В Кировском районе, юго-западнее Тягаево, начинается лес, который местные жители называют Потуловским, так как 150 лет тому назад этот лес принадлежал подпоручику Николаю Ивановичу Потулову.
О Потулове сохранилось немного информации. Но известно, что в далёком 1870 году на земле Николая Ивановича и на его средства был построен деревянный, на каменном фундаменте, храм в честь болгарского святого Иоанна Рыльского (дни памяти 14 июля, 31 августа и 1 ноября по н. ст.) с приделом святого Георгия Победоносца (6 мая, 9 декабря). Выбор этих святых помещиком, возможно, не случаен: святой селянин, отшельник Иоанн Рыльский и святой воин Георгий, вероятно, ассоциировались у него с его положением сельского жителя и бывшего воина...
Если обратимся в Государственный архив Калужской области (ГАКО), где сохранились клировые ведомости, метрические книги храма, то узнаем, что первым священником церкви стал Чистяков, до этого служивший в храме села Анисово-Городище. Прихожанами храма стали жители Новосельских хуторов, Вороновки, Десёнки, Новосёлок, Земцов, Старых Ближевич, Новых Ближевич, Пупово, Усох, Устрожино, пос.Никольский.
Осенью 1888 года священником Василием Смирновым была организована церковно-приходская школа. Около храма постепенно возникло поселение – село Рыльское, в котором насчитывалось всего три дома, где жили семьи священника, дьякона, псаломщика.
В начале ХХ века в Рыльском жили семьи священника Михаила Яковлевича Извекова, 1845 г.р.; дьякона Ивана Ивановича Лебединского, 1851 г.р.; Георгия Васильевича Шангина, 1860 г.р. – псаломщика. В Рыльском храме Георгий Васильевич Шангин служил с 1882 года; Иван Иванович Лебединский – с 1888 года; священник Михаил Яковлевич Извеков – с 1890 года. Жёны священнослужителей были сверстницами, семьи - многодетными. Жили дружно, по заповедям Божиим: в труде и в любви к Богу и ближним. О том, что местные священнослужители умели любить и дружить, говорит тот факт, что в 1905 году в семье Шангиных нашла поддержку Александра Андреевна Азбукина – вдова псаломщика Петра Фёдоровича Азбукина из Калуги, где 25 лет состоял на службе в Михаило-Архангельском храме её муж. До перевода в Рыльский храм там, в Михаило-Архангельском храме, недолго служил и Георгий Васильевич Шангин.
В церковном доме, где жила семья Михаила Яковлевича Извекова, были устроены церковно-приходская школа и библиотека, имевшая около 400 томов. В школе учились ребятишки из соседних селений, входивших в состав прихода. В основном это были мальчики. В 1905 году в Рыльской школе обучалось 43 мальчика и 4 девочки, в том числе Елизавета Извекова одиннадцати лет. Мальчишек было больше и в Усохской школе грамоты: 32 мальчика и 2 девочки. В земской школе деревни Старые Ближевичи - 66 мальчиков и 4 девочки.
В школах учительствовали как сами священники, так и их дочери. В Рыльской школе Иван Иванович Лебединский работал с ноября 1889 по 9 сентября 1899 года. Позже учительствовали Анна, Мария, Александра Извековы. Школы окормлял священник Михаил Яковлевич Извеков, который после окончания Калужской духовной семинарии 10 лет работал законоучителем церковно-приходских школ. Работу учителя хорошо знал и понимал.
Все дети местных священнослужителей, получив начальное образование в своей церковно-приходской школе, продолжали дальнейшее обучение как в духовных, так и в светских учебных заведениях. Девочки - Анна, Мария, Валентина, Александра, Нина Извековы и Мария, Анна Лебединские - окончили курсы в Калужском епархиальном женском училище и учительствовали в различных школах епархии. Мария Лебединская устроилась работать недалеко от дома - в церковно-приходской школе Спас-Деменска, где стала учиться её 10-летняя сестра Ольга.
Мальчики - Алексей и Василий Извековы - учились в Калужской духовной семинарии. Василий закончил обучение в 1912 г., Алексей – в 1913 г.
Федор Шангин (1884 г.р.) после окончания курсов в Жерелево решил посвятить себя служению Господу и получил духовное образование.
Церковным старостой с 1913 года стал крестьянин Василий Иванович Котов, 1859 г.р., из Старых Ближевичей.
Грянула 1-я мировая война. В действующую армию был призван ветеринарным врачом Василий Михайлович Извеков. Алексей Михайлович Извеков в это время – псаломщик и учитель церковно-приходской школы села Слободка Перемышльского уезда.
Грозный 1917 год не обошел стороной и эти земли. Затронуто было и административное положение села. Первоначально храм и его приход находились в Понизовской волости Мосальского уезда. Но 14 апреля 1918 года был образован Новосельско-Хуторской сельский совет, который входил в Усохскую волость Жиздринского уезда. Через два года новые административные изменения… и так более 12 лет. Но чаще всего в эти годы Новосельский сельсовет был включен в состав Спас-Деменского уезда и вместе с ним пребывал то в Калужской губернии, то в Западной (Смоленской) области.
Согласно материалам ГАКО о регистрации церковнослужителей по Спас-Деменскому уезду, по состоянию на 15 февраля 1923 года, в Рыльском храме служили Михаил Яковлевич Извеков – священник, Георгий Васильевич Шангин – дьякон, Виктор Васильевич Страхов – псаломщик.
О тех годах сложно писать … Просто вчитайтесь в названия дел, хранящихся в ГАКО: «Переписка с административным отделом губисполкома о сносе старых церквей»; «Переписка о выселении бывших помещиков»; «Протоколы заседаний и списки лиц, лишенных избирательских прав». Это было время, когда уничтожали людей по классовой принадлежности. А священство, как класс, не должно было существовать.
По запросу в Государственный архив Смоленской области был получен следующий ответ:
«Село Рыльское, церковь закрыта постановлением облисполкома № б309 от... (дата не указана) 1934 г., снесена в 1937 г.». По воспоминаниям очевидцев, иконы жгли на костре. Село стало посёлком.
Из рассказа Веры Федоровны Шангиной, 1921 года рождения – внучки Шангина Георгия Васильевича:
«… дедушка умер в годы войны. От голода. Бабушка Федосья Петровна пережила его на 12 дней. А папу расстреляли в 1937».
А вот данные из книги «Из бездны небытия»:
Шангин Федор Егорович - 1884г.р., урож. с. Рыльское, Песоченского р-на, Западной обл., проживал в с.Спасское Барятинского р-на, Смоленской обл., служитель культа, б/п, осужден по ст.58 п.10,11 УК РСФСР "тройкой" УНКВД Смоленской обл. 31 октября 1937г. к ВМН. Расстрелян 14 ноября 1937г. в 22 часа.
Оккупанты пришли на землю Рыльского прихода (Новосельского с/с) в октябре 1941 года. И «задержались» почти на два года. Освобождали земли Новосельского сельского совета от фашистов в ходе жесточайших боев в августе 1943 года воины 10-й армии.
После освобождения от гитлеровцев некоторое время Новосельский с/с и п. Рыльский административно относились к Кировскому району.
В архиве Кировской районной администрации сохранилась похозяйственная книга Тягаевского с/с (фонд 108, ед. хр. 6ª , 66 листов) 1944 - 1946 годов, где в 1945 году упоминается Новосельский с/с и поселения Рыльский, Владимировка, Десёнка и другие, относившиеся к колхозу « Красная Искра».
В 1945 году в п. Рыльский жила Екатерина Семеновна Агафонова. Одна. Но уже в похозяйственной книге за 1946 год упоминаются семьи Ивана Тимофеевича Желнова, 1921 г. р., Марии Геннадьевны Гудковой, 1918 г. р. Эта похозяйственная книга находится в Куйбышевском районном архиве.
Практически посёлок Рыльский перестал существовать уже в 1983 году: по переписи число жителей 0 (ноль). В тот момент он был на территории Закрутовского с/с Куйбышевского района.
20 сентября 2001 г. Законодательное Собрание Калужской области своим постановлением №190 «...исключило из учётных данных Куйбышевского района Калужской области ...деревни Десенка, Вороновка, Ковалевка, хутор Новосельский Закрутовского сельского совета».
Этих поселений больше нет. Только поля и лес. Нет ни креста, ни другого памятного знака там, где в течение 64 лет, а то и более, молились в храме в честь святого преподобного Иоанна Рыльского наши предки Господу. Нет упоминания о храме и в современной справочной литературе.
Только шумит Потуловский лес. И еще важное: в Потуловском лесу, недалеко от д. Старые Ближевичи, есть святой колодец. Предположительно, он освящён в 1902-1903 гг. священнослужителями Рыльской церкви. О целебных свойствах воды источника знали и пользовались ею жители окрестных деревень и даже приезжие из Москвы.
Много воды утекло с тех пор. О храме, его священнослужителях, о колодце забыло большинство жителей края. Но ключ источника святой воды всё так же бьёт и радует любого к нему пришедшего путника своей живительной прохладой.
Только путь к нему не прост. Святой колодец находится в Громовой лощине, на границе Спас-Деменского и Куйбышевского районов.
Они жили, любили
И в Бозе почили.
И нам завещали
Любить!
Любить эту землю,
Любить тех, кто рядом.
По заповедям Божиим
Жить!