В настоящее время число детей с нарушениями
звукопроизношения постоянно возрастает. Наличие у ребёнка даже слабых
отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным
проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Формирование грамматически
правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность
речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач
в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может
понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со
сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет
его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К
6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи,
болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной
речи нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом.
Ведь в семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых
затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка
с окружающим миром расширяется, и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и
сверстники, и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически
правильной речи при поступлении в школу, когда ребёнку нужно отвечать и
задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи
обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное
произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут
преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших
классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент
детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии
(нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Школьники, у которых
отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или
нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не
сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.
У школьников наряду с нарушениями
произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и
лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают
большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по
родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает
смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность
фонематических процессов. Их словарь ограничен, и в грамматическом оформлении
устных высказываний присутствуют специфические ошибки. Самостоятельная речь
ребёнка в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью,
бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи
создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному
чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических,
орфографических и синтаксических ошибок.
Основная
задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи
своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы,
предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем
лучше её результат.
Т. ДРОЗДОВА, учитель-логопед МКДОУ «Детский сад №5 «Тополёк».