В чем заключается феномен
Валентина Пикуля? Кто он такой? Такие вопросы часто задавали читатели после
выхода первых исторических романов писателя. Но и позднее, когда его книги сложились
в своеобразную летопись отечественной истории, количество писем не убавилось,
вопросы остались. А вот отвечать на них специалисты-литературоведы не спешили.
Творчество исторического
романиста В.Пикуля разрушало существовавшие идеологические установки и рождало многозначные
сопоставления с днём сегодняшним. А это авторам, обслуживающим официальную
историю, было, ох, как не по нраву! Вот и делали вид, что не замечают некоего
беллетриста. Замалчивание – проверенное средство в испытании на выносливость
писательского сердца.
Молчали… А среди читателей
ходили о Валентине Пикуле легенды, иногда прямо-таки анекдотичные. Так,
некоторые думали, что этот писатель жил в XVIII веке, поскольку многие его произведения посвящены
этому столетию, другие утверждали, что Пикуль писатель английский (фамилия,
мол, не наша).
Нет! Не иностранец восхищался
умом, изобретательностью, находчивостью, талантом, мужеством русского человека.
Не бесстрастный кабинетный энциклопедист призывал делать выводы из уроков
прошлого. Так мыслить и писать мог только русский писатель-патриот. А фамилия,
непривычно звучащая, досталась ему от предков по отцовской линии – украинских
казаков.
Родился Валентин Саввич
Пикуль 13 июля 1928 года на окраине Ленинграда, близ Пулково, в простой семье,
которая имела прочные крестьянские корни.
Отец – Савва Михайлович
Пикуль – из украинских крестьян, мать – Мария Константиновна Каренина – из
крестьян Псковской губернии.
Валентин окончил всего пять
классов, когда началась Великая Отечественная война. Пережив самую
страшную первую блокадную зиму в
Ленинграде, весной 1942 года он был эвакуирован в город Архангельск, где в то
время на Беломорской военной флотилии воевал его отец. В день своего
четырнадцатилетия Валентин убежал из дома и поступил в школу юнг на Соловках.
Здесь он встретил настоящих людей, умных, мужественных, знающих наставников,
которые повлияли на всю его жизнь. Таким был Николай Юрьевич Аврамов, начальник
школы (ему посвятил В.Пикуль свой первый
роман «Океанский патруль»). До последних дней своей жизни Валентин Пикуль
поддерживал теплые, дружеские отношения с семьей Аврамовых.
Большое влияние на характер
своенравного парня оказал и комиссар школы Сергей Сергеевич Шахов. И с ним не
расстался писатель в мирной жизни. Много раз они встречались, вспоминая трудные
дороги войны, боевых товарищей. Общая военная биография как будто сглаживала
разницу в возрасте.
С осени 1943 года Валентин
Пикуль был зачислен в экипаж эскадренного миноносца «Грозный» Северного флота,
на котором и воевал до конца войны. «Грозный» в составе конвоя сопровождал
англо-американские караваны, идущие в наши порты с поставками по ленд-лизу,
отражал атаки немецких подводных лодок, искал пропавшие суда. В 16 лет Валентин
Пикуль стал командиром боевого поста.
Ему было всего 17 лет, когда
закончилась война. Отставной юнга был зачислен на подготовительное отделение
Военно-морского училища в Ленинграде. Контингент курсантов училища был
грамотный, с восьми- десятиклассным образованием, у многих за плечами была
война. С пятью классами Валентину Пикулю наверстать упущенное не удалось, к
тому же интересы его вращались далеко от
задачек по алгебре и геометрии, он тайком уже «пописывал». Был у него, как у
настоящего писателя, и «задел» - карманный блокнотик, сохранившийся с войны, в
который в сокращенном виде он записал героические эпизоды военного времени,
имена людей, названия кораблей. Эту реликвию Валентин Саввич очень берёг и
дорожил ею всю жизнь.
Весной 1946 года Валентина
Пикуля не допустили до экзаменов из-за неуспеваемости и исключили из училища.
Учеба закончилась. Что делать дальше? Вопрос, от которого не уйти. Но ведь не
отчаиваться же! Работа по душе была – он писал.
После войны при Ленинградском
отделении Союза писателей успешно работало литературное объединение, которым
руководил известный советский поэт Всеволод Рождественский. Сюда пришел и
В.Пикуль – автор двух напечатанных рассказов «Женьшень» и «На берегу».
То ли в шутку, то ли всерьез
он часто рассказывал своей жене, как принимали его в писательский союз. После
смерти Сталина в Союз писателей никого не принимали и только в 1956 году
«погнали табором всех, кто этого ждал». Валентину Пикулю повезло: его приняли
после выхода романа «Океанский патруль», который сам он судил строго и считал
неудачным. Это была проба пера.
Когда писатель С.Смирнов открыл нам героев
Брестской крепости, В.Пикуль нашел нечто подобное в далеком прошлом, когда наши
деды удерживали крепость Баязет в 1877 году. В 1961 увидел свет исторический
роман «Баязет», с которого и началась творческая биография В.Пикуля, как
исторического романиста.
Малоизвестному в нашей стране эпизоду посвящён
небольшой по объёму роман «Париж на три часа». События, отображенные в романе,
относятся к Отечественной войне 1812 года, но происходят не в России, а во
Франции. К теме Отечественной войны 1812 года Валентин Саввич еще вернётся –
позднее он напишет роман «Каждому своё».
Валентин Пикуль серьезно и
бережно относился к документам-подлинникам, и это было живое чувство, рождающее
живое слово.
Писатель считал, что
историческое событие никогда не становится небытием. Оно всегда рядом с нами. Нет настоящего без будущего и
прошлого. «История – это наши корни, а мы лишь растущие деревья». Он хорошо
знал «наши корни» и свободно перемещался из одной эпохи в другую.
Любимый период русской
истории для Валентина Пикуля – век «осьмнадцатый». По сути, на протяжении всей
жизни Валентин Саввич писал один роман, состоящий из нескольких книг и
охватывающий период с 1725 (год смерти Петра) по 1825 год (восстание
декабристов). Ему не удалось осуществить всего задуманного – написать роман
«Аракчеевщина», хотя для него уже были сделаны наброски и заголовки, едва
начатым остался роман «Когда короли были молоды», но многие события,
относящиеся к этому времени, нашли отражение в исторических миниатюрах.
Изучая первоисточники и
материалы далёких и забытых времен, писатель приходил к выводам, отличным от
существовавших в нашей исторической науке. Исходя из примеров и законов
истории, он многое предчувствовал и предвидел.
Когда Валентину Саввичу
задавали вопрос «кто ваш любимый писатель», среди нескольких имен он
обязательно называл М.Е.Салтыкова-Щедрина. В духе сатиры Салтыкова-Щедрина
написан роман «На задворках великой империи», который, кстати, навеян событиями
50-60 годов ХХ столетия. Если его спрашивали, «какая тема наиболее любимая в
вашем творчестве», он отвечал «дипломатия».
Дипломатия – старинное
средство общения между народами. Её оружием является слово, а иногда…молчание.
Обычное слово обретает порой такую силу, что способно остановить поступь армий.
Именно поэтому у В.Пикуля так много политических романов, в которых тесно
переплетаются история, дипломатия, политика. Первым из них - «Пером и шпагой»,
где автор выступает не только как
романист, но и как исследователь.
Образ Валентина Саввича
Пикуля неразрывно связан с бескозыркой, тельняшкой, которую он носил всю свою
недолгую жизнь. Он до конца своих дней сохранил пламенную любовь к морю и
морякам, и они отвечали ему взаимностью. Военно-морская тематика занимает заметное
место в творчестве писателя. Северному флоту Валентин Пикуль посвятил четыре
книги: «Океанский патруль», «Из тупика», автобиографическую повесть «Мальчики с
бантиками» и «Реквием каравану PQ-17».
Балтийскому флоту посвящён роман «Моонзунд», Тихоокеанскому флоту – романы
«Богатство», «Крейсера», «Три возраста Окини-сан», «Каторга», Черноморскому
флоту – в известной мере роман «Фаворит», многие исторические миниатюры.
Сахалин – восточная окраина,
главный форпост нашей страны на Тихом океане. В ноябре 1985 года Валентин Саввич
начал писать роман об истории сахалинской каторги и событиях, происходивших на
острове во время русско-японской войны, а 7 января 1986 года вышла
заключительная часть тетралогии о Дальнем Востоке – роман «Каторга».
«Барбаросса» - это название
дал В.Пикуль первому тому своего последнего романа «Площадь павших борцов»,
книге о войне, а, значит, и о Сталинграде. Валентин Саввич честно признавался,
что он не считает себя вправе приглашать читателей в «окопы Сталинграда», ибо
сам в них не был, но, как писатель-историк и участник войны, не может пройти
мимо этих грандиозных событий. Посвящая эту книгу памяти отца, он брал на себя
большую моральную ответственность. Он должен был написать книгу, достойную того
героического времени. Память об отце у Валентина Саввича была неразрывно
связана с понятиями долг, честь, совесть, вера. И скорбь об утрате отца
усиливалась от сознания деградации этих человеческих святынь в народе. Поэтому
на вопрос: «А что же было в то время у
нас хорошего?» - на страницах книги он ответил: «Народ был хороший – лучше нас
с вами. И любовь к великой Отчизне, даже в те злодейские времена, народ
испытывал гораздо большую, нежели сейчас принято».
В литературе Валентин Пикуль
всю жизнь был гоним – в полном смысле этого слова: историки не признавали в нём
коллегу: ибо он не имел «бумажки», дающей право таковым считаться, писатели не
признавали его художественного дара, критики внушали читателям, что романы
Пикуля – это второсортная литература. Они выглядели весьма внушительно по сравнению с горсткой
единомышленников.
Валентин Пикуль так и остался
самоучкой. Но каким самоучкой! Каждый день ему требовалась определенная «доза»
знаний. Он прочитывал не менее одной книги в день и еще несколько просматривал.
Внимательное знакомство с
библиотекой В.Пикуля, с особенностями и качеством собранных им изданий,
проясняет многие черты его писательской манеры – обильное использование
документальных свидетельств, россыпь интереснейших подробностей быта и обычаев
описываемой эпохи. Конечно, и у Валентина Саввича встречаются неточности и
ошибки, но многие серьёзные ученые утверждают, что в произведениях В.Пикуля их
меньше, чем в иных научных трудах.
Валентин Пикуль бы как бы
призван на служение отечественной исторической словесности, он пришел в неё
вовремя, в ответственный момент жизни страны. Пришел, чтобы открыть сокрытое,
поддержать духовно, ободрить, показать историческую перспективу, ибо у великого
народа – великая история, великое будущее.
Знакомство с творческим
наследием Валентина Пикуля – это возвращение в ласковые объятия Матери-Родины,
и только она одна может пожалеть, простить, поднять с колен и вдохновить на
благие дела.
Ирина Чернышова.
Городская библиотека №1.