Раскаленный
воздух дрожит над ослепительно сверкающими от солнца рельсами, словно мираж.
Десятки стальных пар разбегаются и сходятся вместе, пересекают друг друга.
Изредка подаст зычный голос прибывающий или отправляющийся поезд, заполняя всё
пространство шумным дыханием тепловоза и знакомым с детства перестуком колёс.
Овеянная славой и пропитанная духом романтики железная дорога живёт, перевозит
грузы и пассажиров.
От
станции Фаянсовой идут поезда в Смоленск, Вязьму, Брянск, Сухиничи и далее
на Козельск-Белёв… Самое протяженное
«плечо» достигает Ржева и составляет
Пригородные пассажирские перевозки
осуществляют работники моторовагонного депо «Смоленск-1» - участок Фаянсовая,
возглавляет который Дмитрий Сергеевич Дорохов. В коллективе около 60 машинистов
и помощников. Они объединены в две
колонны и трудятся под руководством опытных машинистов-инструкторов Сергея
Ивановича Дорожкина и Сергея Анатольевича Минченкова. За плечами у них тысячи
«пройденных» по железной дороге километров. Машинисты-инструкторы на практике
изучили маршруты, знают «изнанку» профессии, поэтому могут в любой момент
поддержать и словом, и делом.
- Мы
занимаемся пригородными пассажирскими перевозками, а это огромная
ответственность за жизнь людей, - отмечает С.И.Дорожкин. – Техника должна быть
в исправном состоянии, также главный показатель для нас – безаварийная работа.
-
Это во многом зависит от профессионализма и подготовки кадров, - вступает в
разговор Д.С.Дорохов. – Треть машинистов у нас имеют I и II класс. Желающие
повысить квалификацию направляются в Курскую дорожную техническую школу. Кроме
того, каждый месяц машинисты по системе дистанционного обучения участвуют в
занятиях, на которых рассматриваются различные нестандартные ситуации, изучают
законодательство, инструкции РЖД, учатся работать с документами.
Прежде
чем локомотивная бригада отправится в очередной рейс, она проходит предрейсовый
осмотр у медицинского работника. Железнодорожникам измеряют давление, пульс,
контролируют, соответствуют ли их параметры тем, что установлены врачом
железнодорожной поликлиники. Если есть сильное отклонение, то, увы, к
управлению тепловозом не допустят. Подобную проверку, включая анализ на
содержание в крови алкоголя, бригада проходит четырежды за поездку.
-
Безопасность движения – это главная составляющая нашей работы, - делится
Д.С.Дорохов.
Вместе
с Дмитрием Сергеевичем мы спешим на перрон, куда только что подали рейсовый
автобус. Каждый из вагонов рассчитан на 68 пассажиров. Для них созданы
комфортные условия передвижения – установлены мягкие кресла. Между ними к
стенам прикреплены небольшие столики. Как вагоны, так и кабина машиниста,
оборудованы кондиционерами.
Современный
рейсовый автобус имеет в буквальном смысле слова фантастическую овальную форму.
Во время движения потоки воздуха обтекают тепловоз, снижая сопротивление до
минимума. Вообще конструктивная скорость поезда такой модификации –
Тепловозы
производят в Мытищах. Выпуская на российские просторы новые поезда для
пригородного сообщения, железнодорожники оказались не без фантазии и дали им название рельсовый автобус,
сокращённо «РА». Так, кстати, звали бога Солнца у древних египтян. И наш «РА»
окрашен соответственно в яркий красно-жёлтый цвет. У него две «головы», а это
значит, что он может двигаться в любую сторону. Одно нажатие кнопки – и двери
бесшумно открываются, как в метро, обнажая ряд ступеней. В кабине, где
располагаются машинист и помощник, множество приборов и кнопок, словно на
панеле управления космического корабля.
За правильностью действий бригады следит блок «САКУРА» - система
автоматизированного контроля управления рельсового автобуса. Увидеть
местонахождение поезда в реальном времени можно через систему «Глонасс»,
которая получает сигнал со спутника.
Среди
«космической» обстановки выделяется простым внешним видом прибор, напоминающий
стоп-кран.
-
Это кран машиниста, - поясняет Дмитрий Сергеевич. – С его помощью выполняется
торможение. Кран №395 считается самым надёжным на железнодорожном транспорте. А
вообще рельсовый автобус оборудован двумя видами тормозов –
электропневматическими и пневматическими.
Поезд
№6374 через полчаса уйдёт по маршруту «Станция Фаянсовая – Смоленск
Центральный». Перед рейсом он прошел «обследование» у слесарей подвижного
состава моторовагонного депо. Но локомотивная бригада, которой предстоит
отправиться в путь, ещё раз проводит осмотр подвижной части. Машинист Виктор
Дмитриевич Медведников и помощник машиниста Евгений Гришин первым делом
проверяют работу пневмосистемы - тормоза должны действовать безотказно. Да и
малейшая выбоина или скол на колесе могут повлиять на безопасность движения.
Виктор
Дмитриевич – из династии фаянсовских железнодорожников. На «железке» трудились
его отец, два брата. Он пришёл на железную дорогу в 1984 году.
-
Начинал слесарем, - рассказывает Медведников. – Сначала я «пролез» весь поезд,
изучил, из чего он состоит, потрогал детали и узлы руками, понял, как всё
работает. Отец, Дмитрий Афанасьевич, был машинистом старой закалки и моим
первым учителем. Сначала я был помощником, а потом стал машинистом.
30
июля Виктору Дмитриевичу исполнилось 55 лет, а это значит, что подошёл
пенсионный возраст (машинисты уходят раньше на 5 лет). Но он пока поработает,
ведь профессионалы своего дела нужны в каждой организации. Своим огромным
опытом и знаниями он делится с молодёжью. Так, Евгений Гришин родом из г.
Людинова, окончил Калужский железнодорожный техникум, как помощник проходил
практику у Медведникова. Они сработались и сейчас выходят на маршрут вместе.
Машинист ведёт машину, смотрит вперёд, следит за дорогой, знаками. Помощник –
его «левая» рука (на ж/д транспорте правостороннее движение) контролирует
регламент переговоров, сообщает о требованиях к движению, сигналах на пути
поезда и о многом другом.
Если
поезд ведёт локомотивная бригада во главе с машинистом первого класса Виктором
Дмитриевичем Медведниковым, то пассажиры могут быть спокойны.
Диана
СЕМЯНИЩЕВА.