Музей Боевой славы Шайковской средней школы №1 ежегодно пополняется
новыми материалами по военной истории
родного края. Работа по изучению событий Великой Отечественной войны очень
интересна и увлекательна. Особенно приятно, когда экспонаты после изучения
начинают «говорить».
Длительное время в музее
находится орден Красной Звезды. Его нашли школьники в походе по местам боев
247-й Рославльской стрелковой дивизии в старом окопе у деревни Натарово. Орден
сильно оплавлен и деформирован, но на нем четко читается № 186861. За то время,
что награда находится в музее, удалось установить личность обладателя этой
награды. Это летчик Павел Дмитриевич Елистратов. На этом работа остановилась.
Накануне 75-й годовщины освобождения Кировского района от немецко-фашистских
захватчиков было решено возобновить работу по изучению судьбы летчика
Елистратова. Погиб или остался жив? Найти наградные документы летчика помог
сайт «Подвиг народа» с электронным банком документов «Подвиг народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг.»
По наградным документами установлено,
что П.Д.Елистратов был летчиком 162 истребительного авиационного полка 309 иад
1 ВА Западного Фронта. Его полк принимал участие в боях за освобождение
Кировского района в августе-сентябре 1943 г., о чем свидетельствуют статьи М.Н.
Мосягина и А.А. Ильюшечкина «От Кирова до Спас-Деменска: советские пехотинцы,
танкисты и летчики в августовских боях 1943 года» и Т. Романовой «Ещё один
район стал свободным». Более подробно о боевом пути 162 иап и летчиках полка рассказывают Е.М.Кирпонос и М.Н.Новикова
в книге «На истребителе «Александр Пушкин» и В. Савончик «162 истребительный
авиационный полк 2-го формирования». Временные рамки исследования ограничены
периодом февраль- сентябрь 1943г. Именно тогда Елистратов совершал свои боевые
вылеты, за что был отмечен и другими правительственными наградами.
В
боевых действиях по освобождению Кировского района принимали участие 9 общевойсковых армий (среди которых
10-я и 50-я армии), 1-ая Воздушная
Армия, 5-й механизированный и 6-й гвардейский кавалерийский корпуса. 162–й истребительный авиационный
полк входил в состав 1-й Воздушной Армии Западного Фронта (с 18 февраля 1943
года по 24 апреля 1944 года). В составе
309-й истребительной авиационной дивизии с 22 февраля 1943 года по ноябрь 1958
года.
Перед
войной полк базировался в Белоруссии. В начале войны перелетели под Минск,
затем выполняли задания под Барановичами. С июля 1941 года 162-й уже под Курском. По 8-10 вылетов в
день. К основным задачам полка относилось прикрытие наших штурмовиков, защита
наземных частей с воздуха и разведка. С
января 1942 года полк вел боевые действия под Москвой, затем участвовал в боях
на Курской дуге, под Смоленском, в Белоруссии, Восточной Пруссии.
18
февраля 1943 года 162-й отдельный смешанный авиационный полк переформирован по
штату 015/284 и преобразован в 162-й истребительный авиационный полк (2-го формирования). С 18 февраля по 22 февраля 1943 года авиаполк
был перевооружен на истребители Як-1 и
Як-7Б.
Летно-технический
состав быстро освоил самолет Як-7Б.
Простой в пилотировании, устойчивый на всех режимах полета, он был «по плечу»
молодым летчикам. С появлением этого самолета эффективность действий
истребителей возросла. Мощность двигателя - 1180 л.с, максимальная скорость - 514-570
км/ч, практическая дальность - 645 км, практический потолок – 9900 м, экипаж - 1
человек. На вооружении самолёта - 20 мм пушка (120 снарядов), 2 пулемёта (400
патронов), можно было подвешивать под крылом 6 РС-82 или 2 бомбы по 25-100 кг.
С мая
1943 года полк перебазировался на аэродром Двоевка Смоленской области (9 км от
города Вязьмы). С Двоевки 162 иап принимал участие с марта по сентябрь 1943
года в Курской битве, операциях «Кутузов» (освобождение Орла) и «Суворов»
(освобождение Смоленщины).
С
аэродрома Езовня в Барятинском районе
летчики выполняли боевые задания на первом этапе Смоленской операции. Это Спас-Деменская операция - с 7 августа 1943
года по 20 августа. Основной задачей 162
иап было сопровождение наших штурмовиков на боевые задания, защита наземных
частей от немецких штурмовиков.
Командиром
полка с 18 февраля 1943 года по 27 июля 1943 года был майор Александр Иванович Лопуховский.
Затем майор (подполковник) Пётр Иванович Коломин – с 27 июля 1943 года по
апрель 1946 года. Второй эскадрильей командовал будущий Герой Советского Союза,
лётчик-ас капитан Ю.И.Горохов, который летал на именном самолете «Александр Пушкин».
Первую эскадрилью возглавил старший лейтенант С.И.Киселев (он же Адольф Сергей
Викторович), будущий Герой Советского Союза. 3-ю авиационную эскадрилью
возглавил старший лейтенант Афонин. В боевом полку «выросло» 6 Героев
Советского Союза, множество орденоносцев и летчиков-асов. Многие летчики полка имели на счету более 20
немецких самолетов, сбитых индивидуально и в группе.
В
результате изучения материалов боевого пути 162 иап, 309 истребительной авиационной
дивизии 1 Воздушной Армии Западного фронта стало ясно, в каком боевом полку
проходил службу старший лейтенант П.Д.Елистратов. Летчик вместе со своими однополчанами принимал участие в воздушных боях над Кировом в августе 1943 года, в Спас-Деменской операции (7-20 августа 1943 года). На истребителе Як -7Б он сопровождал наши штурмовики и обеспечивал
безопасность наземных частей, взлетая с аэродрома Езовня Барятинского района. В
статье М.Н. Мосягина и А.А. Ильюшечкина «От
Кирова до Спас-Деменска: советские пехотинцы, танкисты и летчики в августовских
боях 1943 года» (научный сборник Кировского музея «Ратное поле») этот аэродром
указан как Езовая.
Павел
Дмитриевич Елистратов родился в 1915 году в д. Турово Серпуховского района
Московской области. В Красной Армии с 1939 года. На фронте с 22.06.1941
года. В документе о безвозвратных
потерях указана жена Елистратова - Клавдия Ивановна, и адрес, по которому
проживали: Московская область, город Серпухов, улица Чехова, д.18., кв. 6.
В
печатных и электронных изданиях, освещающих боевой путь 162 иап, фамилия Елистратов встречается
редко, что несколько осложнило поиск. По
данным наградного листа, в котором командир полка майор Коломин представляет
его к ордену Отечественной войны II степени, Елистратов указан как адъютант авиационной
эскадрильи. В обязанности адъютанта авиационной эскадрильи входило ведение
штабной работы в эскадрильи, что
значительно уменьшало время на боевые вылеты. Но в наградных документах отмечено, что, находясь в должности адъютанта,
Елистратов не только вел документацию эскадрильи, но и совершал
разведывательные полеты, фотографировал местность, возвращаясь с ценными
разведданными. Несмотря на загруженность в работе по хозяйственным и штабным
делам, им произведено 30 боевых вылетов.
8.02.1943
г. лейтенант Елистратов, выполняя разведывательную задачу, был атакован двумя
ФВ-190. В ходе полета наш летчик смог умело и смело маневрировать, что
заставило немецкие самолеты отойти. За
мужество и отвагу при выполнении боевого задания и отличное обеспечение боевой
работы эскадрильи командир полка майор Коломин представил его к ордену
Отечественной войны IIстепени. Но приказом 1-й Воздушной Армии №016/н от 18 мая 1943 года лейтенант
Павел Дмитриевич Елистратов был награжден медалью «За отвагу».
По
состоянию здоровья лейтенант Елистратов временно был отстранён от лётной
работы, продолжая работать в должности адъютанта эскадрильи. В октябре 1942 года Павел Дмитриевич лично пишет
ходатайство медкомиссии о допуске его к полетам. Об этом свидетельствует
наградной лист. С ноября 1942 года по 18 июля 1943 года Павел Дмитриевич
участвует в 48 боевых вылетах и 4
воздушных боях. «Тов. Елистратов активно участвует в проводимой операции. С
11.07. по 18.07. 1943 г. произвел 14 боевых вылетов, провел 4 воздушных боя, в
результате которых лично сбил ФВ-190». Вероятнее всего, речь идет об Орловской
операции «Кутузов», где 162 иап принимал активное участие с 12 июля по 18 августа 1943 года.
За
мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях с 11.07 по 18.07. 1943 г.,
старший лейтенант Елистратов был награжден орденом «Красной Звезды» (приказ по 1-й
Воздушной Армии № 034/н от 23 июля 1943 года).
Август
1943 года был тяжелым не только для летчиков 309 истребительной дивизии 1-й Воздушной Армии, но и всего
Западного фронта. Начиналась Спас-Деменская операция, в ходе которой
предполагалось разгромить спас-деменскую группировку немецких войск и создать
условия для наступления на Рославль. Это был первый этап Смоленской операции. Летчики продолжали выполнять свою
работу.
С 23 июля
1943 года старший лейтенант Елистратов сделалл ещё 15 боевых вылетов, принял
участие в 6 воздушных боях. 11 августа Елистратов в составе группы выполнял
задание по прикрытию наших штурмовиков. В районе Кирова он вступил в воздушный бой с немецким истребителем ФВ-190 и в одной из атак сбил его длинной
прицельной очередью. Так старший лейтенант записал на свой счет ещё одну
победу.
12
августа 1943 года был одним из самых напряженных дней: полком было сбито 23
самолета противника. Летчики, только что вернувшиеся из боя, тут же опять
поднимались в воздух и снова вступали в жестокое сражение с врагом. Командир
четыре раза водил группы на задания, и летчики неизменно добивались успеха. Бои
наблюдал заместитель командующего 1-й Воздушной Армии генерал-майор авиации
Пятыхин. Он дал высокую оценку лётному составу.
14
августа на задание в район Верхней Песочни - Натарово вылетели 10 истребителей
во главе с командиром полка подполковником Коломиным. Летчики вступили в
воздушный бой с 9 ФВ-190 и 17 Ю-87, которые пытались бомбить наши наступающие
части. Старший лейтенант Елистратов, как
и другие лётчики, смело ринулся в атаку на врага, врезался в строй
бомбардировщиков. Бой был очень напряженный. Наши истребители уничтожили 4 Ю-87 и 2 ФВ-190. Немецкие бомбардировщики под ударами наших
истребителей прекратили заход на цель и повернули восвояси. В этом бою старший лейтенант Елистратов пал
смертью храбрых. Приказом по 1-й Воздушной Армии №046/н от 27 августа 1943 года
летчик-адъютант эскадрильи 162 истребительного авиационного полка был награжден
орденом Отечественной войны Iстепени ПОСМЕРТНО.
Таким
образом, при сравнении наградных документов других летчиков полка, например, младшего лейтенанта
Гаффанова и материалов книги Е.
М. Кирпоноса, М. Н. Новиковой «На истребителе «Александр Пушкин», выявлено, что
летчик-адъютант эскадрильи, старший лейтенант Елистратов выполнял боевое
задание в районе Верхней Песочни –
Натарово в составе десяти истребителей Як-7. Самолет старшего лейтенанта Елистратова был подбит и лётчик погиб.
В августовских
боях 162-й истребительный авиационный полк потерял и других лётчиков. Капитан
Топонкин погиб 14 августа, старший лейтенант Барановский не вернулся из боя 16
августа, младший лейтенант Гаффанов
закрыл своим самолётом командира авиационной эскадрильи капитана Афонина и был
подбит 19 августа.
Военная
судьба старшего лейтенанта Павла Дмитриевича Елистратова не была длинной, но
оставила след в истории 162-го истребительного авиационного полка и нашего
края. Павел Дмитриевич был на фронте с первого дня войны. На боевом счету
летчика 77 боевых вылетов, 14 воздушных боев и 2 сбитых лично самолёта
противника. Павел Дмитриевич, совмещая штабную и лётную работу, выполнял боевые
задания наравне с однополчанами.
Обстоятельства
воздушного боя, которые выявила данная работа, объясняют, что орден Красной Звезды оказался в окопе у
деревни Натарово в результате гибели летчика над этой территорией 14 августа 1943 года. В обобщенной базе данных «Мемориал», во вкладке о
безвозвратных потерях, указано, что Павел Дмитриевич Елистратов был похоронен в
деревне Нижняя Спас-Деменского района Смоленской области. Позднее останки
летчика были перезахоронены в братской могиле в п. Барятино.
На основе
этой работы в школьном музее добавлена глава в экскурсию об освобождении Кировского
района.
Е.
Северенкова, учащаяся Шайковской СОШ №1.
Л. Выборнова, учитель технологии и ОБЖ.