В июле этого года МКДОУ д/с № 14 «Ручеёк» п. Шайковка открыл свои
двери для вновь поступивших малышей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Адаптация
детей к детскому саду началась в июле по графику, составленному родителями и
администрацией образовательного учреждения на первом организационном собрании с
учетом пожеланий родителей воспитанников.
Адаптация— это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребёнка
детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с
новым окружением и новыми отношениями. Каждый из детей по-своему реагирует на трудности
адаптации. Одни дети, у которых опыт общения сводился к минимуму, при
поступлении в детский сад плачут, вырываются из рук, стремятся отдалиться, а не
приблизиться к воспитателю. Дети, которые привыкли к общению не только с
близкими, но и с другими взрослыми, легко вступают в контакт с воспитателем,
когда их впервые приводят в группу; период адаптации у них протекает легче и
менее продолжителен.
Самая
главная роль в период адаптации отводится нам – воспитателям. Необходимым условием для комфортного пребывания ребёнка в
ДОУ в период адаптации является создание благоприятной обстановки. От того, как
нами будет спланирована работа в этот
период, и будет зависеть весь процесс адаптации детей к условиям ДОУ.
Поэтому мы
старались планировать свою работу так, чтобы адаптация прошла как можно более
безболезненно, а родители находились в тесном сотрудничестве с педагогами ДОУ.
Эту работу условно можно разделить на два блока: работа с родителями, работа с
детьми. И чем успешней шла работа с родителями, тем легче проходила адаптация
детей к условиям детсада.
При работе с
родителями мы использовали такие формы работы как анкетирование («Давайте
познакомимся», «Готов ли ваш ребёнок к поступлению в ДОУ»), индивидуальные
беседы, консультации, папки-передвижки. Было проведено родительское собрание «В
первый раз в детский сад», на котором воспитатели познакомили родителей с
процессом адаптации (понятием, особенностями, степенями тяжести и др.) и
объяснили, как должны вести себя все участники этого процесса. Состоялись «круглые
столы» «Адаптируемся вместе», где с
родителями обсуждалась проблема адаптации детей, давались рекомендации,
вырабатывались совместные стратегии, и круглый стол «В детский сад хожу без слёз»,
на котором были подведены итоги
адаптационного периода.
В работе с
детьми мы старались находить подход к каждому ребенку индивидуально, особенно к
чувствительным, замкнутым детям. В группе была создана естественная, уютная, рациональная, организованная предметно-развивающая
среда с учётом развития ребёнка по всем направлениям: физическому,
познавательному, социально-личностному, насыщенная разнообразным дидактическим
и игровым материалом.
Хочется
особо отметить, что наиболее эффективным методом в период адаптации является
игра. Играть с ребёнком надо с первой минуты появления его в детском саду.
Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается
самых маленьких. Малыши охотнее шли в группу, мгновенно переставали плакать,
если с ними играли, если переключали их внимание на активную двигательную
деятельность, да ещё с игрушкой.
И,
наконец, хочется отметить, что основная причина успешной адаптации
– это психологическая готовность матери к поступлению ребёнка в ДОУ, её
доброжелательное отношение и чувство доверия к
окружающему миру. Чем позитивнее мама, тем меньше у ребёнка проблем.
Подводя итог, хотелось бы
дать совет всем родителям , собирающимся
отдать своего малыша в ДОУ – для того,
чтобы ваш ребёнок быстро и легко привык к новому образу жизни, который
предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, тесно
сотрудничайте с педагогами ДОУ, прислушивайтесь к их просьбам, советам и
рекомендациям. Отбросьте в сторону свои страхи и тревоги. И тогда адаптация
вашего малыша к условиям д/с пройдет легко и быстро.
О. ПАВЛЮЧЕНКОВА, О. КОБЯКОВА, воспитатели
1-й группы раннего возраста «Ягодка»
МКДОУ № 14 «Ручеек».