День
знаний – это первые звонки, море цветов и белых бантов и традиционные уроки
мира. Это самый долгожданный день для тех, кто впервые приходит в школу. Юлий
Цезарь однажды сказал: «Знание – это сила». По традиции День знаний в России отмечается
1 сентября.
Первого сентября ваш ребёнок станет
первоклассником. Первый год учёбы будет для него годом новых знакомств, годом
творческих успехов и познания неизвестного, привыкания к одноклассникам и учителям.
Поступление в школу - это переломный
момент в жизни каждого ребенка. Порой дошкольникам свойственна беспечность,
беззаботность, погруженность в игру. Но жизнь меняется и наполняется множеством требований,
обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу,
систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться
разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя,
заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять
домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе.
Тем не менее начало школьного обучения
является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети, наряду с
переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего
происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У
первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается
сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться
температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода
капризничают, раздражаются, плачут.
Став школьником и приступив к овладению
премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять
собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и
намерениями. Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для
первоклассника особенно - это правильный режим дня. Большинство родителей знают
это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения,
ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь
расписание дня, составленное вместе с ребёнком, и ГЛАВНОЕ - его соблюдать.
Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители
не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.
Если ребенок встаёт с трудом, не нужно
дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу
"последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку
на пять минут раньше: "Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не
хочется. Полежи ещё пять минут". Можно включить погромче радио.
Не надо лишний раз торопить, лучше сказать
точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: "Через
10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут
садимся за стол".
Если ребёнок забыл положить в сумку
учебник, завтрак, очки, лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряжённое
рассуждение о забывчивости и безответственности.
"Вот твои очки" - лучше, чем
"Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть
очки".
Не ругать и не читать нотаций перед
школой. На прощание лучше сказать: "Пусть всё сегодня будет хорошо",
чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребёнку приятнее услышать
доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы
нигде не шляйся, сразу домой".
Ребёнок пришел из школы, помните - на
спаде работоспособности! Вот почему абсолютно необходимо ему сначала пообедать,
отдохнуть - и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (а так, к
сожалению, бывает часто). Отдохнуть надо бы не лёжа, не у телевизора или
видеомагнитофона, а на воздухе, в активных играх, в движении.
Гигиенисты считают: нормальное время
прогулки для школьников младших классов не меньше 3-3,5 часа.
А ещё нередки случаи, когда родители
лишают детей прогулки - в наказание за плохие оценки, плохое поведение и т. п.
Худшего не придумаешь! Наказали не проступок, а самого ребёнка, его завтрашнее
настроение в школе!
Для детей ослабленных, часто болеющих, со
слабой нервной системой лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо
проветренной комнате. Сон способствует ещё и разгрузке опорно-двигательного
аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но это именно для
детей ослабленных - есть и много таких, для кого лучшим отдыхом будет движение.
Лучшее время для приготовления уроков -
15-16 часов. Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку
(они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление). Начинать
приготовление уроков нужно с менее сложных, затем переходить к самым трудным.
Больной вопрос - телевизор. Не стоит
младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день! А детям
возбудимым, ослабленным - лучше сократить и это время. Ни в коем случае не
смотреть телевизор лёжа. Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение
необходимой продолжительности ночного сна. Первокласснику необходимо спать 11,5
часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и
спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные
игры, не заниматься спортом, не смотреть страшные фильмы, не устраивать взбучку.
Живите во имя своего ребёнка, проявляйте к
нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже
самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое
сокровенное. Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против трудностей,
станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни
первоклассника. Верьте в ребёнка, верьте в учителя.
Наталья
ШИЛОВА,
учитель начальных
классов
МКОУ «СОШ № 5».