Сегодня: Четверг 25 апреля 2024 г.

Как со своими детьми

№№115-117 5 октября 2018 г.

Как указано в официальных документах, детский сад №11 «Березка» среди основных приоритетов имеет физическое развитие воспитанников. Но это не означает, что ,прививая дошколятам основы здорового образа жизни и любовь к спорту, коллектив «Берёзки» меньше уделяет времени духовно-нравственному, патриотическому и эстетическому развитию детей.

Воспитатель Елена Викторовна Январцева работает в этом детском саду уже 12 лет. Кто-то скажет, что после сокращения на предыдущем рабочем месте она устроилась туда, куда смогла, а кто-то сочтёт это промыслом Божьим и будет прав. Ведь сейчас Елена Викторовна уверена: «Работа с детьми – это моё призвание». И если бы не то судьбоносное сокращение, она бы рисковала всю жизнь провести на нелюбимой работе.

Заведующая детским садом отметила способности и увлеченность новой сотрудницы и предложила ей получить профессиональное образование. К удивлению руководства, Елена ответила согласием не сразу.

- С самого первого дня я относилась к детям в группе как к своим собственным, и мне работалось легко, - делится воспоминаниями Январцева. – Но когда я представляла, что, будучи воспитателем, я должна буду выступать на утренниках перед родителями и выстраивать рабочие отношения ещё и с мамами, папами, бабушками, меня охватывали сомнения. Принять решение помог муж, он ни секунды не сомневался, что у меня всё получится.

Получив диплом, Елена Викторовна набрала свою первую ясельную группу. И вновь, следуя то ли производственной необходимости, то ли божьему провидению, Елена Викторовна создаёт свою особую методику духовно-нравственного, патриотического, эстетического воспитания детей.

- Мне необходимо было подготовить большое открытое занятие. Мы ожидали гостей из других детских садов, из отдела образования, из районной администрации, - рассказывает Елена Викторовна. – Тему занятия было выбрать очень трудно. Ведь она должна быть понятна и близка детям и при этом обладать глубиной и актуальностью. Выбор пал на народные промыслы.

«Чистоту, простоту мы у древних берём, саги, сказки из прошлого тащим, Потому что добро остаётся добром В прошлом, будущем и настоящем!», - писал Владимир Высоцкий. Вникнув в русское народное творчество, начав разрабатывать эту тему, Елена Январцева открыла для себя огромный исторический, культурный, нравственный пласт русского наследия.

Как рассказать ребенку 4-5 лет, что такое гжельская роспись? Это география, ведь нужно показать на карте, какая большая наша страна, и где находится село Гжель. Это история, ведь нужно рассказать, как давно это было, и кто были первые мастера. Это эстетическое и образное мышление, чтобы оценить художественность и красоту исполнения. Это личное творчество – малышам обязательно нужно вылепить игрушку и самостоятельно её расписать. Это уважение к чужому труду – если ты создал сам, ты будешь осторожен с поделками своих друзей.

Елена Викторовна и сама не сразу заметила, что в процессе подготовки к предстоящему открытому уроку всё чаще стала читать детям русские народные сказки, развлекать малышей старинными потешками. В будни их группы отлично вписались игры в «Ручеёк», «Гори-гори ясно», «Теремок» и др. Открытый урок прошёл, а знания остались. Елена Викторовна сделала для себя серьёзный вывод: «Рассказывая детям о нашей истории, о нашей культуре и традициях, о наших предках, можно рассказать им почти обо всём, что важно в жизни». Вслед за гжелью появились проекты, посвящённые хохломской, городецкой росписи, хлудневской игрушке. Появился своеобразный календарь, в котором Январцева распределила промыслы по временам года, вместе со старшим воспитателем Еленой Владимировной Романовой они создали путеводитель «Узоры родины моей». Практика же показала, что на достойном уровне за год удаётся освоить не больше трёх промыслов. Каждый проект заканчивается большим мероприятием, куда приглашаются родители, бабушки и дедушки. Дети устраивают большую выставку своих работ, выполненных в соответствующей технике, показывают гостям представление. Каждый раз по завершении такого утренника Елена Викторовна слышит огромное количество тёплых слов и благодарных отзывов от родителей.

Рассуждая о своем дальнейшем педагогическом развитии, Елена Викторовна говорит, что ей хотелось бы больше времени уделить краеведению, истории и культуре малой родины. И этот проект также потребует от неё серьезнейшей подготовки. Отобрать материал, выбрать главное, что должен узнать и понять об этом детсадовец, придумать, как передать эти знания детям в интересной, игровой форме. А ведь в следующем году ей предстоит снова принять руководство ясельной группой!

Но какие бы планы не были у Январцевой на образовательную деятельность, всё же главной функцией детского сада она считает воспитание. Заложить основы нравственных качеств, понятия о добре и зле, о хорошем и плохом поведении, об уважении к старшим, и к истории своей страны, тягу к знаниям и созидательному труду – вот то главное, от чего должен вести отсчёт своей деятельности воспитатель детского сада. И не так важно при этом, в каком возрасте ребёнок научится читать и освоит счёт. Второе направление, которому Елена Викторовна уделяет внимания не меньше – это самостоятельность воспитанников. Ведь в детский сад они приходят очаровательными неумехами, а школа ждёт уже вполне самостоятельных первоклассников. Чтобы это произошло, воспитатель детского сада изо дня в день учит малышей правильно держать ложку, мыть руки перед едой, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки и тысячам других важных мелочей.

Елена Викторовна считает, что, несмотря на всю сложность, если бы ей сейчас пришлось делать выбор, то она снова бы выбрала профессию воспитателя детского сада. Она искренне поздравляет коллег с профессиональным праздником – Днём работника дошкольного образования. Она желает им никогда не терять любви к своей работе, выполнять её с полной самоотдачей и горящим сердцем, ведь будущее страны начинается в детской.

Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.