Сегодня: Воскресенье 24 ноября 2024 г.

«Книг заветные страницы помогают людям жить»

№№64-66 8 июня 2018 г.

Современный гаджет или книга - что лучше для ребёнка? Научно ответить на этот вопрос попытались специалисты из американского университета Аризона. Они исследовали влияние гаджетов и книг на развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет.
В эксперименте приняли участие более тысячи малышей. Они были поделены на три группы. Первая обучалась с помощью деревянных игрушек и книжек, ребята во второй группе пользовались исключительно новомодными гаджетами, обучающими компьютерными играми. В третьей группе дети комплексно познавали мир, сочетая чтение детских книжек и современные технологии. Оказалось, что наиболее высокие результаты в обучении и познании мира показали дети из первой и третьей групп. Малыши, пользовавшиеся исключительно электронными устройствами, были менее развиты по сравнению со сверстниками. Объяснение достаточно простое. Как правило, взрослые оставляют ребёнка наедине с планшетом или компьютером, избегая постоянных вопросов. При совместном просмотре и чтении книжек разного типа с ребёнком родители обеспечивают ему получение дополнительной информации. У читающего ребенка лучше развивается память, логическое мышление, кругозор и словарный запас. И в этом русские дети совсем не отличаются от своих американских сверстников.

Но «открыть в ребёнке талант читателя», как завещал С.Я. Маршак, самостоятельно удаётся не всем папам и мамам. В Кирове в помощь родителям большую работу в этом направлении проводят учителя и сотрудники детских библиотек.

Уже второй поток младших школьников и их родителей принимает участие в программе «Папа, мама, книга, я – вместе читающая семья!» Инициатор проекта - городская детская библиотека №2.

Изначально проект стартовал в рамках духовно-нравственного воспитания школьников. В 2016 году в него вошла параллель второклассников средней общеобразовательной школы №1. За два года ребята и их родители проделали с книгой большое, увлекательное путешествие. Опытные библиотекари подготовили для них списки литературы для совместного семейного чтения. Периодически в читальном зале проходят вечера встреч читающего клуба. Дети и их родители обсуждают прочитанные произведения, делятся своими эмоциями, рассуждают и делают выводы, рисуют иллюстрации к любимым произведениям. В православные и светские праздники творческий коллектив библиотеки превращает такие вечера в яркие, запоминающиеся события. К 8 марта в рамках проекта состоялась акция «Чтение в подарок маме». Школьники самостоятельно выбрали и прочитали по одному дополнительному произведению. Для подопечных семей библиотекари разработали список «Десять вечеров» для чтения книг родителями детям перед сном. По завершении первого проектного года дети и родители ставили небольшие спектакли по любимым сказкам. А недавно, в канун общероссийского Дня библиотек, в детском сквере им. М.Б. Чистякова состоялось финальное мероприятие «Как это здорово читать!» На этот раз оно было спортивно-развлекательным.

Три класса превратились в три команды: «BOOKеры», «Фантазёры» и « Читайки». Ребята выступили с зажигательными флэшмобами, приняли участие в спортивной эстафете и литературной викторине. Ведущая праздника, Вера Алексеевна Кошелева, поздравила ребят с началом летних каникул и пожелала им хорошего отдыха. Но и своего лучшего друга – книгу, просила не забывать.

Директор МКУ «Централизованная библиотечная система» Татьяна Владленовна Матюшина вручила благодарственные грамоты самым читающим семьям, победителям акции «Золотой формуляр». Награду получили семья ученика 3 «В» класса Сергея Паукова, семья ученицы 3 «В» класса Ксении Полезневой, ученик Максим Свиридов и его бабушка Галина Алексеевна Коврикова, ученик Матвей Голенков и его бабушка Ираида Ильинична Волкова, а также ученица Ульяна Новикова и ее бабушка Любовь Васильевна Сёмкина. За активное сотрудничество и надежное партнерство в реализации инновационного проекта «Папа, мама, книга, я – вместе книжная семья» благодарственные грамоты были вручены педагогам Елене Петровне Зайцевой, Ольге Николаевне Дукиной, Виктории Валентиновне Фаблиновой.

Как рассказывает учитель начальных классов Ольга Николаевна Дукина, с появлением компьютеров дети не стали меньше читать, чем раньше. Но родителям и учителям по-прежнему нужно прилагать немало усилий, чтобы увлечь ребенка чтением. «Есть ребята, которые искренне любят читать и даже на переменах листают книги. Среди любимых наших авторов – писатели Носов, Михалков, Пушкин», - добавляет Ольга Николаевна.

Своим секретом, как подружить внука с книгой, поделилась бабушка Ираида Ильинична Волкова. Она рассказала, что еще годовалому Матвею листала первые красочные книжки с потешками. Трехлетнему читала вслух детские стихи Барто, Заходера, Маршака и других детских писателей. Потом наступило время волшебных сказок. Постепенно они с мальчиком начали обсуждать прочитанное. Сейчас Матвей - третьеклассник и уже сам ходит в библиотеку. По мнению Волковой, большое значение имеет личный пример. Она сама влюблена в книгу с детских лет, да и папа, и мама Матвея тоже много читают. «Если ребенок часто видит за книгой своих родных, то неизбежно и сам потянется к чтению», - резюмирует Ираида Ильинична.

Следующим этапом проекта библиотеки по популяризации чтения станет осеннее награждение тех, кто больше всех прочитает летом. Учебные дни закончились, но школьники по-прежнему с удовольствием спешат к знакомым дверям библиотеки. Дети берут книги из списка литературы на лето, выбирают что-то по своему вкусу и остаются полистать журналы в читальном зале. И это не удивительно, ведь любовь к чтению – это навсегда.

Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.