Сегодня: Четверг 28 ноября 2024 г.

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

№№103-105 7 сентября 2018 г.

30 августа в ДК «Юбилейный» прошла традиционная педагогическая конференция, на которой учителя района подвели итоги прошедшего учебного года и определили приоритетные направления на 2018-2019 годы. Тон конференции задала заведующая отделом образования Кировской районной администрации Ольга Александровна Лукьянова. Сегодня мы хотим познакомить читателей с главными тезисами её доклада.


О.А.Лукьянова отметила, что актуальные задачи развития системы образования на предстоящий учебный год продиктованы Указом Президента РФ В.В.Путина от 7 мая 2018г., где поставлены масштабные задачи: «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10-ти ведущих стран по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

Для достижения этих целей необходимо внедрение новых методов обучения и воспитания, поддержка талантливой молодежи, развитие профориентации и наставничества, создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, оказание помощи родителям детей, получающим дошкольное образование в семье, создание современной и безопасной цифровой образовательной среды.

Часть задач уже решается. Так, в нашем районе около 440 детей раннего возраста посещают дошкольные учреждения, для них функционирует 25 групп. Задача создания мест в ясельных группах успешно реализуется, так как все нуждающиеся в предоставлении места в детском саду в возрасте до 3-х лет это место получают.

- Для родителей детей, не посещающих детский сад, мы должны реализовывать программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. У нас в районе уже есть хороший опыт работы с родителями такой категории детей. В каждом учреждении созданы консультационные пункты, - рассказала Ольга Александровна. - Успешно реализуется программа «Школа для родителей» в детском саду №10. Необходимо работу консультационных пунктов активизировать и улучшить, в том числе и через обмен опытом. Когда берется лучшее друг у друга, это и есть основа стабильного развития системы образования.

Заведующая отделом образования обратила внимание на раннюю профориентацию, в том числе и дошкольников. При этом большая роль должна отводиться родителям. Показать суть профессии «изнутри», истинную значимость труда могут лишь люди, сами работающие в этой профессии. А самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть. При этом в детских садах должны быть современные дидактические продукты, в том числе и виртуальные.

В системе школьного образования главная задача педагогов – это повышение мотивации ребенка к обучению и вовлеченности в образовательный процесс. Это возможно сделать через внедрение новых методов обучения и воспитания, через создание комфортного микроклимата в классе, в школе. Ведь ребенок в первый класс приходит с «горящими» глазами. Поэтому на высокой волне мотивации результаты обучения в начальной школе гораздо выше, чем в основной. В основной школе уровень мотивации резко падает. И виной этому бывают неинтересные, однообразные уроки, необъективно выставляемые оценки.

- «Серость жизни для детского возраста, для подростка и юноши является настоящим ядом», - писал Станислав Шацкий, 140-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. В педагогическом деле не должно быть равнодушия, формализма и рутины, - подчеркнула докладчик.

Действительно, наказание оценкой никогда не приводило к повышению мотивации. Надо заинтересовать ребенка через новые подходы к процессу обучения, показать ему, что процесс обучения интересен и полезен (с точки зрения построения будущей карьеры).

Задача учителя – наращивание академических результатов ученика. А для того, чтобы объективно оценить результаты обучения, планомерно в каждом классе вводятся Всероссийские проверочные работы. Проверочные работы весной 2018 года проводились для учащихся 4, 5, 6, 10 и 11 классов. В следующем году в режиме апробации добавятся 7 и 8 классы. Необходимо каждой школе научиться анализировать эти результаты, сопоставлять их и устранять недостатки.

Сегодняшние ученики - это другое поколение детей, произошли очевидные изменения в детской и подростковой психологии. Нередко эти дети гиперактивны, им скучно в школе и с родителями. И они ищут, как разорвать эту скуку. Педагогу

проще посоветовать родителям перевести ребенка в другую школу, в сельскую, например, якобы там программа проще.

- Коллеги, у нас единое образовательное пространство, программ «попроще» - нет. Необходимо практику данных настоятельных «советов» прекратить, соответственно прекратить подписываться под собственным профессиональным бессилием, - обратилась О.А.Лукьянова к учителям.

Вся урочная и даже внеурочная работа в школе посвящена формированию предметных знаний. Однако подчас педагоги не оценивают универсальные компетентности, которые относятся к «навыкам 21 века», например, умение действовать в определенной ситуации, принимать решения, осуществлять осознанный выбор. К сожалению, школьные учителя не включают задачу развития универсальных компетентностей века в число своих приоритетов. И данная ситуация отставания школы от требований времени уже осознана на самом высоком уровне. Внеурочная работа в школе должна быть посвящена развитию универсальных компетентностей с акцентом на информационную грамотность, креативность, умение выполнять проектные задания, работать в команде, решать поставленные проблемы. Именно для этого на будущий год планируется предоставление современного оборудования для школ.

О.А.Лукьянова сообщила результаты независимых оценочных процедур ЕГЭ и ОГЭ 2018г., с данными можно познакомиться на сайте отдела образования либо в информационно-статистических сборниках. Результаты ЕГЭ по району достаточно стабильные, однако педагогам есть над чем работать, есть к чему стремиться.

Ольга Александровна сообщила, что на уровне федерации уже подготовлены новые порядки проведения государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах, предусматривающие, в частности, введение итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах. Поставлена задача вовлечения школьников в реальное диалоговое общение. В образовательном процессе максимально часто должны проектироваться речевые ситуации, включающие учеников в диалог не с компьютером, а с одноклассниками, учителем, родителями, людьми в социуме.

- В своей книге «Мышление и речь» Лев Выгодский сформулировал простую, но важную для нас истину: речь-это и есть мышление. Поэтому работая над речевым мастерством, мы обучаем ребенка управлять своим разумом. Речь является главным «тренером» мышления, - напомнила она высказывание педагога и психолога.

О.А.Лукьянова обратила внимание на развитие интереса детей к чтению, чтобы школьники лучше понимали текст и могли его интерпретировать. Надо работать над смысловым чтением, не гнаться в начальной школе за количеством прочитанных слов на время, а смотреть, понимает ли ребёнок то, что прочитал. Даже на ЕГЭ выпускники допускают ошибки лишь потому, что не поняли смысл задачи.

Докладчик коснулась вопроса безопасности детей в школах. Стало очевидно, что источником угрозы могут быть не только террористы, но и, что очень тревожно, сами ученики. Система образования, увы, не имеет навыков по своевременному выявлению и предупреждению таких чрезвычайных ситуаций. Решение проблемы видится не только во введении в школы физической охраны, установке турникетов и камер, но и в активизации работы психолога, классного руководителя, «перезагрузке» школьной системы воспитания.

К сожалению, школа превратила воспитание в проведение мероприятий. Чем больше их проводится, чем больше планов и охват людей, тем, якобы, лучше построен воспитательный процесс. А реальные отношения между учеником и учителем, между одноклассниками отодвигаются на второй план. Хотя есть классные руководители, которые не представляют школьную жизнь без «своего» класса и в разговоре называют классных детей своими детьми. Такой привязанности можно только позавидовать и брать с неё пример. Основой воспитания в школе должно стать уважение к человеку, личности, признание человеческой жизни как высшей ценности, формирование системы ценностей и отношений, в рамках которой агрессивные и насильственные действия являются неприемлемыми.

Успешно решается в нашем районе также задача Президента, касающаяся выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. Многие школьники участвуют в олимпиадах и конкурсах. Ежегодно лучшим ученикам вручается премия главы Кировской районной администрации, учреждена муниципальная Доска почета «Ими гордится район». Это мотивирует учащихся к достижению дальнейших успехов. Однако, над задачами самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, над развитием наставничества предстоит ещё потрудиться.

Важнейшим фактором развития ребенка, в том числе и в плане самоопределения, является дополнительное образование. Дети могут попробовать себя в разных сферах - и в спорте, и в музыке, и в искусстве. Не хватает пока кружков технического творчества, конструирования. И эту проблему необходимо решать.

Актуальной остается задача интеграции общего и дополнительного образования. Жизнь в школе должна «кипеть», а не замирать во второй половине дня. Общеобразовательная школа должна шире использовать возможности социума, учреждений культуры, библиотечной сети, интернет-образования.

.

2018год объявлен в России Годом добровольца (волонтера). Конечно, это попытка увести нашу молодежь в мир реальных и полезных дел. Пусть каждый поймет, что для этого многого не требуется. Педагогам необходимо развивать гражданскую активность, поддерживая инициативы школьников в этом направлении. Быть примером для них.

В своём выступлении О.А.Лукьянова обратилась к руководителям образовательных организаций, подчеркнув, что реализация поставленных задач во многом зависит от их позиции, желания и умения выстроить работу в коллективе таким образом, чтобы все работали качественно и результативно. Руководитель должен быть «проводником» государственной образовательной политики в своем учреждении. В ежегодном послании федеральному собранию Президент страны отметил, что именно от директоров школ во многом зависит формирование сильных педагогических коллективов и атмосфера в школе.

- Уважаемые коллеги! В России учительский труд был и остается делом государственной важности. От работы учителя во многом зависит, кто придет нам на смену, как живет сегодня и будет жить завтра страна, - обратилась заведующая отделом образования к участникам конференции. Образно об этом сказано в известном фильме «Ирония судьбы»: «Ошибки учителей менее заметны, но стоят не менее дорого, чем ошибки врачей». Пусть предстоящий учебный год будет успешным, ознаменуется победами учеников, большей организованностью и пониманием наших общих целей. Любите своих учеников и воспитанников, любите жизнь и свою профессию. Я верю в то, что наши резервы в совершенствовании ещё не исчерпаны.

Успехов в новом учебном году!


Указом Президента 2018 год в России объявлен Годом добровольца. Образовательные учреждения Кировского района активно откликнулись на эту инициативу. Свой волонтёрский отряд с индивидуальной направленностью, символикой и миссией существует при каждой из школ. Перед началом педагогической конференции в фойе ДК «Юбилейный» состоялась выставка - презентация реализуемых волонтерских проектов.

В Больше-Желтоуховской СОШ действует отряд социально – экологической направленности «Вместе». Его курирует заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы Елена Ивановна Драченникова (на снимке). Отряд «Вместе» проводит акции, направленные на улучшение экологии родного края и экологии здоровья человека. Примеры проектов отряда – «Чистый двор», «Посади дерево» и др. Кроме практических мероприятий, ребята ведут большую работу по повышению информированности населения о влиянии экологии на здоровье людей.

«Кировский лицей» поделился с коллегами опытом по ведению двух проектов. Их осуществляет лицейский волонтёрский отряд «Молодость». Один из проектов посвящён популяризации спорта и здорового образа жизни, и название он носит соответствующее - «Молодое поколение выбирает здоровый образ жизни». Второй проект - «Мой Киров родной», посвящён заботе о благоустройстве и экологии родного города, сохранению и восполнению исторических сведений о нём.

Всего перед началом конференции вниманию педагогического сообщества было предложено восемь волонтёрских проектов различной тематики. Также в фойе была организована выставка-ярмарка научной литературы и педагогических пособий.

Педагогическая конференция 2018 года объединила более 400-т работников сферы образования. С докладами перед коллегами выступили Е.С. Овчинникова, директор МКУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», Ю. В. Пенкина, заведующая МКДОУ «Детский сад №14 «Ручеёк», Г.Б. Шемонаева, директор Шайковской СОШ №2.

Также к педагогическому сообществу района обратились глава Кировской районной администрации И.Н. Феденков и настоятель кафедрального собора в честь святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Рябов, поздравив присутствующих педагогов с началом нового учебного года.


Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.