Министр
образования и науки Калужской области Александр Сергеевич АНИКЕЕВ 8 августа посетил Кировский район и провёл
личный приём граждан. Кировчане обращались к министру с вопросами, касающимися маршрутов школьных автобусов и
капитального ремонта школ.
Как
рассказал А.С.Аникеев, в области возобновила свою работу региональная программа
по капитальному ремонту школ. Уже в 2018 году на субсидии муниципальным
образованиям для ремонта зданий школ и детских садов выделено 70 млн. рублей.
На эти деньги планируется отремонтировать 13 учебных учреждений в пяти районах
области, включая Кировский.
С
просьбой о включении в план по финансированию ремонтных работ на 2019 год к
Аникееву обратились директора и представители родительских комитетов
«Кировского лицея», СОШ «№2», СОШ «№8» и Шайковской СОШ «№1». В приоритете кровельные работы,
замена окон и отопительных систем, ремонт мест общего пользования. Сельские
школы также имеют право вступить в программу реконструкции школьных спортзалов.
Министр попросил директоров школ составить сметы и проследить, чтобы подсчёты
были максимально полными. Также он обратил внимание на соответствие планов
современным архитектурным и дизайнерским требованиям. Уж если есть возможность
сделать капитальный ремонт, то не стоит тратить финансы на повторение
устаревших советских интерьеров.
В
завершение визита Александр Сергеевич Аникеев ответил на вопросы корреспондента
«ЗТ».
- Расскажите, пожалуйста, в каком
направлении сейчас развивается система образования Калужской области?
-
Президент Российской Федерации поставил перед нами задачу сделать российскую
школу одной из лучших в мире. В своём послании Федеральному Собранию он
подчеркнул, что «нам требуется переходить к индивидуальным технологиям
обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому
поиску, учить работать в команде». Должен отметить, что, имея ту систему
образования, которая у нас действует, мы не сможем выполнить наказ. В первую
очередь у нас утеряна система мотивации учеников. Раньше говорили: учиться надо
обязательно, ты не сможешь жить без знаний. И этого было достаточно. Времена
изменились. Только в начальной школе такая мотивация пока ещё действует. Подросткам,
а особенно старшеклассникам, необходимо видеть практическую сторону своих
знаний. Мы сможем это сделать только в том случае, если отдадим образовательный
процесс в руки самих учеников.
Мы
привыкли, что учитель 45 минут о чём-то рассказывает, а класс делает вид, что
внимательно слушает. Новое время требует построить занятие так, чтобы под
контролем педагога ученики самостоятельно добывали знания и тут же
применяли их на практике. Я бы сказал,
что дети должны быть не объектом деятельности, а субъектом, который совершает деятельность сам.
- Учителя возразят вам, что в утере
мотивации и лени детей виновата не школа. Всё идёт из семьи и из той социальной среды, в которой растёт ребёнок…
-
Это не совсем верное утверждение. Ряд исследований показывает, что среда и
семья имеют определяющее значение только в начале пути. Дальше же наибольший
вес приобретает именно мастерство учителя. Если ребёнок из неблагополучной
семьи попадает к опытному педагогу и мудрому наставнику – это решает многое,
если не всё.
- Что ещё нужно изменить в системе, чтобы
совершился переход на «новые рельсы»?
- На
мой взгляд, есть три задачи, которые мы должны решить. Во-первых, это повышение
мотивации учеников, во-вторых, изменить систему оценивания знаний и, в-третьих,
поменять подходы к домашним заданиям. Представьте себе, ученик в среднем 6- 8
часов проводит в учебном учреждении, будь то школа или центр дополнительного
образования. Это полноценный рабочий день взрослого человека. Что сложнее:
учиться или работать? Думаю, учиться тоже нелегко. А ведь за учебой следуют
домашние задания! И немалые! Понимание
данной проблемы у нас есть, сейчас мы активно ищем способы их решения.
- Объясните, пожалуйста, в чем минусы
действующей системы оценивания знаний?
- Она
не всегда отражает реальное положение вещей. России нужна единая система оценивания
результатов обучения. В этом отношении я целиком и полностью поддерживаю единый
государственный экзамен и основной государственный экзамен для девятиклассников.
Ещё одно новшество - это всероссийские проверочные работы. Но есть ощутимый
минус - пока проверяют на местах, в школах порой учителя выражают недовольство,
что у них нет права оценить знания детей, которых они сами учили десять лет. Но
я не вижу в этом ничего страшного. Учитель должен качественно и ответственно
выполнить свою работу, тогда не важно, кто и как будет оценивать и проверять
уровень подготовки его подопечных. В конечном итоге знания проверяют вовсе не
чиновники, а сама жизнь.
- Что необходимо, чтобы изменения
начались?
- В
первую очередь, нам нужны новые кадры. В школу должны приходить специалисты,
способные работать по-новому. Углубление знаний учеников должно происходить не
через увеличение часов на изучение предметов и не через факультативы.
Современные учителя должны брать курс на углубление и расширение знаний через
практическую заинтересованность и исследовательскую работу учеников. Взамен назидания должно появиться кураторство
и наставничество. Меня могут раскритиковать за эту мысль, но я всё же скажу: в
школу должны прийти технологии из бизнеса. Нам важно развивать у учеников не
шаблонное, а критическое мышление, творческий потенциал, умение искать
нестандартные подходы к решению любых задач.
- Директор школы и учитель - люди не
свободные, они связаны существующими требованиями, которые им диктует как раз
министерство образования. Не кажется ли Вам, что трудно ожидать инициативы от
школ, пока не будут разработаны новые методики?
-
Напротив. Когда я был директором школы, я чувствовал себя гораздо более
свободным в своих решениях. Всё начинается с человека, с личного лидерства и
желания что-то изменить. Школы привыкли жить по одному сценарию: выпускники
уходят, первачки приходят, 1 сентября, новый год, каникулы, экзамены. Доходит до
того, что даже стихи 1 сентября читают те же самые, которые ещё я учил. Во всей
этой суете теряется главное. Директор школы обязан периодически отвлекаться от
ежедневной рутины и задавать себе вопрос, туда ли мы идём. Долгое время для
школ было жизненно необходимо, чтобы директор был крепким хозяйственником.
Теперь директору необходимо становиться лидером и реформировать, направлять,
вдохновлять свой коллектив.
- Где же взять специалистов нового формата? Ведь пока все продолжают работать по старинке
не только в школах. В педагогических вузах не дают новых методик. Классический
профессорский состав, основываясь на традиционных методиках, не может
подготовить педагогов нового времени. Получается, замкнутый круг?
- Не
совсем так. Конечно, для изменений потребуется много времени, но система уже
начала меняться. Вы слышали о проекте «Учитель для России»? Его суть в том, что
выпускники ведущих вузов России, не имеющие педагогического образования, приходят
работать в школу. Это общественный проект, создающий сообщество талантливых
специалистов, изнутри изучивших российскую систему образования и способных дать
импульс для её обновления и развития. Калужская область поддержала
инновационный проект. В этом году у нас появились первые выпускники этой
программы. Для директоров «пилотных» школ эксперимент стал настоящим испытанием.
Но сейчас они все говорят, что однозначно хотят продолжить.
- Какие ещё проекты планирует министерство?
- Мы
готовы включиться в интереснейший проект «Капитаны детства». На его создание
нас вдохновил конкурс «Лидеры России». Целью нашего регионального проекта
является поиск, отбор и обучение новых управленческих кадров для системы
образования. Идею испытаний мы заимствуем у «Лидеров России». Дальше же будем
работать по своему сценарию. Для участников мы организуем оригинальную
образовательную программу. Наставниками для прошедших заочные туры станут
успешные управленцы и неординарные педагоги. Впоследствии команде победителей
будет предложено трудоустройство на
управленческие должности в сфере образования нашего региона. Первое время
ребята будут работать в постоянном контакте с опытным наставником. Если всё
пройдёт успешно, в дальнейшем мы полностью передадим полномочия в их руки. Мы
планируем, что после завершения конкурсного этапа, специалисты станут костяком
сообщества педагогов нового времени. Мы готовы и хотим дать дорогу молодости.
Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.