Русская православная церковь на протяжении всей
отечественной истории играла особую, очень важную роль. Следует отметить, что в
те периоды, когда светская власть находила поддержку и понимание у власти церковной,
российское общество и государство было на подъеме, решало важнейшие
политические задачи. И напротив, периоды конфликтов между светской и духовными
властями отмечены в истории России упадком, внутренними кризисами, войнами и
конфликтами.
Христианскими центрами православной
Руси были монастыри. В монастырь приходили люди, желавшие посвятить себя Богу.
Они оставались здесь, становились монахами. Жизнь монаха - это труд, молитва,
забота о ближнем. Монастыри являлись центрами духовной культуры и просвещения.
Иногда случалось, что монахи из монастырей уходили жить в
пустыни. Пустынь-это то место, где есть возможность уединиться с Богом. Крупным
центром, где селились пустынники-иноки, стала местность в бассейне р. Десны, на стыке участков
Орловской, Смоленской и Калужской губерний.Отшельники предпочитали уходить в труднодоступные места, где росли густые непроходимые леса. Пустынники
обитали в жиздринских и брянских лесах, селились в Рославльском уезде
Смоленской губернии. Временем возникновения первых монашеских келий считается
середина 18 века. Здесь более полстолетия находился центр пустынножительства, расцвет которого пришелся на первую
половину 19 века.
Отшельники жили в пустыньках, разбросанных по лесу друг от
друга на некотором расстоянии, нередко группами по 5-8-10 человек. Пустынники
не обитали изолированно, без общения, а занимались духовным просвещением людей.
Из Рославльских лесов, по ряду причин, монахи начали переходить в другие места
России, распространяя свет своего учения и приобретенный духовный опыт. Многие
настоятели монастырей обращались к рославльским пустынникам за помощью в
улучшении монастырской жизни, устроении скитов. За истинно подвижническую жизнь
некоторым из них было предложено организовать управление скитом у Свято - Введенской
Оптиной пустыни, ставшим позднее Иоанно-Предтеченским скитом. Монастырь стал
крупнейшим духовным центром всего православного мира и остаётся таким до
сегодняшнего времени.
Некоторые из монахов перешли жить в
соседние - густые, заболоченные и труднопроходимые
Жиздринские леса. В качестве нового места для осуществления своих молитвенных и
трудовых подвижнических подвигов выбрал эти леса и рославльский пустынник старец
Мелхиседек. Он поселился в Хатожской лесной даче Семиревской волости Жиздринского
уезда Калужской губернии, принадлежавшей промышленникам Мальцовым. Старец
Мелхиседек и стал первым жильцом и основателем поселения пустынножителей, впоследствии
получившего его имя. В этом скиту на протяжении 19 века жили его последователи
вплоть до официального создания монастыря на этом месте.
Рядом с селом Троицкое Куйбышевского района, у родника, в
месте называемом «Монахов колодец», проживал пустынник, который относится также
к рославльским подвижникам. Это схимонах Авраамий Жиздринский, длительное время
нёсший подвиг старчества.
А теперь хочется рассказать о том, что
сейчас происходит на территории некоторых районов, где совершали свой подвиг рославльские
пустынники. Что делается сегодня для сохранения памяти о тех, кто молился о
спасении мира и всех нас.
Потомки, наши современники помнят и чтят духовные труды рославльских
пустынников. В 2001г. постановлением рославльской районной Думы местность, именуемая «Монахов
ров», с могилой схимонаха Никиты включена в число наиболее важных объектов
культуры и истории района. Стараниями
руководства и коллектива Смоленской атомной электростанции (г. Десногорск)
благоустроено место погребения о. Никиты. Над колодцем, выкопанным старцем,
установлен деревянный сруб. Также установлен крест на месте захоронения
пустынника - старца о. Феофана, с мемориальной доской и надписью. В последнее время в Моисееву пустынь, где
захоронены о. Никита и о. Феофан, выезжают монахи рославльского Преображенского
монастыря, приезжали и монахи из Оптиной пустыни.
Рославльские леса дали большое количество местночтимых
святых, а некоторые причислены к лику общероссийских святых (например, Зосима
Верховский). В
Очень сильно поменялась в лучшую сторону и обстановка вокруг
источника
с. Луги Рославльского
района (находится недалеко от Варшавского шоссе), в окрестностях которого также
проживали рославльские пустынники. У этого источника 300 лет назад была явлена
чудодейственная икона Святителя Николая Угодника, с которой связаны разные
благодеяния городу Рославлю.
Регулярно родник посещают сотни паломников из Смоленска,
регионов России и других стран. В
Не остается без внимания и территория у Мелхиседековой
пустыни в Кировском районе. Уже в «нулевые»
годы были обретены мощи о. Мелхиседека, и над ними братией брянской
Белобережской пустыни установлен деревянный крест с гранитной доской. Кировским
городским музеем, энтузиастами, краеведами делаются попытки включить этот
памятник в число объектов культурного наследия русского народа, поставить его
под местную охрану и сделать доступным для посещения паломниками и другими
туристами в сфере религиозного, познавательного и аграрного туризма. Несколько
лет ежегодно музеем и местным отделением Русского Географического общества
предпринимаются полевые экспедиции на место монастыря. Помечены подходы к
монастырю для ориентировки пеших и автотуристов, проложены мостки и клади через
ручей. Делаются предварительные обмеры руин здания, осуществляется фотофиксация
местности. Проводятся небольшие раскопки по освобождению фундаментов храма от
земли и растительности, ведется частичное благоустройство с прокладкой удобных
пешеходных троп и расчисткой территории. Активнейшим образом продолжается
поиск, накопление и введение новых фактов и свидетельств в исследовательский
оборот. Желающие могут принять участие в
исследованиях, экспедициях, обратившись в музей.
На территории Куйбышевского района также поддерживают память
о рославльских старцах. В
Несколько
лет назад, благодаря стараниям матушки Иосифы, началось
активное возрождение Казанского Боголюбивого
Белокопытовского женского монастыря в д. Новодяглево, созданного в 19
веке по благословлению рославльского старца Авраамия Жиздринского. За относительно
короткий промежуток времени возвели деревянную церковь, часовню, колодец и другие постройки. В прошлом году
прошли торжественные мероприятия, состоялось архиерейское богослужение в монастыре по случаю
125-летия со дня открытия обители. Был совершен Крестный ход от «Монахова
колодца» до
восстанавливаемого монастыря. В этом году
также планируются торжественные мероприятия по случаю юбилейных дат и закладки
фундамента каменного Казанского храма. Любой желающий может посетить «Монахов
колодец», монастырь,
оказать посильную помощь в восстановлении обители.
Алексей АРТЁМОВ, краевед.