14 июля в селе Дворцы
Дзержинского района Калужской области состоялся военно – исторический
фестиваль, посвященный Великому стоянию
на Угре. Его кульминацией стала
грандиозная военно-историческая реконструкция боевых действий между русскими
войсками Ивана III и многочисленными отрядами Большой Орды хана Ахмата. На
снимке: гостей фестиваля приветствует дружина Великого князя.
Из глубины минувших лет
1480 год для Великого князя Ивана III начался с тяжёлых вестей. В январе два его брата, Борис
Волоцкий и Андрей Большой, подняли восстание против его власти. Неужели не
понимают они, чем опасны сейчас междоусобицы?! Шёл восьмой год, как после победы над ордынцами у Тарусы, Великое
Княжество Московское осмелело настолько, что отказалось платить дань Золотой
Орде. Уже не раз хан Ахмат присылал в
Москву гневные грамоты, в которых обещал жестоко расквитаться за непослушание
со своим «улусником». Не делить власть, а сплачиваться и соединяться воедино
требовала от русских князей нависшая опасность.
В июне донесли Ивану III,
что военные отряды Ахмата ведут разведку по Оке и Угре. Гроза приближалась. Московские бояре
наперебой уговаривали своего князя не медлить и спасаться бегством. Но не такие
советы желал услышать сын Василия Тёмного. Умелый правитель, непреклонный в
достижении выбранной цели, Иван Васильевич начал стягивать свои войска к
берегам Оки. Тем временем хан Ахмат беспрепятственно двигался в сопровождении
литовских проводников через Мценск и Одоев к Воротынску. Зная, что на Оке его
ожидают, Ахмат решил пройти по дружественным ему литовским землям и вторгнуться
на русскую территорию через Угру. Войска Золотой Орды даже не пытались скрыть
своего передвижения. Завоеватели самодовольно полагали, что их тактика
запугивания превосходящим числом сработает и в этот раз.
В конце сентября оба брата Ивана III, ввиду общей беды, прекратили мятеж и вместе со своими полками двинулись к Оке,
чтобы стать частью единой армии.
Многочисленные попытки ордынских
войск переправиться на другой берег Угры заканчивались провалом. Русские
заградительные отряды останавливали атаки одну за другой. Чтобы добиться этого,
Иван III растянул свои
силы на
В начале ноября русский князь решил, что время пришло, и начал отводить
войска к Боровску, чтобы дать там генеральное сражение на своих условиях. Хан
Ахмат, узнав о деятельности диверсионного отряда в своей столице и не решаясь
поздней осенью без провианта идти в наступление, отправился назад в Орду. Такой
«ничейный» исход для ордынцев был
равносилен поражению.
Для тех же, кто наблюдал со стороны, как оба войска почти одновременно (в течение двух дней) повернули
вспять, не доведя дело до решающей битвы, это событие казалось божественным
провидением. Современники видели в случившемся чудесное заступничество Богородицы. Видимо, поэтому реку Угру стали называть «поясом Богородицы», спасшим
православную землю от разорения. С этого момента русское государство стало
суверенным, и произошло это на калужской земле.
В память о подвиге
В 1980 году, в честь 500-летия исторических событий, на р. Угре открыт памятник. Трое белоснежных
витязей могучим заслоном стоят на пути неприятеля. Мемориал отлично просматривается
с проходящего рядом Киевского шоссе, напоминая всем о том, какую исторически
важную реку они пересекают.
В сентябре 2014 года, недалеко от Калуги, на территории,
которая в 1480 году была занята русскими войсками, во Владимирском скиту калужской
Свято-Тихоновойпустыни (село Дворцы) был открыт музей-диорама "Великое Стояние на реке
Угре".
Также несколько лет назад губернатор Калужской области Анатолий
Артамонов выступил с инициативой сделать 11 ноября памятной датой в честь
победного окончания Великого стояния на Угре. В поддержку предложения главы
региона активисты Калужского регионального отделения общественной организации
«Боевое братство» вместе с другими общественными организациями собрали более
109 тысяч подписей и направили их Президенту России.
Интересно, что против установления Дня победного окончания Стояния на
Угре в качестве всероссийской памятной даты, неожиданно выступили парламентарии
из Татарстана. В Госсовете республики заявили, что для признания 11 ноября
федеральной памятной датой «нет исторических оснований». По заключению
Института истории академии наук Татарстана, Стояние «нельзя рассматривать
как особо значимое историческое событие, связанное с освобождением Руси от
ордынской власти». Мол, это был всего один из эпизодов, причём не
решающий, в «борьбе различных образований и групп за золотоордынское наследие».
Примечательно и то, что свое мнение они подкрепляют исследованиями современных
американских историков. В Татарстане также считают, что в случае одобрения калужской
инициативы могут возникнуть нежелательные для них политические последствия на
фоне межнациональной розни. При этом они упускают тот факт, что современные татары этнически невероятно далеки от
захватчиков, состоявших в войске Золотой Орды. А Казанское и Крымское ханства в
1480 году выступили в роли союзников Ивана III, не дав Казимиру IV вступить в войну на стороне хана Ахмата. Тем не менее, чтобы
сделать законодательную инициативу максимально корректной, вместо термина
«монголо-татары» всё чаще используют формулировку «ордынцы», а «иго», выбранное
Ключевским, предлагают заменить на более
лояльную «вассальную зависимость».
Но окончательное решение по этому вопросу принимает всё же не парламент
Татарстана. В конце марта - начале апреля 2017 года научная общественность
России единодушно поддержала инициативу калужан. За неё высказались Институт
всеобщей истории РАН, Институт российской истории РАН, Историко-архивный
институт РГГУ, Санкт-Петербургский государственный университет, Южный
федеральный университет, Уральский федеральный университет, Институт археологии
Уральского отделения РАН, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,
музей-заповедник «Куликово поле». В сентябре 2017 года Минкульт подготовил на
рассмотрение соответствующий законопроект.
Увидеть своими глазами
Пока же решается вопрос об установлении памятной даты на всероссийском
уровне, ничто не мешает калужанам чтить память тех великих событий. Жители со
всех уголков Калужской области и гости из других регионов приехали 14 июля в
деревню Дворцы на поле у Владимирского скита, чтобы своими глазами увидеть
реконструкцию Великого стояния на Угре, пополнить свои знания по истории родной
страны, рассказать её детям и с пользой провести выходной день.
В 10.00 утра отправилась в путь из Кирова в с. Дворцы и наша семья.
Прогноз погоды оптимизма не вызывал. Электронные сервисы неумолимо предрекали
дожди. Перспектива втроём (с шестилетним сыном) мокнуть где-то в поле далеко от дома нас не радовала, конечно, но тяга к
приключениям была слишком велика. Въехав в полосу ливневого дождя где-то в районе Мосальска, мы совсем уже было
отчаялись и стали разрабатывать план «Б». Но чем ближе было к областному центру,
тем светлее становилось небо впереди, и мы воспряли духом. Проехав по новому
мосту через р. Угру, мы приветственно помахали белоснежным витязям и свернули с
шоссе в Дзержинский район. Свеженькие указатели подсказывали дорогу лучше
навигатора, и мы быстро оказались в
центре села Дворцы у дома культуры, где
уточнили дальнейший путь.
Стоит отметить, что Дворцы,
действительно, оказались дворцами. Вдоль дороги на Владимирский скит выстроились двух-, а то и трёхэтажные
дома, окружённые высокими заборами. Мимоходом отмечаю торговую лавку с вывеской «Монастырский хлеб» и прошу мужа
остановиться здесь на обратном пути, чтобы купить домой гостинцы. Поворачиваем
налево, и нас встречают голубые маковки православного храма. Дежурящий здесь
сотрудник ГИБДД не советует нам парковаться у монастырских стен. По его словам,
пешком, тем более с ребёнком, отсюда идти далеко, а ближе к фестивальной
площадке нас ждёт оборудованная парковка. Удивленные тёплым приёмом, мы
проезжаем дальше по просёлочной дороге.
С небольшой возвышенности, где расположена парковочная зона,
открывается хорошая панорама фестиваля. Мы видим, как внизу, в пойме Угры,
расположились военные сооружения русских
и ордынцев. На поле между противоборствующими сторонами тренируются всадники.
На косогоре над поймой уже устроились в ожидании зрители. Другие стоят у сцены
и подпевают выступающим артистам. Правее концертной зоны расположены
площадки с мастер-классами и ярмарочные
киоски. Вздыхаю, так как неподалёку вижу
батуты – лучшее средство родительского разорения. Но моего шестилетнего Алексея
в этот раз они не прельщают. Он тянет мужа за руку совсем в другую сторону.
Действительно, кому нужны эти большие резиновые матрасы, когда можно покататься
на живой лошади, выковать вместе с кузнецом настоящий гвоздь и поучаствовать в
русской забаве «стенка на стенку». Несмотря на мои возражения, они даже отправились метать ножи в
деревянную стену. Муж вернулся расстроенным – в отличие от сына он ни разу не
попал в мишень.
Пока они метают, наблюдаю, как девушка в народном костюме учит желающих
играть в деревянные шашки. Рядом с ней проходит мастер-класс по росписи
имбирных пряников. Приятно, что свою работу можно забрать с собой и
впоследствии съесть. Я бы тут задержалась, но мои мужчины зрелище не оценили.
На ярмарочных рядах ещё интереснее. Деревянные мечи, щиты, луки,
арбалеты, ножи и доспехи на любой вкус и бюджет. Для девушек лотки с
украшениями ручной работы, домашней утварью и аутентичными нарядами. С нами в
Киров суждено уехать деревянному изогнутому ножу, обаятельному плюшевому зайцу
с длинными мягкими ушками и браслету на красной тесёмке. Закрывая кошелёк, муж
сказал, что в этот раз отделался лёгким испугом.
На сцене ведущие объявляют Ольгу Кормухину. В рамках проекта «Дни Москвы в Калужской области» она заехала на Угру, чтобы поприветствовать калужан и здесь. У мужа «загорелись» глаза, и он сквозь толпу устремился к сцене. В этот момент раздаётся сакраментальное и так знакомое всем родителям: «Пап, мне нужно в туалет». Взгляд с надеждой на меня, но я только развожу руками – мне надо снимать. «Ничего, - успокаиваю его я, - вы успеете». Опытный отец, он вернулся к третьей композиции, и мы все вместе, вслед за Кормухиной, исполнили «Кукушку» Виктора Цоя.
С поздравлениями и напутственным словом к зрителям и участникам
фестиваля обратился губернатор Анатолий Артамонов, митрополит Калужский и
Боровский Климент, а руководитель московской делегации Виталий Сучков
зачитал присутствующим приветственный адрес от мэра столицы Сергея Собянина.
Пока они говорили, я снова осталась одна. Муж с сыном незаметно удалились
занимать места на косогоре. Что поделаешь, детям не интересны книги без
картинок и длинные речи чиновников.
Зато за происходящим в пойме мы все следили, затаив дыхание. Нападение
ордынцев на мирную русскую деревню, угон женщин и детей в плен, сильнейшие
пожары продемонстрировали зрителям, что испытывала православная Русь во время
татаро-монгольского ига. В сценарий этого года организаторы добавили сцену с
продажей русских красавиц персидским купцам. Но торг не удался. Небольшой
конный отряд русских дружинников остановил бесчеловечную сделку.
Мы видим, как войска орды снова и снова пытаются перейти Угру вброд, но
натыкаются на заградительные заставы русских. С наших позиций палят пушки. Поле
битвы заволакивает дым от взрывов и пыль, поднятая всадниками. Дети помладше
пугаются и начинают плакать. Мой сын смотрит на папу и спрашивает, почему пушка
большая, а стреляет так слабенько. Смеюсь и наблюдаю, как муж пытается
объяснить Алёшке что-то про пожарную безопасность.
И вот русское войско выходит на поле в полном составе, чтобы помолиться
и испросить божественного благословения перед финальным сражением. Кульминация.
Золотая Орда капитулирует, видя мощь молодого русского государства.
- Ура! Наши победили! - кричит девятилетняя девчушка рядом с нами и хлопает
в ладоши. Вслед за ней аплодисменты подхватывают и другие зрители.
- Молодцы! Молодцы! Молодцы! - скандируем уже мы все в едином порыве. И
до конца не понятно кому адресованы эти овации – то артистам реконструкции, то
ли воинам-героям минувших веков.
Ведущий тем временем что-то рассказывает про небывалое единение,
охватившее страну после победоносного завершения Великого стояния на Угре. А я
смотрю на мужчину, одетого в форму российской сборной по футболу и в бело –
сине- красную шляпу болельщика, и думаю, что нечто подобное в этом году мы тоже
испытали. И в голову проникает мысль: «Господи, сделай так, чтобы современные
сражения никогда не выходили за пределы футбольных полей!»
С огромным удовольствием мы идём в гости в лагерь ордынцев. Мощный монгол
варит шурпу в огромном казане. В шатре хана Ахмата оборудована фотозона с
накрытыми столами. Среди блюд - традиционные восточные сладости, курага, изюм и
халва.
- Мам, можно я съем немного халвы, - тихо шепчет сын, пока папа нас
фотографирует.
- Можно, - отвечаю я, - только быстро.
Он откусывает кусочек и ныряет
под стол. Похоже, пора идти обедать.
Лагерь русских удивил нас огромными пушками и весёлыми дружинниками.
Как остроумно отметил муж, перекусить у наших нечем.
Чуть выше торговых рядов расположены кафе. Мы с удовольствием
располагаемся в тени больших зонтов и заказываем шашлык. Лучшего блюда, чтобы
отпраздновать победу, не придумаешь.
Завершающий аккорд – купание в Угре. Когда-то она была судоходной, а
сейчас широкая, с сильным течением, но очень
мелкая. В самом глубоком месте вода едва закрывает мои колени. Зато детвора
счастлива. Сын, забыв обо всём, пытается
поймать голыми руками маленьких рыбёшек. Мы с мужем стоим в воде и весело
наблюдаем за ним. Это был счастливый день, проведенный на родной земле.
Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.