Сегодня: Пятница 29 марта 2024 г.

ОБЛАСТЬ ЖДЁТ "КАПИТАНОВ ДЕТСТВА"

№№97-99 24 августа 2018 г.

Министр образования и науки Калужской области Александр Сергеевич АНИКЕЕВ 8 августа посетил Кировский район и провёл личный приём граждан. Кировчане обращались к министру с вопросами, касающимися маршрутов школьных автобусов и капитального ремонта школ.

Как рассказал А.С.Аникеев, в области возобновила свою работу региональная программа по капитальному ремонту школ. Уже в 2018 году на субсидии муниципальным образованиям для ремонта зданий школ и детских садов выделено 70 млн. рублей. На эти деньги планируется отремонтировать 13 учебных учреждений в пяти районах области, включая Кировский.

С просьбой о включении в план по финансированию ремонтных работ на 2019 год к Аникееву обратились директора и представители родительских комитетов «Кировского лицея», СОШ «№2», СОШ «№8» и Шайковской СОШ «№1». В приоритете кровельные работы, замена окон и отопительных систем, ремонт мест общего пользования. Сельские школы также имеют право вступить в программу реконструкции школьных спортзалов. Министр попросил директоров школ составить сметы и проследить, чтобы подсчёты были максимально полными. Также он обратил внимание на соответствие планов современным архитектурным и дизайнерским требованиям. Уж если есть возможность сделать капитальный ремонт, то не стоит тратить финансы на повторение устаревших советских интерьеров.

В завершение визита Александр Сергеевич Аникеев ответил на вопросы корреспондента «ЗТ».

- Расскажите, пожалуйста, в каком направлении сейчас развивается система образования Калужской области?

- Президент Российской Федерации поставил перед нами задачу сделать российскую школу одной из лучших в мире. В своём послании Федеральному Собранию он подчеркнул, что «нам требуется переходить к индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работать в команде». Должен отметить, что, имея ту систему образования, которая у нас действует, мы не сможем выполнить наказ. В первую очередь у нас утеряна система мотивации учеников. Раньше говорили: учиться надо обязательно, ты не сможешь жить без знаний. И этого было достаточно. Времена изменились. Только в начальной школе такая мотивация пока ещё действует. Подросткам, а особенно старшеклассникам, необходимо видеть практическую сторону своих знаний. Мы сможем это сделать только в том случае, если отдадим образовательный процесс в руки самих учеников.

Мы привыкли, что учитель 45 минут о чём-то рассказывает, а класс делает вид, что внимательно слушает. Новое время требует построить занятие так, чтобы под контролем педагога ученики самостоятельно добывали знания и тут же применяли их на практике. Я бы сказал, что дети должны быть не объектом деятельности, а субъектом, который совершает деятельность сам.

- Учителя возразят вам, что в утере мотивации и лени детей виновата не школа. Всё идёт из семьи и из той социальной среды, в которой растёт ребёнок…

- Это не совсем верное утверждение. Ряд исследований показывает, что среда и семья имеют определяющее значение только в начале пути. Дальше же наибольший вес приобретает именно мастерство учителя. Если ребёнок из неблагополучной семьи попадает к опытному педагогу и мудрому наставнику – это решает многое, если не всё.

- Что ещё нужно изменить в системе, чтобы совершился переход на «новые рельсы»?

- На мой взгляд, есть три задачи, которые мы должны решить. Во-первых, это повышение мотивации учеников, во-вторых, изменить систему оценивания знаний и, в-третьих, поменять подходы к домашним заданиям. Представьте себе, ученик в среднем 6- 8 часов проводит в учебном учреждении, будь то школа или центр дополнительного образования. Это полноценный рабочий день взрослого человека. Что сложнее: учиться или работать? Думаю, учиться тоже нелегко. А ведь за учебой следуют домашние задания! И немалые! Понимание данной проблемы у нас есть, сейчас мы активно ищем способы их решения.

- Объясните, пожалуйста, в чем минусы действующей системы оценивания знаний?

- Она не всегда отражает реальное положение вещей. России нужна единая система оценивания результатов обучения. В этом отношении я целиком и полностью поддерживаю единый государственный экзамен и основной государственный экзамен для девятиклассников. Ещё одно новшество - это всероссийские проверочные работы. Но есть ощутимый минус - пока проверяют на местах, в школах порой учителя выражают недовольство, что у них нет права оценить знания детей, которых они сами учили десять лет. Но я не вижу в этом ничего страшного. Учитель должен качественно и ответственно выполнить свою работу, тогда не важно, кто и как будет оценивать и проверять уровень подготовки его подопечных. В конечном итоге знания проверяют вовсе не чиновники, а сама жизнь.

- Что необходимо, чтобы изменения начались?

- В первую очередь, нам нужны новые кадры. В школу должны приходить специалисты, способные работать по-новому. Углубление знаний учеников должно происходить не через увеличение часов на изучение предметов и не через факультативы. Современные учителя должны брать курс на углубление и расширение знаний через практическую заинтересованность и исследовательскую работу учеников. Взамен назидания должно появиться кураторство и наставничество. Меня могут раскритиковать за эту мысль, но я всё же скажу: в школу должны прийти технологии из бизнеса. Нам важно развивать у учеников не шаблонное, а критическое мышление, творческий потенциал, умение искать нестандартные подходы к решению любых задач.

- Директор школы и учитель - люди не свободные, они связаны существующими требованиями, которые им диктует как раз министерство образования. Не кажется ли Вам, что трудно ожидать инициативы от школ, пока не будут разработаны новые методики?

- Напротив. Когда я был директором школы, я чувствовал себя гораздо более свободным в своих решениях. Всё начинается с человека, с личного лидерства и желания что-то изменить. Школы привыкли жить по одному сценарию: выпускники уходят, первачки приходят, 1 сентября, новый год, каникулы, экзамены. Доходит до того, что даже стихи 1 сентября читают те же самые, которые ещё я учил. Во всей этой суете теряется главное. Директор школы обязан периодически отвлекаться от ежедневной рутины и задавать себе вопрос, туда ли мы идём. Долгое время для школ было жизненно необходимо, чтобы директор был крепким хозяйственником. Теперь директору необходимо становиться лидером и реформировать, направлять, вдохновлять свой коллектив.

- Где же взять специалистов нового формата? Ведь пока все продолжают работать по старинке не только в школах. В педагогических вузах не дают новых методик. Классический профессорский состав, основываясь на традиционных методиках, не может подготовить педагогов нового времени. Получается, замкнутый круг?

- Не совсем так. Конечно, для изменений потребуется много времени, но система уже начала меняться. Вы слышали о проекте «Учитель для России»? Его суть в том, что выпускники ведущих вузов России, не имеющие педагогического образования, приходят работать в школу. Это общественный проект, создающий сообщество талантливых специалистов, изнутри изучивших российскую систему образования и способных дать импульс для её обновления и развития. Калужская область поддержала инновационный проект. В этом году у нас появились первые выпускники этой программы. Для директоров «пилотных» школ эксперимент стал настоящим испытанием. Но сейчас они все говорят, что однозначно хотят продолжить.

- Какие ещё проекты планирует министерство?

- Мы готовы включиться в интереснейший проект «Капитаны детства». На его создание нас вдохновил конкурс «Лидеры России». Целью нашего регионального проекта является поиск, отбор и обучение новых управленческих кадров для системы образования. Идею испытаний мы заимствуем у «Лидеров России». Дальше же будем работать по своему сценарию. Для участников мы организуем оригинальную образовательную программу. Наставниками для прошедших заочные туры станут успешные управленцы и неординарные педагоги. Впоследствии команде победителей будет предложено трудоустройство на управленческие должности в сфере образования нашего региона. Первое время ребята будут работать в постоянном контакте с опытным наставником. Если всё пройдёт успешно, в дальнейшем мы полностью передадим полномочия в их руки. Мы планируем, что после завершения конкурсного этапа, специалисты станут костяком сообщества педагогов нового времени. Мы готовы и хотим дать дорогу молодости.


Беседовала

Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.