Современный гаджет или книга - что лучше для ребёнка? Научно ответить на этот вопрос попытались
специалисты из американского университета Аризона. Они исследовали влияние
гаджетов и книг на развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет.
В эксперименте приняли участие более тысячи малышей. Они были поделены на три
группы. Первая обучалась с помощью деревянных игрушек и книжек, ребята во
второй группе пользовались исключительно новомодными гаджетами, обучающими
компьютерными играми. В третьей группе дети комплексно познавали мир, сочетая
чтение детских книжек и современные технологии. Оказалось, что наиболее высокие
результаты в обучении и познании мира показали дети из первой и третьей групп.
Малыши, пользовавшиеся исключительно электронными устройствами, были менее
развиты по сравнению со сверстниками. Объяснение достаточно простое. Как
правило, взрослые оставляют ребёнка наедине с планшетом или компьютером,
избегая постоянных вопросов. При совместном просмотре и чтении книжек разного
типа с ребёнком родители обеспечивают ему получение дополнительной
информации. У читающего ребенка лучше развивается память, логическое мышление,
кругозор и словарный запас. И в этом русские дети совсем не отличаются от своих
американских сверстников.
Но «открыть в ребёнке талант читателя», как завещал С.Я. Маршак, самостоятельно
удаётся не всем папам и мамам. В Кирове
в помощь родителям большую работу в этом направлении проводят учителя и
сотрудники детских библиотек.
Уже второй поток младших школьников и их родителей принимает участие
в программе «Папа, мама, книга, я –
вместе читающая семья!» Инициатор проекта - городская детская библиотека №2.
Изначально проект стартовал в рамках духовно-нравственного воспитания
школьников. В 2016 году в него вошла параллель второклассников средней общеобразовательной школы №1. За два
года ребята и их родители проделали с книгой большое, увлекательное
путешествие. Опытные библиотекари подготовили для них списки литературы для
совместного семейного чтения. Периодически в читальном зале проходят вечера
встреч читающего клуба. Дети и их родители обсуждают прочитанные произведения,
делятся своими эмоциями, рассуждают и делают выводы, рисуют иллюстрации к
любимым произведениям. В православные и
светские праздники творческий коллектив библиотеки превращает такие вечера в
яркие, запоминающиеся события. К 8 марта в рамках проекта состоялась акция
«Чтение в подарок маме». Школьники самостоятельно выбрали и прочитали по одному
дополнительному произведению. Для подопечных семей библиотекари разработали
список «Десять вечеров» для чтения книг родителями детям перед сном. По
завершении первого проектного года дети и родители ставили небольшие спектакли
по любимым сказкам. А недавно, в канун общероссийского Дня библиотек, в детском
сквере им. М.Б. Чистякова состоялось финальное мероприятие «Как это здорово
читать!» На этот раз оно было спортивно-развлекательным.
Три класса превратились в три команды: «BOOKеры», «Фантазёры» и « Читайки». Ребята выступили с зажигательными флэшмобами,
приняли участие в спортивной эстафете и литературной викторине. Ведущая праздника, Вера Алексеевна Кошелева,
поздравила ребят с началом летних каникул и пожелала им хорошего отдыха. Но и
своего лучшего друга – книгу, просила не забывать.
Директор МКУ «Централизованная
библиотечная система» Татьяна Владленовна Матюшина вручила благодарственные
грамоты самым читающим семьям, победителям акции «Золотой формуляр». Награду получили семья ученика 3 «В» класса
Сергея Паукова, семья ученицы 3 «В» класса Ксении Полезневой, ученик Максим
Свиридов и его бабушка Галина Алексеевна Коврикова, ученик Матвей Голенков и его бабушка Ираида
Ильинична Волкова, а также ученица Ульяна Новикова и ее бабушка Любовь
Васильевна Сёмкина. За активное сотрудничество и надежное партнерство в
реализации инновационного проекта «Папа, мама, книга, я – вместе книжная семья»
благодарственные грамоты были вручены педагогам Елене Петровне Зайцевой, Ольге
Николаевне Дукиной, Виктории Валентиновне Фаблиновой.
Как рассказывает учитель начальных классов Ольга Николаевна Дукина, с
появлением компьютеров дети не стали
меньше читать, чем раньше. Но родителям
и учителям по-прежнему нужно прилагать немало усилий, чтобы увлечь ребенка
чтением. «Есть ребята, которые искренне любят читать и даже на переменах
листают книги. Среди любимых наших авторов
– писатели Носов, Михалков, Пушкин», -
добавляет Ольга Николаевна.
Своим секретом, как подружить внука с книгой, поделилась бабушка Ираида
Ильинична Волкова. Она рассказала, что еще годовалому Матвею листала первые
красочные книжки с потешками. Трехлетнему читала вслух детские стихи Барто, Заходера, Маршака и
других детских писателей. Потом наступило время волшебных сказок. Постепенно
они с мальчиком начали обсуждать прочитанное. Сейчас Матвей - третьеклассник и
уже сам ходит в библиотеку. По мнению Волковой, большое значение имеет личный
пример. Она сама влюблена в книгу с детских лет, да и папа, и мама Матвея тоже
много читают. «Если ребенок часто видит
за книгой своих родных, то неизбежно и сам потянется к чтению», - резюмирует
Ираида Ильинична.
Следующим этапом проекта библиотеки по популяризации чтения станет осеннее
награждение тех, кто больше всех прочитает летом. Учебные дни закончились, но
школьники по-прежнему с удовольствием спешат к знакомым дверям библиотеки. Дети
берут книги из списка литературы на лето, выбирают что-то по своему вкусу и
остаются полистать журналы в читальном зале. И это не удивительно, ведь любовь
к чтению – это навсегда.
Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.