Сегодня: Воскресенье 12 января 2025 г.

Версты, опаленные войной

17 сентября 2018 г.

С каждым годом отдаляется от нас эта дата, стираются события того времени. Ушли из жизни многие из тех героев, которые сражались за освобождение нашего района, но остались их воспоминания. Они дают представление не только о ходе боевых действий, но и о каждодневном подвиге советских бойцов, ценой своей жизни отстоявших Родину от захватчиков. Число погибших все эти годы корректировалось. И если первоначально говорили о восьми тысячах, то сейчас, благодаря деятельности поисковых отрядов, говорят уже о почти 12 тысячах погибших.

Предлагаем читателям почувствовать дыхание грозного военного времени, познакомиться с воспоминаниями из бесценной книги "На Западном фронте между Москвой и Смоленском" (издание историко-краеведческого музея, 2005 г.)

... По приказу командующего 10-й армии, с освобождением Кирова переходила к обороне 330 стрелковая дивизия. 2-й дивизион нашего 890-го артполка, поддерживаемый 1111 сп, стал в оборону западнее и юго-западнее города на рубеже станции Подписная - Малые Савки - ст. Щигры, опоясывая город и станцию Фаянсовая с юга. 1-й дивизион совместно с подразделениями 1109 и 1113 сп стал на рубеже деревень Бережки - Тешевичи - Воскресенск - Нижняя Песочня - станция Подписная, прикрывая город и станцию с севера и северо-запада. В течение нескольких дней 1109 сп пытался овладеть деревней Выползово и аэродромом Шайковка, но успеха не добился из-за недостатка сил и средств.

Противник неоднократно пытался вернуть свои утраченные позиции, вновь овладеть Кировом и железнодорожным узлом Фаянсовая. Поэтому на разных участках нашей ещё непрочной обороны вспыхивали ожесточённые схватки. Особенно большую активность противник проявил с направлений станции Щигры, деревень Погост, Большие Савки, севернее станции Подписная, куда был выбит в начале января.

В одну из январских ночей на юго-западной окраине города разгорелся ожесточённый бой, который вели подразделения 1111 полка и 2-й дивизион нашего полка. Воспользовавшись малочисленностью обороняющегося гарнизона, фашисты ворвались на южную окраину города (ул. Ленина), уничтожили наше передовое охранение и завязали бой. Отбивая атаки, батареи дивизиона вели огонь картечью из орудий, поставленных на прямую наводку. В этом ночном бою погибло много артиллеристов. Особенно отличился орудийный расчёт, которым командовал старший сержант Артём Глушаков. Оставшись у орудия вдвоём с наводчиком, будучи легко ранеными, они вели непрерывный огонь по наседающему врагу до тех пор, пока не подоспела подмога. Много трупов оставили фашисты перед орудийным окопом смельчаков, прежде чем отказались от дальнейшего намерения наступать на город в этом направлении. Разгромив фашистов на Людиновской дороге, наши войска намертво закрыли её. Впоследствии противник уже не пытался здесь атаковать.

Позже, пробуя нащупать слабые места в нашей обороне, противник предпринял вылазку мелкими группами в районе станции Подписная и посёлка Жилино, но всюду натыкался на упорное сопротивление обороняющихся, хотя и малочисленных гарнизонов. Так, в одну из январских ночей, обойдя наши редкие заслоны, фашисты вышли к наблюдательному пункту нашего полка, на котором находился командир взвода разведки Владимир Гринберг с разведчиками и телефонистами. Обнаружив приближающихся к наблюдательному пункту фашистов в белых маскхалатах, артиллеристы заняли круговую оборону и начали вести огонь из личного оружия, отбиваясь гранатами. Но силы были неравные. Вскоре погиб телефонист, а вслед за ним был ранен в голову и Владимир.

Создалась критическая обстановка. Владимир принимает смелое решение - вызвать огонь дивизиона на себя. Отбиваясь из последних сил, используя последнюю возможность еще работающей телефонной связи, Владимир передал свою последнюю команду на открытие огня по своему наблюдательному пункту. Последними словами его были: "Прощайте, товарищи, погибаем за Родину, отомстите за нас!"… Разрывы снарядов заглушили его слова. Высланная с запозданием помощь обнаружила на месте схватки свыше десятка трупов врага.

…Слабо у нас было с зенитным обеспечением. Штатный зенитный дивизион 37 мм пушек не обеспечивал зенитного прикрытия района нашей дивизии, а в первые весенние дни по приказу вышестоящих штабов он был выведен из состава дивизии и убыл на другой участок. Авиация противника вела разведку нашей обороны и наносила бомбовые удары по ней. Уверовав в безнаказанность, гоняли и обстреливали по дорогам одиночные повозки, одиноких пешеходов.

С прибытием бронепоезда его зенитные средства усилили противовоздушную оборону. Кроме того, умельцы нашей артиллерийской мастерской под руководством старшего лейтенанта Ивана Долгова переоборудовали 76 мм пушку, у которой во время стрельбы разорвало дульную часть, обрезали её, приспособили соответствующий прицел для стрельбы по воздушным целям. Позже, летом, зенитными средствами нашей дивизии был сбит фашистский самолёт, пролетавший над нашим районом. Им оказался флагман флота, перелетавший из Брянска на Вяземский аэродром.

Наземное наблюдение, осуществляемое с наблюдательных пунктов, не обеспечивало просмотра глубины обороны. С этой целью у гитлеровцев на аэродроме Шайковка появился аэростат, с которого они начали просматривать всю глубину нашей обороны вплоть до города Кирова. Они начали вести прицельный артиллерийский обстрел нашей обороны, нанося нам существенные потери. Выручили наши "соколы".

В один из погожих дней, когда был поднят аэростат, чтобы начать корректировку обстрела наших позиций, два краснозвёздных "ястребка" с бреющего полёта над лесом одновременно с двух сторон атаковали его. Несколькими очередями из пулемётов летчики изрешетили аэростат. Камнем к земле полетела гондола с наблюдателем-корректировщиком. После этого противник не возобновлял использование аэростата.

7 августа 1943 г. в 16 час.58 мин. началось масштабное контрнаступление наших войск. Самым эффективным способом подавления и уничтожения является стрельба из орудий прямой наводкой. Это хорошо знал лейтенант Правдюк. Когда орудийный расчёт 45-мм орудия, следовавшего в боевых порядках пехоты, потеряв наводчика, замешкался с открытием огня по пулемёту противника, лейтенант, оказавшийся вблизи орудия, заменил наводчика, открыл огонь и уничтожил вражеский пулемёт. Пулемёт был уничтожен прямым попаданием снаряда, но противник, обнаружив орудие, открыл по нему огонь. От разорвавшегося рядом снаряда было разбито орудие, и лейтенант Правдюк погиб. Ценой своей жизни он обеспечил продвижение вперёд стрелковому подразделению, которое вновь атаковало противника. Уже к 12-ти часам следующего дня боевой порядок дивизиона переместился вперёд, на территорию, отбитую у врага.

Успех прорыва обороны противника был очевиден. Это вселяло уверенность в дальнейшем успехе. Вслед за 3-м батальоном был введён полностью 1113 сп, который развивал успех в направлении деревень Чёрная - Кулаковка - Большуха - Анновка, а также 1109 сп, имея задачу наращивать достигнутый успех и разгромить 589 пехотный полк 321 немецкой пехотной дивизии. Слева оставался на линии обороны 1111 сп с задачей обеспечить защиту левого фланга дивизии со стороны деревни Малые Савки и воспретить противнику зайти в тыл. С выходом наших частей на второй оборонительный рубеж противника Большуха - Чужбиновка у нас фактически левый фланг со стороны хутора Гуриков и лесного массива оставался открытым, а там укрылись остатки разгромленного 589-го пехотного полка. Из этого района по нашим боевым порядкам противник вёл пулемётный и миномётный огонь.

Бои за деревни Чёрная, Анновка, Корягино были тяжёлыми. Противник несколько раз свежими силами переходил в контратаки, поддерживаемые танками и самоходной артиллерией. Около двух суток продолжались кровопролитные бои. На третьи сутки боёв противник начал применять свою авиацию, делая массированные налёты по 30-40 -50 самолётов, и беспрерывно бомбить наши боевые порядки.

За время боёв с 7 августа по 8 сентября 1943 г. части дивизии прорвали сильно укреплённую оборону противника, разгромили на своём пути опорные пункты врага, уничтожили в общей сложности свыше 4000 солдат и офицеров противника, захватили большое количество вооружения и снаряжения. Противостоящая нашим частям 321 пехотная дивизия была разгромлена.

Н. Станкевич,
начальник связи 890-го артиллерийского полка.