30 августа в ДК «Юбилейный»
прошла традиционная педагогическая конференция, на которой учителя района
подвели итоги прошедшего учебного года и определили приоритетные направления на
2018-2019 годы. Тон конференции задала заведующая отделом образования Кировской
районной администрации Ольга Александровна Лукьянова. Сегодня мы хотим
познакомить читателей с главными тезисами её доклада.
О.А.Лукьянова отметила, что актуальные
задачи развития системы образования на предстоящий учебный год продиктованы Указом Президента РФ В.В.Путина
от 7 мая 2018г., где поставлены масштабные задачи: «Обеспечение глобальной
конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10-ти
ведущих стран по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и
социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Для достижения этих целей необходимо внедрение
новых методов обучения и воспитания, поддержка талантливой молодежи, развитие
профориентации и наставничества, создание условий для раннего развития детей в
возрасте до трех лет, оказание помощи родителям детей, получающим дошкольное
образование в семье, создание современной и безопасной цифровой образовательной
среды.
Часть задач уже решается. Так, в нашем районе около 440 детей раннего возраста посещают
дошкольные учреждения, для них функционирует 25 групп. Задача создания мест в
ясельных группах успешно реализуется, так как все нуждающиеся в предоставлении
места в детском саду в возрасте до 3-х лет это место получают.
- Для родителей детей, не
посещающих детский сад, мы должны реализовывать программы
психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. У нас в районе
уже есть хороший опыт работы с родителями такой категории детей. В каждом
учреждении созданы консультационные пункты, - рассказала Ольга Александровна. -
Успешно реализуется программа «Школа для родителей» в детском саду №10.
Необходимо работу консультационных пунктов активизировать и улучшить, в том
числе и через обмен опытом. Когда берется лучшее друг у друга, это и есть
основа стабильного развития системы образования.
Заведующая отделом
образования обратила внимание на раннюю профориентацию, в том числе и
дошкольников. При этом большая роль должна отводиться родителям. Показать суть
профессии «изнутри», истинную значимость труда могут лишь люди, сами работающие
в этой профессии. А самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о
профессии, в нее нужно поиграть. При этом в детских садах должны быть
современные дидактические продукты, в том числе и виртуальные.
В системе школьного
образования главная задача педагогов – это повышение мотивации ребенка к
обучению и вовлеченности в образовательный процесс. Это возможно сделать через
внедрение новых методов обучения и воспитания, через создание комфортного
микроклимата в классе, в школе. Ведь ребенок в первый класс приходит с
«горящими» глазами. Поэтому на высокой волне мотивации результаты обучения в
начальной школе гораздо выше, чем в основной. В основной школе уровень
мотивации резко падает. И виной этому бывают неинтересные, однообразные уроки, необъективно выставляемые оценки.
- «Серость жизни для детского
возраста, для подростка и юноши является настоящим ядом», - писал Станислав
Шацкий, 140-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. В
педагогическом деле не должно быть равнодушия, формализма и рутины, -
подчеркнула докладчик.
Действительно, наказание
оценкой никогда не приводило к повышению мотивации. Надо заинтересовать ребенка
через новые подходы к процессу обучения, показать ему, что процесс обучения
интересен и полезен (с точки зрения построения будущей карьеры).
Задача учителя – наращивание
академических результатов ученика. А для того, чтобы объективно оценить
результаты обучения, планомерно в каждом классе вводятся Всероссийские
проверочные работы. Проверочные работы весной 2018 года проводились для учащихся
4, 5, 6, 10 и 11 классов. В следующем году в режиме апробации добавятся 7 и 8
классы. Необходимо каждой школе научиться
анализировать эти результаты, сопоставлять их и устранять недостатки.
Сегодняшние ученики - это
другое поколение детей, произошли очевидные изменения в детской и подростковой
психологии. Нередко эти дети гиперактивны, им скучно в школе и с родителями. И
они ищут, как разорвать эту скуку. Педагогу
проще посоветовать родителям
перевести ребенка в другую школу, в сельскую, например, якобы там программа
проще.
- Коллеги, у нас единое образовательное
пространство, программ «попроще» - нет. Необходимо практику данных
настоятельных «советов» прекратить, соответственно прекратить подписываться под
собственным профессиональным бессилием, - обратилась О.А.Лукьянова к учителям.
Вся урочная и даже внеурочная
работа в школе посвящена формированию предметных знаний. Однако
подчас педагоги не оценивают универсальные компетентности, которые относятся к
«навыкам 21 века», например, умение действовать в определенной ситуации, принимать решения, осуществлять осознанный
выбор. К сожалению, школьные учителя не включают задачу развития универсальных
компетентностей века в число своих приоритетов. И данная ситуация отставания
школы от требований времени уже осознана на самом высоком уровне. Внеурочная
работа в школе должна быть посвящена развитию универсальных
компетентностей с акцентом на информационную грамотность, креативность,
умение выполнять проектные задания, работать в команде, решать поставленные
проблемы. Именно для этого на будущий год планируется предоставление
современного оборудования для школ.
О.А.Лукьянова
сообщила результаты независимых оценочных процедур ЕГЭ и ОГЭ 2018г., с данными
можно познакомиться на сайте отдела образования либо в информационно-статистических
сборниках. Результаты ЕГЭ по району достаточно стабильные, однако педагогам есть над чем работать, есть к чему
стремиться.
Ольга
Александровна сообщила, что на уровне федерации уже подготовлены новые порядки
проведения государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах,
предусматривающие, в частности, введение
итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах. Поставлена задача
вовлечения школьников в реальное диалоговое общение. В образовательном процессе
максимально часто должны проектироваться речевые ситуации, включающие учеников
в диалог не с компьютером, а с одноклассниками, учителем, родителями, людьми в
социуме.
-
В своей книге «Мышление и речь» Лев Выгодский сформулировал простую, но важную
для нас истину: речь-это и есть мышление. Поэтому работая над речевым
мастерством, мы обучаем ребенка управлять своим разумом. Речь является главным
«тренером» мышления, - напомнила она высказывание педагога и психолога.
О.А.Лукьянова
обратила внимание на развитие интереса детей к чтению, чтобы школьники лучше
понимали текст и могли его интерпретировать. Надо работать над смысловым
чтением, не гнаться в начальной школе за количеством прочитанных слов на время,
а смотреть, понимает ли ребёнок то, что прочитал. Даже на ЕГЭ выпускники допускают
ошибки лишь потому, что не поняли смысл задачи.
Докладчик коснулась вопроса безопасности детей в школах.
Стало очевидно, что источником угрозы могут быть не только террористы, но и,
что очень тревожно, сами ученики. Система образования, увы, не имеет навыков по
своевременному выявлению и предупреждению таких чрезвычайных ситуаций. Решение
проблемы видится не только во введении в школы физической охраны, установке
турникетов и камер, но и в активизации работы психолога, классного
руководителя, «перезагрузке» школьной системы воспитания.
К сожалению, школа превратила
воспитание в проведение мероприятий. Чем больше их проводится, чем больше
планов и охват людей, тем, якобы, лучше построен воспитательный процесс. А
реальные отношения между учеником и учителем, между одноклассниками
отодвигаются на второй план. Хотя есть классные руководители, которые не
представляют школьную жизнь без «своего» класса и в разговоре называют классных
детей своими детьми. Такой привязанности можно только позавидовать и брать с
неё пример. Основой воспитания в школе должно стать уважение к человеку,
личности, признание человеческой жизни как высшей ценности, формирование
системы ценностей и отношений, в рамках которой агрессивные и насильственные
действия являются неприемлемыми.
Успешно решается в нашем районе также задача Президента,
касающаяся выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и
молодежи. Многие школьники участвуют в олимпиадах и конкурсах. Ежегодно лучшим
ученикам вручается премия главы Кировской районной администрации, учреждена
муниципальная Доска почета «Ими гордится район». Это мотивирует учащихся к
достижению дальнейших успехов. Однако, над задачами самоопределения и
профессиональной ориентации обучающихся, над развитием наставничества предстоит
ещё потрудиться.
Важнейшим фактором развития ребенка, в том числе и в плане
самоопределения, является дополнительное образование. Дети могут попробовать
себя в разных сферах - и в спорте, и в музыке, и в искусстве. Не хватает пока
кружков технического творчества, конструирования. И эту проблему необходимо
решать.
Актуальной остается задача
интеграции общего и дополнительного образования. Жизнь в школе должна «кипеть»,
а не замирать во второй половине дня. Общеобразовательная школа должна шире
использовать возможности социума, учреждений культуры, библиотечной сети,
интернет-образования.
.
2018год объявлен в России
Годом добровольца (волонтера). Конечно, это попытка увести нашу молодежь в мир
реальных и полезных дел. Пусть каждый поймет, что для этого многого не
требуется. Педагогам необходимо развивать гражданскую активность, поддерживая
инициативы школьников в этом направлении. Быть примером для них.
В своём выступлении
О.А.Лукьянова обратилась к руководителям образовательных организаций,
подчеркнув, что реализация поставленных задач во многом зависит от их позиции,
желания и умения выстроить работу в коллективе таким образом, чтобы все
работали качественно и результативно. Руководитель должен быть «проводником»
государственной образовательной политики в своем учреждении. В ежегодном
послании федеральному собранию Президент страны отметил, что именно от
директоров школ во многом зависит формирование сильных педагогических
коллективов и атмосфера в школе.
- Уважаемые коллеги! В России
учительский труд был и остается делом государственной важности. От работы учителя
во многом зависит, кто придет нам на смену, как живет сегодня и будет жить
завтра страна, - обратилась заведующая отделом образования к участникам
конференции. Образно об этом сказано в известном фильме «Ирония судьбы»:
«Ошибки учителей менее заметны, но стоят не менее дорого, чем ошибки врачей».
Пусть предстоящий учебный год будет успешным, ознаменуется победами учеников,
большей организованностью и пониманием наших общих целей. Любите своих учеников
и воспитанников, любите жизнь и свою профессию. Я верю в то, что наши резервы в
совершенствовании ещё не исчерпаны.
Успехов в новом учебном году!
Указом Президента 2018 год в России объявлен Годом добровольца.
Образовательные учреждения Кировского района активно откликнулись на эту
инициативу. Свой волонтёрский отряд с индивидуальной направленностью,
символикой и миссией существует при каждой из школ. Перед началом
педагогической конференции в фойе ДК «Юбилейный» состоялась выставка - презентация реализуемых волонтерских
проектов.
В Больше-Желтоуховской СОШ действует отряд социально – экологической
направленности «Вместе». Его курирует заместитель директора по учебно-воспитательной
работе, учитель русского языка и литературы
Елена Ивановна Драченникова (на снимке). Отряд «Вместе» проводит акции,
направленные на улучшение экологии родного края и экологии здоровья человека.
Примеры проектов отряда – «Чистый двор», «Посади дерево» и др. Кроме практических мероприятий, ребята ведут
большую работу по повышению информированности населения о влиянии экологии на
здоровье людей.
«Кировский лицей» поделился с коллегами опытом по ведению двух
проектов. Их осуществляет лицейский волонтёрский отряд «Молодость». Один из проектов посвящён популяризации
спорта и здорового образа жизни, и название он носит соответствующее - «Молодое
поколение выбирает здоровый образ жизни».
Второй проект - «Мой Киров
родной», посвящён заботе о благоустройстве и экологии родного города,
сохранению и восполнению исторических сведений о нём.
Всего перед началом конференции вниманию педагогического сообщества
было предложено восемь волонтёрских проектов различной тематики. Также в фойе
была организована выставка-ярмарка научной литературы и педагогических пособий.
Педагогическая конференция 2018 года объединила более 400-т работников
сферы образования. С докладами перед коллегами выступили Е.С. Овчинникова, директор МКУ «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи», Ю. В. Пенкина, заведующая МКДОУ «Детский сад
№14 «Ручеёк», Г.Б. Шемонаева, директор Шайковской СОШ №2.
Также к педагогическому сообществу района обратились глава Кировской
районной администрации И.Н. Феденков и настоятель кафедрального собора в честь
святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Рябов,
поздравив присутствующих педагогов с началом нового учебного года.
Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.