Сегодня: Четверг 25 апреля 2024 г.

Революционная ситуация в российской школе

№№106-108 17 сентября 2018 г.

Традиционная для Кировского района августовская педагогическая конференция 2018 года целиком была посвящена реформированию действующей системы образования в соответствии с пожеланиями, высказанными Президентом РФ. Напомним, в своём весеннем послании Федеральному Собранию, Владимир Путин заявил о необходимости перемен в системе общего, средне-специального и высшего образования. Президент поставил цель войти в десятку стран с лучшим образованием в мире.

Таким образом, на высшем государственном уровне действующая система образования была признана недостаточно эффективной. В первую очередь, это произошло потому, что выросло новое, не похожее на своих предшественников поколение детей, требующее другой педагогики.

Новые дети – новый подход

С докладом «Аспекты воспитания современного ребёнка» перед педагогическим сообществом Кировского района выступила Елена Станиславовна ОВЧИННИКОВА, директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

- Современные дети, какие они? В чём именно заключается их отличие от нас, представителей старшего поколения? У каждого из нас есть свои размышления по этому поводу. Мы говорим, что современные дети совсем на нас не похожи, их трудно чем-то увлечь, с ними трудно взаимодействовать, их интересует только интернет и т.д. Но так ли это на самом деле? Мы не имеем право всё сводить лишь к традиционному сетованию со стороны старшего поколения. Наши дети объективно изменились. Объективные изменения не могут быть ни хорошими, ни плохими, они следствия тех преобразований в мире, которые заставляют меняться и детство.

За последние десятилетия различными исследователями, культурологами, социологами, психологами накоплен достаточно богатый материал, который позволяет научно и объективно говорить о некоторых изменениях, произошедших в наших детях.

Елена Станиславовна констатирует факт, что сейчас трудно говорить о среднестатистическом ребёнке. Появилось большое количество особенных детей, требующих особого подхода в общении и в образовательной деятельности. Всё чаще встречаются дети с речевыми нарушениями, с аутизмом, гиперактивные или же с выдающимися способностями. Кроме того, большое количество детей с нервно-психическими нарушениями.

Также исследования подтвердили, что дети стали умнее. В среднем в мире уровень интеллекта увеличился на 1 балл! Как следствие, у детей выросла и способность к обучению. Но этими их способностями педагогам, по словам Овчинниковой, ещё только предстоит воспользоваться. Главное же, что необходимо учитывать уже сейчас, это то, что дети больше не готовы слепо следовать за педагогом, выполнять его указания и распоряжения. Они требуют паритета в отношениях, они слушают критику, но вступают в спор. Дети стали прогматичнее и избирательнее в своей познавательной деятельности. Им обязательно нужно понимать, над какой проблемой они работают, какого результата они хотят достичь, они хотят четко понимать, к какой цели идут. Педагоги и родители должны обратить внимание на то, что наши дети больше не мотивируются словом «надо». Они задают вопрос: «Зачем?» И даже более того: «Зачем именно мне это надо?»

- Наши дети многозадачны, - продолжает Овчинникова. - Если раньше это качество в основном присваивалось женщинам, то сейчас, вне зависимости от пола, наши дети могут выполнять несколько дел сразу. Это стало возможным благодаря, так называемому, клиповому мышлению. Но, как мы понимаем, качество деятельности при этом страдает.

Как комментирует психолог, цифровое общение всё больше преобладает над живым. И это не может не беспокоить представителей психологии и педагогики. Интимно-личностное общение является ведущим видом деятельности на одном из важнейших этапов развития ребенка – в период подросткового возраста.

Продолжая, докладчица предостерегает коллег: «По причине всех этих изменений у подростков произошло обесценивание важнейших человеческих ценностей, среди которых главное – жизнь. Педагоги и родители должны признать: все прежние технологии воспитания больше не действуют. Мы не можем больше просто сказать детям: «Так нельзя!» Мы обязаны объяснить, как можно. Не получается как раньше взывать к чувству вины и стыда у современных детей».

Делая переход от психологических особенностей детей к педагогике, Елена Станиславовна отмечает, что действующая система образования не отвечает современным реалиям.

- Настало время менять систему воспитания и сам характер взаимодействия педагогов и родителей с ребенком. Учитель – это посредник, который служит связующим звеном между культурным и научным наследием и юным учеником. И от того, как налажена эта связь, и зависит, что усвоит ребенок. Министерство образования особенно в этом отношении возлагает ответственность на классного руководителя. К сожалению, пока он выступает, скорее, как контролирующий орган, следит за посещаемостью и успеваемостью, организует участие детей в различных мероприятиях, взаимодействует с родительским комитетом. Но даже при высокой занятости этот подход часто носит формальный характер. Как результат, рассматривается слово ПРОВЕДЕНО без учета ценностного содержания данных мероприятий.

Психолог предлагает заменить привычную для учителей монологовую форму общения на диалог с учеником, а также избавиться от установок: «Делай, как я сказал!», «Повторяй за мной». Это первый шаг на пути к тому, чтобы перестать рассматривать ребёнка как объект, с которым совершаются манипуляции. Современный ребенок должен быть субъектом субъектного взаимодействия. Иными словами, он должен сам инициировать действие и сам его вести. В этих условиях роль педагога усложняется. Разбудить интерес и незаметно, но грамотно его направить, гораздо сложнее, чем приказать и наказать за невыполнение плохой отметкой.

- Мы должны учиться выстраивать проблемные диалоги с ребенком, - призывает Овчинникова, -делать его активным участником беседы. В помощь педагогу такие современные методы, как дискуссионные клубы, тренинги, ролевые деловые игры, совместное решение проблемных ситуаций и др.

Е. С. Овчинникова закончила свой доклад обращением к коллегам-педагогам и психологам.

- Мы ещё относимся к тому поколению, которое мотивируется словом НАДО. Сейчас нам НАДО меняться, НАДО учиться и переучиваться. Но один в поле не воин. Учитель, классный руководитель должны работать в дружном тандеме со школьным педагогом-психологом. Специалист поможет изучить особенности каждого ребёнка и коллектива. И выстроить в соответствии с этими особенностями эффективную образовательную среду.

Сверхзадачами современного образовательного процесса Овчинникова считает необходимость помочь ребенку увидеть, что основные ценности существуют, и развить в детской душе стремление к этим ценностям.

Перед началом нового учебного года Овчинникова настоятельно рекомендовала педагогам внести в свои образовательные планы данные аспекты:

· формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни других людей;

· развитие критического мышления;

· развитие навыков тайм-менеджмента, целеполагания, планирования;

· обучение умению отдыхать и справляться со стрессом;

· развитие способности концентрации, сосредоточения внимания;

· формирование условий для развития коммуникативных навыков, в том числе для решения различных конфликтных ситуаций;

· учить чувствовать и сопереживать.

Последнему пункту специалист психологии уделила особое внимание. Ссылаясь на Выгодского, Елена Станиславовна подчеркнула, что эмоциональный интеллект нужно развивать ничуть не меньше, чем разум и силу воли.

- Для этого нужно чаще задавать ребёнку вопрос: «Что ты чувствуешь? Что чувствует другой человек?» Порой этот вопрос способен поставить в тупик и взрослого. Но если это не применяют родители и педагоги, то это давно есть в арсенале «похитителей душ» из интернета. Они присоединяются к душевным переживаниям ребёнка и начинают манипулировать им. Наша задача сделать так, чтобы ребёнок в первую очередь чувствовал себя важным, понятым и уважаемым дома и в школе, а не искал бы этого на стороне.

Первым шагом в этом направлении, по словам Овчинниковой, может стать похвала. Педагогам стоит начать с поисков ресурсов ребёнка, за которые его можно похвалить. Особенно часто и внимательно следует хвалить тех детей, которые совсем этого не заслуживают, на первый взгляд.

Закончила свое выступление Елена Станиславовна искренним пожеланием к собравшимся учителям:

-Не уставайте накапливать в своей профессии те знания и методы работы, которые позволят вам однажды стать классным руководителем во всех смыслах этого выражения!

Дошкольное образование – фундамент личности

От имени педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений с докладом на конференции выступила Юлия Вячеславовна ПЕНКИНА, заведующая детским садом №14 «Ручеёк». Шайковский детский сад впервые в Кировском районе получил статус инновационной образовательной площадки среди дошкольных учреждений.

Несмотря на то, что у действующей власти нет к дошкольному образованию таких обоснованных претензий, как к школьному, воспитатели ДОУ и не думают останавливаться в своих профессиональных поисках. Дошкольное образование – это фундамент, заявляют они. Нельзя недооценивать детский сад. До семи лет ребёнок усваивает 80% всех базовых навыков и умений и в дальнейшем лишь совершенствует их. В связи с этим уже в следующем году будет принят профессиональный стандарт для педагога дошкольного образования.

Предваряя грядущие изменения, в «Ручейке» начала действие Региональная инновационная площадка по теме «Модель формирования профессиональных компетентностей педагога в ДОУ в контексте требований современного профессионального стандарта».

В рамках проекта проходят многочисленные мероприятия, направленные на устранение пробелов в теоретических знаниях педагогов, на обучение их особенностям индивидуального подхода к воспитанникам, а также на развитие у сотрудников духовно-нравственных и патриотических качеств, необходимых для работы с детьми.

Одной из особенностей проекта является активное вовлечение в образовательную деятельность родителей, подключение специалистов – логопеда и психолога.

Также как и в школе, воспитатели детского сада действуют в соответствии с ФГОС и стараются все больше теоретических знаний давать подопечным через практическую деятельность.

Все больше внимания педагоги детского сада №14 уделяют раннему развитию детей, не достигших ещё трёхлетнего возраста, организуют для них специальную среду, продумывают игровые занятия. Отдельной темой идёт оказание поддержки родителям, чьи дети не посещают детский сад, а воспитываются в семье.

Среди рекомендаций, которые Юлия Вячеславовна посоветовала взять на вооружение коллегам и родителям, это в игровой и реальной форме способствовать погружению ребёнка в разные сферы жизни. Например, путешествовать или побывать на работе у родителей. Также необходимо учить ребёнка делать осознанный выбор, выбирая даже не между двух, а между пятью яблоками, попросить малыша объяснить, почему он выбрал именно это. И самое важное – научить чадо не бояться ошибок, а испытывать жажду новых открытий и ошибок на своём исследовательском пути.

Школьный урок ребёнку впрок

Как сделать так, чтобы интерес ребёнка к школьным занятиям, такой высокий в начальной школе, не ослабевал в нём вплоть до выпускного класса? Подробно на этой теме остановилась Галина Борисовна Шемонаева, директор Шайковской школы №2.

- Урок по-прежнему остаётся главной формой организации учебного процесса. Но он должен стать современным. Хороший урок – это результат совместной деятельности учителя и ученика. Это не театральная сцена, где всё можно отрепетировать заранее. Это в своём роде импровизация, рождение чего-то нового. Конечно, это требует от учителя колоссального напряжения.

Чтобы облегчить задачу преподавателю, в Шайковской школе №2 действует крепкое профессиональное педагогическое сообщество. Регулярно организуются методсоветы и педсоветы, на которых педагоги делятся своими профессиональными находками. На основе этих встреч составляются методические пособия для дальнейшего использования в работе. Хороший учитель - это тот, кто сам не перестаёт быть учеником, - считают в Шайковке и действуют, исходя их этого принципа. Учителя активно участвуют в районных, областных и всероссийских профессиональных семинарах, как он-лайн так и очно.

Результат – повышение у обучающихся интереса к школьным занятиям и позитивная тенденция в графиках успеваемости. Ученики этой школы всё чаще стали появляться среди победителей и призёров олимпиад, творческих и спортивных состязаний разных уровней. Успешно развивается юнармейское движение.

Современный мир меняется с невероятной скоростью, изменились взрослые, изменились дети. В ответ на запрос общества и государства начинаются сильнейшие изменения в российской системе образования. Есть мнение, что встать на путь реформирования российская школа должна была гораздо раньше. А сейчас мы достигли того уровня, когда откладывать больше нельзя. Как бы то ни было, пусть все перемены будут к лучшему.

Материал подготовила

Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.