Сегодня: Воскресенье 24 ноября 2024 г.

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА ЕЛИСТРАТОВА

№№64-66 8 июня 2018 г.

Музей Боевой славы Шайковской средней школы №1 ежегодно пополняется новыми материалами по военной истории родного края. Работа по изучению событий Великой Отечественной войны очень интересна и увлекательна. Особенно приятно, когда экспонаты после изучения начинают «говорить».

Длительное время в музее находится орден Красной Звезды. Его нашли школьники в походе по местам боев 247-й Рославльской стрелковой дивизии в старом окопе у деревни Натарово. Орден сильно оплавлен и деформирован, но на нем четко читается № 186861. За то время, что награда находится в музее, удалось установить личность обладателя этой награды. Это летчик Павел Дмитриевич Елистратов. На этом работа остановилась. Накануне 75-й годовщины освобождения Кировского района от немецко-фашистских захватчиков было решено возобновить работу по изучению судьбы летчика Елистратова. Погиб или остался жив? Найти наградные документы летчика помог сайт «Подвиг народа» с электронным банком документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» По наградным документами установлено, что П.Д.Елистратов был летчиком 162 истребительного авиационного полка 309 иад 1 ВА Западного Фронта. Его полк принимал участие в боях за освобождение Кировского района в августе-сентябре 1943 г., о чем свидетельствуют статьи М.Н. Мосягина и А.А. Ильюшечкина «От Кирова до Спас-Деменска: советские пехотинцы, танкисты и летчики в августовских боях 1943 года» и Т. Романовой «Ещё один район стал свободным». Более подробно о боевом пути 162 иап и летчиках полка рассказывают Е.М.Кирпонос и М.Н.Новикова в книге «На истребителе «Александр Пушкин» и В. Савончик «162 истребительный авиационный полк 2-го формирования». Временные рамки исследования ограничены периодом февраль- сентябрь 1943г. Именно тогда Елистратов совершал свои боевые вылеты, за что был отмечен и другими правительственными наградами.

В боевых действиях по освобождению Кировского района принимали участие 9 общевойсковых армий (среди которых 10-я и 50-я армии), 1-ая Воздушная Армия, 5-й механизированный и 6-й гвардейский кавалерийский корпуса. 162–й истребительный авиационный полк входил в состав 1-й Воздушной Армии Западного Фронта (с 18 февраля 1943 года по 24 апреля 1944 года). В составе 309-й истребительной авиационной дивизии с 22 февраля 1943 года по ноябрь 1958 года.

Перед войной полк базировался в Белоруссии. В начале войны перелетели под Минск, затем выполняли задания под Барановичами. С июля 1941 года 162-й уже под Курском. По 8-10 вылетов в день. К основным задачам полка относилось прикрытие наших штурмовиков, защита наземных частей с воздуха и разведка. С января 1942 года полк вел боевые действия под Москвой, затем участвовал в боях на Курской дуге, под Смоленском, в Белоруссии, Восточной Пруссии.

18 февраля 1943 года 162-й отдельный смешанный авиационный полк переформирован по штату 015/284 и преобразован в 162-й истребительный авиационный полк (2-го формирования). С 18 февраля по 22 февраля 1943 года авиаполк был перевооружен на истребители Як-1 и Як-7Б.

Летно-технический состав быстро освоил самолет Як-7Б. Простой в пилотировании, устойчивый на всех режимах полета, он был «по плечу» молодым летчикам. С появлением этого самолета эффективность действий истребителей возросла. Мощность двигателя - 1180 л.с, максимальная скорость - 514-570 км/ч, практическая дальность - 645 км, практический потолок – 9900 м, экипаж - 1 человек. На вооружении самолёта - 20 мм пушка (120 снарядов), 2 пулемёта (400 патронов), можно было подвешивать под крылом 6 РС-82 или 2 бомбы по 25-100 кг.

С мая 1943 года полк перебазировался на аэродром Двоевка Смоленской области (9 км от города Вязьмы). С Двоевки 162 иап принимал участие с марта по сентябрь 1943 года в Курской битве, операциях «Кутузов» (освобождение Орла) и «Суворов» (освобождение Смоленщины).

С аэродрома Езовня в Барятинском районе летчики выполняли боевые задания на первом этапе Смоленской операции. Это Спас-Деменская операция - с 7 августа 1943 года по 20 августа. Основной задачей 162 иап было сопровождение наших штурмовиков на боевые задания, защита наземных частей от немецких штурмовиков.

Командиром полка с 18 февраля 1943 года по 27 июля 1943 года был майор Александр Иванович Лопуховский. Затем майор (подполковник) Пётр Иванович Коломин – с 27 июля 1943 года по апрель 1946 года. Второй эскадрильей командовал будущий Герой Советского Союза, лётчик-ас капитан Ю.И.Горохов, который летал на именном самолете «Александр Пушкин». Первую эскадрилью возглавил старший лейтенант С.И.Киселев (он же Адольф Сергей Викторович), будущий Герой Советского Союза. 3-ю авиационную эскадрилью возглавил старший лейтенант Афонин. В боевом полку «выросло» 6 Героев Советского Союза, множество орденоносцев и летчиков-асов. Многие летчики полка имели на счету более 20 немецких самолетов, сбитых индивидуально и в группе.

В результате изучения материалов боевого пути 162 иап, 309 истребительной авиационной дивизии 1 Воздушной Армии Западного фронта стало ясно, в каком боевом полку проходил службу старший лейтенант П.Д.Елистратов. Летчик вместе со своими однополчанами принимал участие в воздушных боях над Кировом в августе 1943 года, в Спас-Деменской операции (7-20 августа 1943 года). На истребителе Як -7Б он сопровождал наши штурмовики и обеспечивал безопасность наземных частей, взлетая с аэродрома Езовня Барятинского района. В статье М.Н. Мосягина и А.А. Ильюшечкина «От Кирова до Спас-Деменска: советские пехотинцы, танкисты и летчики в августовских боях 1943 года» (научный сборник Кировского музея «Ратное поле») этот аэродром указан как Езовая.

Павел Дмитриевич Елистратов родился в 1915 году в д. Турово Серпуховского района Московской области. В Красной Армии с 1939 года. На фронте с 22.06.1941 года. В документе о безвозвратных потерях указана жена Елистратова - Клавдия Ивановна, и адрес, по которому проживали: Московская область, город Серпухов, улица Чехова, д.18., кв. 6.

В печатных и электронных изданиях, освещающих боевой путь 162 иап, фамилия Елистратов встречается редко, что несколько осложнило поиск. По данным наградного листа, в котором командир полка майор Коломин представляет его к ордену Отечественной войны II степени, Елистратов указан как адъютант авиационной эскадрильи. В обязанности адъютанта авиационной эскадрильи входило ведение штабной работы в эскадрильи, что значительно уменьшало время на боевые вылеты. Но в наградных документах отмечено, что, находясь в должности адъютанта, Елистратов не только вел документацию эскадрильи, но и совершал разведывательные полеты, фотографировал местность, возвращаясь с ценными разведданными. Несмотря на загруженность в работе по хозяйственным и штабным делам, им произведено 30 боевых вылетов.

8.02.1943 г. лейтенант Елистратов, выполняя разведывательную задачу, был атакован двумя ФВ-190. В ходе полета наш летчик смог умело и смело маневрировать, что заставило немецкие самолеты отойти. За мужество и отвагу при выполнении боевого задания и отличное обеспечение боевой работы эскадрильи командир полка майор Коломин представил его к ордену Отечественной войны IIстепени. Но приказом 1-й Воздушной Армии №016/н от 18 мая 1943 года лейтенант Павел Дмитриевич Елистратов был награжден медалью «За отвагу».

По состоянию здоровья лейтенант Елистратов временно был отстранён от лётной работы, продолжая работать в должности адъютанта эскадрильи. В октябре 1942 года Павел Дмитриевич лично пишет ходатайство медкомиссии о допуске его к полетам. Об этом свидетельствует наградной лист. С ноября 1942 года по 18 июля 1943 года Павел Дмитриевич участвует в 48 боевых вылетах и 4 воздушных боях. «Тов. Елистратов активно участвует в проводимой операции. С 11.07. по 18.07. 1943 г. произвел 14 боевых вылетов, провел 4 воздушных боя, в результате которых лично сбил ФВ-190». Вероятнее всего, речь идет об Орловской операции «Кутузов», где 162 иап принимал активное участие с 12 июля по 18 августа 1943 года.

За мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях с 11.07 по 18.07. 1943 г., старший лейтенант Елистратов был награжден орденом «Красной Звезды» (приказ по 1-й Воздушной Армии № 034/н от 23 июля 1943 года).

Август 1943 года был тяжелым не только для летчиков 309 истребительной дивизии 1-й Воздушной Армии, но и всего Западного фронта. Начиналась Спас-Деменская операция, в ходе которой предполагалось разгромить спас-деменскую группировку немецких войск и создать условия для наступления на Рославль. Это был первый этап Смоленской операции. Летчики продолжали выполнять свою работу.

С 23 июля 1943 года старший лейтенант Елистратов сделалл ещё 15 боевых вылетов, принял участие в 6 воздушных боях. 11 августа Елистратов в составе группы выполнял задание по прикрытию наших штурмовиков. В районе Кирова он вступил в воздушный бой с немецким истребителем ФВ-190 и в одной из атак сбил его длинной прицельной очередью. Так старший лейтенант записал на свой счет ещё одну победу.

12 августа 1943 года был одним из самых напряженных дней: полком было сбито 23 самолета противника. Летчики, только что вернувшиеся из боя, тут же опять поднимались в воздух и снова вступали в жестокое сражение с врагом. Командир четыре раза водил группы на задания, и летчики неизменно добивались успеха. Бои наблюдал заместитель командующего 1-й Воздушной Армии генерал-майор авиации Пятыхин. Он дал высокую оценку лётному составу.

14 августа на задание в район Верхней Песочни - Натарово вылетели 10 истребителей во главе с командиром полка подполковником Коломиным. Летчики вступили в воздушный бой с 9 ФВ-190 и 17 Ю-87, которые пытались бомбить наши наступающие части. Старший лейтенант Елистратов, как и другие лётчики, смело ринулся в атаку на врага, врезался в строй бомбардировщиков. Бой был очень напряженный. Наши истребители уничтожили 4 Ю-87 и 2 ФВ-190. Немецкие бомбардировщики под ударами наших истребителей прекратили заход на цель и повернули восвояси. В этом бою старший лейтенант Елистратов пал смертью храбрых. Приказом по 1-й Воздушной Армии №046/н от 27 августа 1943 года летчик-адъютант эскадрильи 162 истребительного авиационного полка был награжден орденом Отечественной войны Iстепени ПОСМЕРТНО.

Таким образом, при сравнении наградных документов других летчиков полка, например, младшего лейтенанта Гаффанова и материалов книги Е. М. Кирпоноса, М. Н. Новиковой «На истребителе «Александр Пушкин», выявлено, что летчик-адъютант эскадрильи, старший лейтенант Елистратов выполнял боевое задание в районе Верхней Песочни – Натарово в составе десяти истребителей Як-7. Самолет старшего лейтенанта Елистратова был подбит и лётчик погиб.

В августовских боях 162-й истребительный авиационный полк потерял и других лётчиков. Капитан Топонкин погиб 14 августа, старший лейтенант Барановский не вернулся из боя 16 августа, младший лейтенант Гаффанов закрыл своим самолётом командира авиационной эскадрильи капитана Афонина и был подбит 19 августа.

Военная судьба старшего лейтенанта Павла Дмитриевича Елистратова не была длинной, но оставила след в истории 162-го истребительного авиационного полка и нашего края. Павел Дмитриевич был на фронте с первого дня войны. На боевом счету летчика 77 боевых вылетов, 14 воздушных боев и 2 сбитых лично самолёта противника. Павел Дмитриевич, совмещая штабную и лётную работу, выполнял боевые задания наравне с однополчанами.

Обстоятельства воздушного боя, которые выявила данная работа, объясняют, что орден Красной Звезды оказался в окопе у деревни Натарово в результате гибели летчика над этой территорией 14 августа 1943 года. В обобщенной базе данных «Мемориал», во вкладке о безвозвратных потерях, указано, что Павел Дмитриевич Елистратов был похоронен в деревне Нижняя Спас-Деменского района Смоленской области. Позднее останки летчика были перезахоронены в братской могиле в п. Барятино.

На основе этой работы в школьном музее добавлена глава в экскурсию об освобождении Кировского района.


Е. Северенкова,
учащаяся Шайковской СОШ №1.

Л. Выборнова, учитель технологии и ОБЖ.