения, или не видят благолепных богослужений и украшенных храмов? Конечно же, слышат, видят, всё понимают, но душа их вяло откликается на эту радость, ибо нет внутреннего созвучия с торжеством. Как настраивают радиоприемник на определенную частоту, так необходимо и нам настроить душу на пасхальную волну, в этом помогает пост.

Главной причиной скорбей, бед и болезней является грех, который удаляет человека от Бога, от источника мира, радости. Приближает к Богу покаяние, благочестивая жизнь. Спаситель начал свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4.17). Нарушая заповеди, мы сеем злые семена, которые принесут скорби. Борясь с грехом, выпалываем зло и насаждаем доброе семя, которое принесёт желанные духовные дары. Апостол Павел писал: «Плод же духа - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5.22-23).

Только тот, кто вернулся домой после долгого и трудного путешествия способен в полной мере ощутить радость встречи с родными и друзьями. Значит и радость Воскресения Христова, может пережить тот, кто потрудился над очищением своей души от греховных болезней и навыков, то есть воскресил свою душу покаянием, постом и молитвой. Он уже на земле вкушает предначатки Царствия Небесного.

Царь и пророк Давид восклицает: «Господи, кто обитает в жилище Твоем? Или кто вселится в святую гору Твою? Тот кто ходит непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего, кто не льстит языком своим, кто не делает зла ближнему своему…»(Псл.14.1-4).Преподобный Паисий Святогорец писал: «Насколько человек живет согласно воле Божией, настолько, - еще в этой жизни, - он в некоторой степени вкушает часть райской сладости.

Подвижник, борющийся с грехом, с нечистотой сердца своего, старающийся жить ангельской жизнью приобретает начатки будущей вечной небесной радости не когда-то в далеком будущем, а сейчас, не где-то на небе, а здесь, на земле! Для этого требуется только наше произволение и труд, который будет награжден сторицею. Это Царство достижимо для всех. Спаситель призывает к Себе всех без исключения: «Придите ко Мне все» (Мф.11.28) и молодые, и пожилые, и образованные, и простецы, и здоровые, и больные, и богатые, и бедные. От нас зависит откликнуться на Его призыв или погрузиться в житейские дела, как об этом говорится в Евангелие: «Первый сказал: «Я купил землю и мне нужно пойти посмотреть её, прошу Тебя, извини меня». Другой сказал: «Я купил пять пар волов и иду испытать их и прошу Тебя, извини меня». Третий сказал: «Я женился и поэтому не могу прийти» ( Лк.14.15-20).

К счастью стремятся все люди, но большинство ищет его не там, где следует, пытаясь обрести во временных удовольствиях, развлечениях, в богатстве, славе. Это создаёт лишь иллюзию счастья, которое быстро проходит и требуются новые средства, чтобы пережить подобные ощущения. Полученное удовольствие растворяется, радость исчезает, оставляя неразумного искателя в тоске, печали и унынии. И нет конца и края вечной погоне за счастьем. Радость эта преходящая, обманчивая, ложная. Такой человек подобен Сизифу, которому не удаётся завершить свой труд, закатив камень на гору. Вершина уже близка, но в последний момент камень срывается вниз, а он обречён вновь и вновь, пытаться воплотить задуманное.

Истинная радость непреходящая, постоянная, не зависит ни от времени года, ни от внешних обстоятельств жизни, ни от самочувствия. Она не требует ни денег, ни власти. Она приобретается борьбой со страстями, с нашим ветхим человеком. И христианин, шествующий путём исполнения евангельских заповедей, всегда радостен.

Духовный восторг подвижника не ограничивается святыми днями, он постоянно носит в сердце радость Христова Воскресения, не смотря на внешние трудности, болезни и скорби. Достаточно вспомнить преподобного Амвросия Оптинского или преподобного Серафима Саровского, который в течение круглого года, каждого приветствовал словами, исходившими из глубины чистого сердца: «Радость моя, Христос Воскресе!». Спаситель сказал, что: «От избытка сердца глаголют уста» (МФ.12.3-4). Радость изливается наружу от избытка, но гораздо больше её скрывается внутри.

Вспомним преподобного Исаака Сирина, который в молитве к Богу просил уме’рить волны благодати, ибо душа его от неземной радости может разлучиться от тела. Или новомученика игумена Никона (Беляева) Оптинского, который после Октябрьской революции был арестован, обрит, острижен, одет в арестантскую форму, посажен в тюрьму со шпаной, заболел туберкулезом, но писал своим чадам из мрачного ГУЛАГа: «Радости моей нет предела». Подумать только, ГУЛАГ - место слез и отчаяния, тяжелейшая болезнь, и вдруг, беспредельная радость.

Пасхальное богослужение являет собой слабый прообраз той радости, которая уготована Богом любящим Его, и в день всеобщего Воскресения по слову преподобного Ефрема Сирина: «Каждому воздано будет по правде.., каждый приходит и поселяется в той стране, какую сам для себя уготовал».

И так по слову Церковного песнопения: «Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения, Христа блистающася» радостно воскликнем: Воистину Воскресе Христос!

МАКСИМИЛИАН,

АРХИЕПИСКОП ПЕСОЧЕНСКИЙ И ЮХНОВСКИЙ.