Сегодня: Суббота 23 ноября 2024 г.

Триптих талантов

№№49-51 4 мая 2018 г.

20 апреля Кировский музей представил вниманию публики новую экспозицию. Любители визуального искусства будут рады познакомиться с творчеством кировчанок Валентины Артюховой и Любови Ганжа, а также с работами художника Сергея Филатенкова из соседнего Куйбышевского района.

Сергей Филатенков и Валентина Артюхова - самородки-самоучки. Они никогда не учились профессиональной художественной живописи. Рисунок для них – это зов души. Филатенков - певец родной природы. В его работах можно увидеть залитые летним солнцем лесные озера, подернутые первым осенним ледком реки, укрытые снегами пригорки и луга, предзакатное небо. Художник впервые выставляется в Кирове. В Куйбышевском же районе он популярен и любим. Филатенков не создаёт копии. Каждый его сюжет – единственный и неповторимый. Мастер много пишет с натуры или воспроизводит пейзаж по заранее сделанным фотографиям. Как отметил директор музея Андрей Бауэр, у такого простого и понятного людям искусства всегда было и будет много поклонников. Пейзажи Филатенкова украшают дома многих его земляков. Его работы не претендуют на модный сейчас интеллектуализм, не вызывают зрителя на философский поединок. Изображения выполнены в технике наивного искусства, притягательного своей простотой и душевностью. Они радуют взор и согревают сердце.

Валентина Артюхова - коренная кировчанка. Она работает преподавателем изобразительного искусства в кировской общеобразовательной школе №4. и управляет большим домашним хозяйством. На творчество её вдохновили походные истории мужа-охотника. Герои ее картин - обитатели дикой природы. На полотнах Артюховой - семейство диких кабанов, рыжая плутовка-лисица, глухарь на току, спящий в бору бурый медведь. На выставке представлены ее первые творческие эксперименты - изображения на спилах деревьев. Глубокие, насыщенные, слегка усиленные краски и тона создают трехмерный и немного сюрреалистический эффект.

Лес в работах Артюховой значим и многоцветен. Он больше, чем просто фон для главного героя. Лес Артюховой претендует на право считаться самостоятельным персонажем картины. Эта двойственность сюжета не случайна. Своих героев Валентина копирует с иллюстраций и фотографий, размещенных в журналах для охотников. Лес же и окружающий пейзаж художница создает сама. Вековые ели, плотные снега, ночное небо, луговое разнотравье – все это плод её личного творчества и фантазии. Поэтому все это и кажется зрителю объемным и живым.

Изобразительное искусство манило Валентину всегда, но веры в собственные силы и дерзости сделать первый шаг не хватало очень долго. Между первыми пробами кисти и участием в выставке городского музея прошло двенадцать лет. Как глубоко верующий человек, она считает, что все кисти в руках Господа. Поэтому и за благословением на творчество она отправилась в храм к отцу Александру. Протоиерей храма Александра Невского выслушал женщину. «Иди и делай. И если дело твое правое, то помощь Господа будет с тобой», - прозвучал данный Валентине ответ. Вдохновленная таким напутствием, Артюхова погрузилась в работу. В ближайших планах художницы перейти от копий к индивидуальным, самостоятельным сюжетам и полотнам.

За плечами третьей участницы выставки - Любови Ганжи - более пятнадцати профессиональных творческих лет. В 2003 году она окончила Калужский областной колледж культуры. В 2010 защитила диплом по специальности «Изобразительное искусство» в Московском государственном университете имени М.А. Шолохова. Художница активно участвует в творческих проектах Кировского района и православной Песоченской епархии. В марте 2018 года Ганжа стала лауреатом Всероссийского конкурса плакатов «День выборов». Зрители новогодней премьеры «Летучий корабль» в Киноконцертном зале восхищались волшебными декорациями сказочного города и царского дворца, созданными Любовью Ганжой.

Для очередного выставочного проекта кировского музея Любовь Ганжа предоставила ряд видов родного города. Андрей Бауэр подчеркнул умение художницы уловить и передать красоты обыденных городских пейзажей. Холст «Вид на завод», написанный Любовью в 2011 году, воспроизводит одно из ее самых теплых детских воспоминаний. Лыжня, соединяющая город и лес через ледяную заснеженную гладь Верхнего озера, тронет сердца многих кировчан. Сейчас, когда судьба кировского чугунолитейного завода не ясна, картина претендует еще и на право быть хранительницей истории.

Первые посетители выставки надолго останавливались перед триптихом Л. Ганжи «Море». Каждая из картин триптиха может быть представлена самостоятельно. Собранная же воедино композиция дарит зрителю красоту летнего вечера на морском побережье. Песчаная линия прибоя на полотнах оформлена настоящим морским песком и миниатюрными ракушками, что придает изображению еще большую натуралистичность.

Любовь Ганжа имеет разносторонние художественные интересы, ей не чужды творческие эксперименты. Инициатором и вдохновительницей работ часто выступает ее дочь Ксения. В экспозиции музея представлен совместный проект мамы и дочери: детские игрушки, выполненные в технике валяния из шерсти.

В лице трех представленных художников кировский историко-краеведческий музей продолжает открывать своему зрителю талантливых мастеров песоченской земли. Директор музея Андрей Бауэр рассказывает, что интерес населения к экспозициям неизменно высок, люди приходят семьями. Особенно поток возрастает в летние месяцы, когда на период отпусков в родной город возвращаются жители других регионов России и крупных мегаполисов. График творческих проектов краеведческого музея в 2018 году достаточно плотный. Полным ходом идет подготовка следующих экспозиций. Желающим ознакомиться с действующей выставкой стоит поспешить с визитом.

Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.