Сегодня: Воскресенье 24 ноября 2024 г.

НА МАРШРУТ ВЫХОДИТ "РА-2"

№№88-90 3 августа 2018 г.

Раскаленный воздух дрожит над ослепительно сверкающими от солнца рельсами, словно мираж. Десятки стальных пар разбегаются и сходятся вместе, пересекают друг друга. Изредка подаст зычный голос прибывающий или отправляющийся поезд, заполняя всё пространство шумным дыханием тепловоза и знакомым с детства перестуком колёс. Овеянная славой и пропитанная духом романтики железная дорога живёт, перевозит грузы и пассажиров.

От станции Фаянсовой идут поезда в Смоленск, Вязьму, Брянск, Сухиничи и далее на Козельск-Белёв… Самое протяженное «плечо» достигает Ржева и составляет 260 километров. В пути – 6 часов.

Пригородные пассажирские перевозки осуществляют работники моторовагонного депо «Смоленск-1» - участок Фаянсовая, возглавляет который Дмитрий Сергеевич Дорохов. В коллективе около 60 машинистов и помощников. Они объединены в две колонны и трудятся под руководством опытных машинистов-инструкторов Сергея Ивановича Дорожкина и Сергея Анатольевича Минченкова. За плечами у них тысячи «пройденных» по железной дороге километров. Машинисты-инструкторы на практике изучили маршруты, знают «изнанку» профессии, поэтому могут в любой момент поддержать и словом, и делом.

- Мы занимаемся пригородными пассажирскими перевозками, а это огромная ответственность за жизнь людей, - отмечает С.И.Дорожкин. – Техника должна быть в исправном состоянии, также главный показатель для нас – безаварийная работа.

- Это во многом зависит от профессионализма и подготовки кадров, - вступает в разговор Д.С.Дорохов. – Треть машинистов у нас имеют I и II класс. Желающие повысить квалификацию направляются в Курскую дорожную техническую школу. Кроме того, каждый месяц машинисты по системе дистанционного обучения участвуют в занятиях, на которых рассматриваются различные нестандартные ситуации, изучают законодательство, инструкции РЖД, учатся работать с документами.

Прежде чем локомотивная бригада отправится в очередной рейс, она проходит предрейсовый осмотр у медицинского работника. Железнодорожникам измеряют давление, пульс, контролируют, соответствуют ли их параметры тем, что установлены врачом железнодорожной поликлиники. Если есть сильное отклонение, то, увы, к управлению тепловозом не допустят. Подобную проверку, включая анализ на содержание в крови алкоголя, бригада проходит четырежды за поездку.

- Безопасность движения – это главная составляющая нашей работы, - делится Д.С.Дорохов.

Вместе с Дмитрием Сергеевичем мы спешим на перрон, куда только что подали рейсовый автобус. Каждый из вагонов рассчитан на 68 пассажиров. Для них созданы комфортные условия передвижения – установлены мягкие кресла. Между ними к стенам прикреплены небольшие столики. Как вагоны, так и кабина машиниста, оборудованы кондиционерами.

Современный рейсовый автобус имеет в буквальном смысле слова фантастическую овальную форму. Во время движения потоки воздуха обтекают тепловоз, снижая сопротивление до минимума. Вообще конструктивная скорость поезда такой модификации – 100 км в час, а скорость движения зависит от маршрута.

Тепловозы производят в Мытищах. Выпуская на российские просторы новые поезда для пригородного сообщения, железнодорожники оказались не без фантазии и дали им название рельсовый автобус, сокращённо «РА». Так, кстати, звали бога Солнца у древних египтян. И наш «РА» окрашен соответственно в яркий красно-жёлтый цвет. У него две «головы», а это значит, что он может двигаться в любую сторону. Одно нажатие кнопки – и двери бесшумно открываются, как в метро, обнажая ряд ступеней. В кабине, где располагаются машинист и помощник, множество приборов и кнопок, словно на панеле управления космического корабля. За правильностью действий бригады следит блок «САКУРА» - система автоматизированного контроля управления рельсового автобуса. Увидеть местонахождение поезда в реальном времени можно через систему «Глонасс», которая получает сигнал со спутника.

Среди «космической» обстановки выделяется простым внешним видом прибор, напоминающий стоп-кран.

- Это кран машиниста, - поясняет Дмитрий Сергеевич. – С его помощью выполняется торможение. Кран №395 считается самым надёжным на железнодорожном транспорте. А вообще рельсовый автобус оборудован двумя видами тормозов – электропневматическими и пневматическими.

Поезд №6374 через полчаса уйдёт по маршруту «Станция Фаянсовая – Смоленск Центральный». Перед рейсом он прошел «обследование» у слесарей подвижного состава моторовагонного депо. Но локомотивная бригада, которой предстоит отправиться в путь, ещё раз проводит осмотр подвижной части. Машинист Виктор Дмитриевич Медведников и помощник машиниста Евгений Гришин первым делом проверяют работу пневмосистемы - тормоза должны действовать безотказно. Да и малейшая выбоина или скол на колесе могут повлиять на безопасность движения.

Виктор Дмитриевич – из династии фаянсовских железнодорожников. На «железке» трудились его отец, два брата. Он пришёл на железную дорогу в 1984 году.

- Начинал слесарем, - рассказывает Медведников. – Сначала я «пролез» весь поезд, изучил, из чего он состоит, потрогал детали и узлы руками, понял, как всё работает. Отец, Дмитрий Афанасьевич, был машинистом старой закалки и моим первым учителем. Сначала я был помощником, а потом стал машинистом.

30 июля Виктору Дмитриевичу исполнилось 55 лет, а это значит, что подошёл пенсионный возраст (машинисты уходят раньше на 5 лет). Но он пока поработает, ведь профессионалы своего дела нужны в каждой организации. Своим огромным опытом и знаниями он делится с молодёжью. Так, Евгений Гришин родом из г. Людинова, окончил Калужский железнодорожный техникум, как помощник проходил практику у Медведникова. Они сработались и сейчас выходят на маршрут вместе. Машинист ведёт машину, смотрит вперёд, следит за дорогой, знаками. Помощник – его «левая» рука (на ж/д транспорте правостороннее движение) контролирует регламент переговоров, сообщает о требованиях к движению, сигналах на пути поезда и о многом другом.

Если поезд ведёт локомотивная бригада во главе с машинистом первого класса Виктором Дмитриевичем Медведниковым, то пассажиры могут быть спокойны.

Диана СЕМЯНИЩЕВА.