В Больших Савках
поисковики извлекли из болота останки советского бомбардировщика.
Калужским поисковым отрядом имени М.П. Краснопивцева
совместно со следственным управлением СКР по Калужской области и при участии
администрации деревни Большие Савки Кировского района была организована
экспедиция по подъёму самолёта времен Великой Отечественной войны.
Как рассказал Александр Иванович Калпинский, глава
администрации сельского поселения «Большие Савки», местным жителям всегда было
известно место падение бомбардировщика. В советский период руководство
ближайшего совхоза пыталось организовать работы по его подъёму. Но за неимением
подходящей техники, операцию пришлось свернуть.
Инициатором современной поисковой операции стал уроженец
Больших Савок, Владимир Константинович Карпушкин, в прошлом начальник
экспертно-криминалистической службы Следственного Комитета Калужской области.
Ребенком он часто вместе с родителями ходил в прилегающий к деревне лес за
ягодами и грибами. Проходя возле небольшого болотца, его мать часто говорила,
что в нём лежит сбитый самолёт. Ещё тогда у молодого паренька появилась мечта
достать боевую машину и восстановить хронологию тех трагических событий. Недавно
Владимиру Константиновичу удалось заинтересовать своей историей руководителя
поискового общественного объединения, Максима Викторовича Сапожникова. В апреле
текущего года члены отряда провели предварительный анализ указанной территории.
На месте предполагаемого крушения были найдены элементы обшивки самолёта из
дюрали. Отряд принял решение о полноценной поисковой операции.
С наступлением лета администрация сельского поселения
прорубила через лесной массив дорогу для спец. техники. Карпушкин договорился о
предоставлении небольшого маневренного трактора с ковшом. 3 августа поисковый
отряд имени М.П. Краснопивцева разбил лагерь в окрестном лесу. Поисковикам
повезло. Благодаря глубинным металлоискателям, им удалось максимально точно
установить места залегания наиболее крупных частей. В результате из болота на
поверхность был поднят авиационный двигатель М 105РА с номером РА 125-649.
По номеру двигателя удалось определить, что он был
установлен на самолет ПЕ-2 с бортовым номером 19-30. Машина базировалась на
военном аэродроме села Наумово, Спас-Деменского района, в составе 50-ого
ближнебомбардировочного авиационного полка.
30 августа 1941 года с территории Калужской области в воздух
были подняты четыре пикирующих бомбардировщика ПЕ-2. Их боевая задача – немецкий аэродром в селе
Сеща, Брянской области. Успешно отбомбившись, экипажи возвращались домой, но
были разделены зенитной артиллерией противника. Два самолёта ушли с правым
разворотом и сели на свой аэродром в Наумове. Остальные (включая найденный с
номером 19-30) – с левым разворотом. В районе деревни Большие Савки
бомбардировщики были настигнуты и сбиты двумя фашистским Ме-109.
Самолёт, останки которого были подняты поисковиками 4
августа 2018 года, загорелся в воздухе.
Командир экипажа капитан Сергей Николаевич Степанов и стрелок-радист младший
лейтенант Николай Иванович Шкуратов выпрыгнули с парашютами. Летчик –
наблюдатель, штурман эскадрильи Абдулла Мухаметович Мирхайдаров по
неустановленным причинам не смог покинуть борт и упал в болото вместе с
бомбардировщиком. По воспоминаниям местных жителей – свидетелей того воздушного
боя, парашют Мирхайдарова зацепился за выступающие части самолёта и штурман
попал в ловушку. Среди останков самолёта поисковики обнаружили часть кожаного
ремня с ровным срезом по краю. По одной из версий, ремень в воздухе отрезал сам
летчик, пытаясь освободиться.
Среди рабочих версий также предположение о героической
попытке экипажа дотянуть подбитый самолёт до немецких укреплений и блиндажей.
Согласно историческим данным буквально в 20 метрах от места падения
бомбардировщика находилась немецкая линия обороны. И только после падения самолёта из-за близко
прилегающих грунтовых вод, в возникшей 4-9 метровой воронке, площадью примерно
30 на 50 метров образовалось болотце. Вода и сейчас главная помеха для дальнейших поисков. Выкопанная энтузиастами
отводная траншея и работающая помпа не смогли скорректировать ситуацию. Поисковые
работы на месте падения ПЕ-2 приостановлены до осенних заморозков.
Поисковики уверяют, что их миссия в Больших Савках ещё не
закончена. Работы по подъёму обломков самолёта и поиску возможных останков
штурмана будут продолжены. В свою очередь Владимир Константинович Карпушкин
добавляет, что хоть и примерно, но им известно направление полёта и падения
второго бомбардировщика. Машина и останки членов героического экипажа также
должны быть найдены во имя справедливости и благодарности.
На сегодняшний день судьба найденных артефактов не
определена. По закону детали разбившегося бомбардировщика принадлежат
министерству обороны Российской Федерации. От его решения будет зависеть
дальнейшая судьба находки. Глава администрации деревни Большие Савки
подчеркивает, что будет ходатайствовать о закреплении самолёта за их
поселением. В планах А. И. Калпинского обустройство музея, посвященного героям,
защищавшим эти земли от фашистско-немецких захватчиков в годы Великой
Отечественной войны.
Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.