Сегодня: Пятница 19 апреля 2024 г.

«Читайте детям не нотации, а книги…»

№№ 112-114 28 сентября 2018 г.

Детская литература появилась относительно недавно - в 17 веке. До этого дети не считались такой ценностью, чтобы специально для них писать книги. Родители и старшие родственники рассказывали малышам сказки, пели им песенки. Причем сказки были те же, что и для взрослых, но, возможно, в более «лёгком» варианте. В 18 веке стали появляться книги, которые с удовольствием читают и сегодняшние ребятишки, правда, в переработанном и адаптированном для детей виде. Изначально эти произведения предназначались для взрослых. Это «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо и многоплановое, совсем не простое «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта и другие.

В России детям читали народные сказки и истории о богатырях, басни и былины. Во времена правления Петра I появились переводные детские книжки, преимущественно воспитательного характера. Но настоящий расцвет детская литература пережила в ХХ веке. В СССР работали целые издательства, выпускавшие исключительно детские книжки. Огромными тиражами печатались книги для детей и в других странах. Дети читали буквально «запоем», и книга, действительно, была лучшим подарком. Как обстоит дело с детским чтением сейчас?

Современные дети читать не любят. Почему?
Развитие информационных технологий изменили отношение к чтению. Люди стали читать гораздо меньше, предпочитая получать информацию другими способами. Хорошо ли это? Трудно ответить однозначно. Прогресс приносит в нашу жизнь новые возможности, и вряд ли стоит от них отворачиваться. Но отказываться от проверенных веками методов, видимо, тоже не следовало бы. Дети действительно не хотят сегодня читать. Легче посмотреть мультик или фильм, чем прочитать книжку. Легче и быстрее. Но эта лёгкость имеет две стороны: больше нет необходимости прикладывать собственные усилия, перерабатывая и воспринимая информацию. Все готово и упаковано для быстрого употребления. На первый взгляд, это замечательно. А если присмотреться внимательнее?
Умение читать предполагает целый комплекс навыков, и для овладения каждым из них требуются усилия. Мало запомнить все буквы и научиться складывать из них слова, а потом и предложения. Придётся тренировать память, чтобы не забывать к концу фразы её начало, а ко второй странице — содержание первой.

Сегодня у многих детей не развито воображение — это наследие раннего приобщения к телевизору, а впоследствии и к компьютеру с их простой анимацией и готовыми визуальными образами. И отделаться потом от этого навязанного образа уже вряд ли получится: рамки установлены, крылья фантазии подрезаны, ей никуда больше не нужно лететь.

Чтение же даёт толчок фантазии. Слова, напечатанные на бумаге, преображаются в образы, и каждый чтец воображает себе героев книги по-своему. Этим книга выгодно отличается от фильма или мультика, в которых герои даны уже готовыми - такими, как их захотел представить создатель фильма.

Чтение способствует увеличению словарного запаса и развитию речи. А каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами. Читая, ребёнок познаёт логику развития событий, учится понимать причинно - следственные отношения. Его мышление становится более стройным и упорядоченным, формируется прочный фундамент для дальнейшего образования. Но даже не это важно. Чтение даёт основы для формирования нравственности. Ребенок переживает происходящее с героями книги, примеряет на себя, учится различать хорошее и плохое, доброе и злое, выбирает, на какой стороне он хотел бы быть. Иногда трудные переживания побуждают ребёнка перечитывать одни и те же книги много раз, пока не выкристаллизуется собственная точка зрения, и эту работу души ничем заменить нельзя.
Как же воспитать книгочея?

Лучший способ воспитания — собственный пример. Читающие родители, ценящие книги, скорее смогут приучить детей к чтению, чем те, которые не читают сами. Но следует быть очень осторожными: никакое принуждение недопустимо. Чтение должно стать для малыша не наказанием или скучной обязанностью, а наградой, отличным, интересным времяпровождением. Всё начинается с чтения вслух. Дети очень любят, когда родители или старшие им читают. Психологи убеждены, что регулярное чтение вслух детям просто необходимо для гармоничного развития личности. Совместное чтение дарит чувство семейного благополучия, защищённости, оно укрепляет родственные связи и служит прекрасным методом воспитания. Всё прочитанное можно немедленно обсудить, разъяснить детям непонятное, провести параллели с реальной жизнью, помочь сделать правильные выводы.

Очень важно правильно подбирать книги в соответствии с возрастом и интересами ребенка. Показателем правильного выбора станет увлеченное слушание или самостоятельное чтение. Полезно просить ребенка читать вслух вам. Это развивает речевые навыки, дикцию, выразительность речи.
Как видите, роль родителя в вопросе приучения ребёнка к регулярному чтению -решающая. Никогда ни один библиотекарь, ни один учитель литературы, даже самый лучший, не привьёт любовь к книге, если дома книг нет. Если ребёнок не приучен к тому, чтобы почитать немного перед сном. Если он не видит вас с книгой в руках.

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были ещё умнее, читайте им ещё больше сказок. Он понимал ценность чтения и воображения.

Мысль о том, что литература – учебник жизни, не нова, но, несмотря на банальность, это утверждение удивительно верно. Чем больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентироваться в жизни и разбираться в людях. Приобщая его к книге, вы тем самым помогаете ему быть успешным в жизни.

Всё в ваших руках. Желаю вам удачи в этом благородном деле!

В.Кошелева,

ведущий библиотекарь детской библиотеки №2.