Сегодня: Вторник 23 апреля 2024 г.

Мемориализация наследия рославльских старцев

№№69-71 13 июля 2018 г.

Русская православная церковь на протяжении всей отечественной истории играла особую, очень важную роль. Следует отметить, что в те периоды, когда светская власть находила поддержку и понимание у власти церковной, российское общество и государство было на подъеме, решало важнейшие политические задачи. И напротив, периоды конфликтов между светской и духовными властями отмечены в истории России упадком, внутренними кризисами, войнами и конфликтами.

Христианскими центрами православной Руси были монастыри. В монастырь приходили люди, желавшие посвятить себя Богу. Они оставались здесь, становились монахами. Жизнь монаха - это труд, молитва, забота о ближнем. Монастыри являлись центрами духовной культуры и просвещения.

Иногда случалось, что монахи из монастырей уходили жить в пустыни. Пустынь-это то место, где есть возможность уединиться с Богом. Крупным центром, где селились пустынники-иноки, стала местность в бассейне р. Десны, на стыке участков Орловской, Смоленской и Калужской губерний.Отшельники предпочитали уходить в труднодоступные места, где росли густые непроходимые леса. Пустынники обитали в жиздринских и брянских лесах, селились в Рославльском уезде Смоленской губернии. Временем возникновения первых монашеских келий считается середина 18 века. Здесь более полстолетия находился центр пустынножительства, расцвет которого пришелся на первую половину 19 века.

Отшельники жили в пустыньках, разбросанных по лесу друг от друга на некотором расстоянии, нередко группами по 5-8-10 человек. Пустынники не обитали изолированно, без общения, а занимались духовным просвещением людей.

Из Рославльских лесов, по ряду причин, монахи начали переходить в другие места России, распространяя свет своего учения и приобретенный духовный опыт. Многие настоятели монастырей обращались к рославльским пустынникам за помощью в улучшении монастырской жизни, устроении скитов. За истинно подвижническую жизнь некоторым из них было предложено организовать управление скитом у Свято - Введенской Оптиной пустыни, ставшим позднее Иоанно-Предтеченским скитом. Монастырь стал крупнейшим духовным центром всего православного мира и остаётся таким до сегодняшнего времени.

Некоторые из монахов перешли жить в соседние - густые, заболоченные и труднопроходимые Жиздринские леса. В качестве нового места для осуществления своих молитвенных и трудовых подвижнических подвигов выбрал эти леса и рославльский пустынник старец Мелхиседек. Он поселился в Хатожской лесной даче Семиревской волости Жиздринского уезда Калужской губернии, принадлежавшей промышленникам Мальцовым. Старец Мелхиседек и стал первым жильцом и основателем поселения пустынножителей, впоследствии получившего его имя. В этом скиту на протяжении 19 века жили его последователи вплоть до официального создания монастыря на этом месте.

Рядом с селом Троицкое Куйбышевского района, у родника, в месте называемом «Монахов колодец», проживал пустынник, который относится также к рославльским подвижникам. Это схимонах Авраамий Жиздринский, длительное время нёсший подвиг старчества.

А теперь хочется рассказать о том, что сейчас происходит на территории некоторых районов, где совершали свой подвиг рославльские пустынники. Что делается сегодня для сохранения памяти о тех, кто молился о спасении мира и всех нас.

Потомки, наши современники помнят и чтят духовные труды рославльских пустынников. В 2001г. постановлением рославльской районной Думы местность, именуемая «Монахов ров», с могилой схимонаха Никиты включена в число наиболее важных объектов культуры и истории района. Стараниями руководства и коллектива Смоленской атомной электростанции (г. Десногорск) благоустроено место погребения о. Никиты. Над колодцем, выкопанным старцем, установлен деревянный сруб. Также установлен крест на месте захоронения пустынника - старца о. Феофана, с мемориальной доской и надписью. В последнее время в Моисееву пустынь, где захоронены о. Никита и о. Феофан, выезжают монахи рославльского Преображенского монастыря, приезжали и монахи из Оптиной пустыни.

Рославльские леса дали большое количество местночтимых святых, а некоторые причислены к лику общероссийских святых (например, Зосима Верховский). В 2016 г. на заседании Священного Синода РПЦ были причислены к лику святых для местного почитания в Смоленской митрополии схимонахи Никита и Феофан, пустынножители рославльских лесов.

Очень сильно поменялась в лучшую сторону и обстановка вокруг источника

с. Луги Рославльского района (находится недалеко от Варшавского шоссе), в окрестностях которого также проживали рославльские пустынники. У этого источника 300 лет назад была явлена чудодейственная икона Святителя Николая Угодника, с которой связаны разные благодеяния городу Рославлю.

Регулярно родник посещают сотни паломников из Смоленска, регионов России и других стран. В 2004 г. была сотворена новая икона, был установлен поклонный крест, построены часовня, колодец, купель и было положено начало возрождению традиции крестных ходов.

Не остается без внимания и территория у Мелхиседековой пустыни в Кировском районе. Уже в «нулевые» годы были обретены мощи о. Мелхиседека, и над ними братией брянской Белобережской пустыни установлен деревянный крест с гранитной доской. Кировским городским музеем, энтузиастами, краеведами делаются попытки включить этот памятник в число объектов культурного наследия русского народа, поставить его под местную охрану и сделать доступным для посещения паломниками и другими туристами в сфере религиозного, познавательного и аграрного туризма. Несколько лет ежегодно музеем и местным отделением Русского Географического общества предпринимаются полевые экспедиции на место монастыря. Помечены подходы к монастырю для ориентировки пеших и автотуристов, проложены мостки и клади через ручей. Делаются предварительные обмеры руин здания, осуществляется фотофиксация местности. Проводятся небольшие раскопки по освобождению фундаментов храма от земли и растительности, ведется частичное благоустройство с прокладкой удобных пешеходных троп и расчисткой территории. Активнейшим образом продолжается поиск, накопление и введение новых фактов и свидетельств в исследовательский оборот. Желающие могут принять участие в исследованиях, экспедициях, обратившись в музей.

На территории Куйбышевского района также поддерживают память о рославльских старцах. В 2016 г. по благословению архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана, по инициативе, проектам и при активном участии исследователя Алексея Аркадьевича Оленичева была изготовлена, торжественно открыта и освящена мемориальная доска на часовне в с. Троицкое Куйбышевского района. Она отражает исторический факт проживания в местечке «Монахов колодец», недалеко от с. Троицкое, принадлежности схимонаха Авра­амия Жиздринского к известным и почитаемым рославльским пустынникам.

Несколько лет назад, благодаря стараниям матушки Иосифы, началось активное возрождение Казанского Боголюбивого Белокопытовского женского монастыря в д. Новодяглево, созданного в 19 веке по благословлению рославльского старца Авраамия Жиздринского. За относительно короткий промежуток времени возвели деревянную церковь, часовню, колодец и другие постройки. В прошлом году прошли торжественные мероприятия, состоялось архиерейское богослужение в монастыре по случаю 125-летия со дня открытия обители. Был совершен Крестный ход от «Монахова колодца» до восстанавливаемого монастыря. В этом году также планируются торжественные мероприятия по случаю юбилейных дат и закладки фундамента каменного Казанского храма. Любой желающий может посетить «Монахов колодец», монастырь, оказать посильную помощь в восстановлении обители.


Алексей АРТЁМОВ, краевед.