Каждый современный родитель
знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время
и желание серьезно заняться этим полезным процессом. А ведь чем лучше ребенок
владеет своими пальчиками, тем лучше развивается его интеллект и речь, рука
готовится к письму.
Сейчас в магазинах можно найти самые разнообразные игры для
развития мелкой моторики, но не все родители могут позволить купить себе всё
это разнообразие, да и детям быстро надоедают современные игры. Поэтому помимо
специальных упражнений и игр хочу вам рассказать, как использовать обычные
предметы, которые принесут малышу не только пользу, но и удовольствие.
Урок 1-й. Из
куска картона вырезать какой-то знакомый ребёнку предмет (яблоко, листик и т
д.), сделать по контуру с помощью
дырокола отверстия. В эти отверстия дети будут просовывать шнурки. Так же можно
прошнуровать один предмет к другому ( ёжик несёт яблоко).
Урок 2-й. Предложите ребёнку поиграть с камешками, по
очереди катать каждым пальцем камешки. Это можно сделать и с фасолью.
Возьмите орехи со скорлупой (к примеру,
грецкие) предложите
ребёнку покатать их ладошкой.
Затем можно положить один орех в
одну ладошку, а другой
накрыть орех сверху и покатать на ладошке.
Предложите ребенку ощупать орех,
каждую извилину и вмятину,
можно спрятать орех, к
примеру, среди гороха в миске, и пусть
ребенок его найдет.
Урок
3-й. Стимулируют
мелкую моторику рук игры с пластилином: мять, отщипывать, размазывать,
скатывать шарики, раскатывать
колбаски, резать на кусочки,
лепить картинки… Все эти упражнения с
пластилином принесут пользу и удовольствие. Но если дома нет пластилина, не спешите
в магазин. Возьмите в равных пропорциях
соль и муку, смешайте их вместе, добавьте несколько капель воды, чтобы
получилось тугое тесто, и из него лепите
всё что хотите. Затем полученное творение запекается в духовке, остывает и
красится красками. Так ребёнок будет гордиться своей работой.
Урок
4-й. Рисование
– занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И необязательно рисовать
только карандашом или кистью на бумаге.
Насыпьте песка или манки на поднос и выровняйте ладонью.
Рисуйте с
ребёнком пальчиками на песке, ставьте отпечатки ладошками,
крышками от бутылок, палочками.
Важно
знать, что моторика детей развивается не только в игре, но и
в
процессе помощи по хозяйству. А чтобы малышу не было скучно,
необходимо
превратить уборку в игру.
Урок 5-й. Так, в процессе поливки цветов, готовки еды
часто можно встретиться с лужицами воды. В таких ситуациях можно научить
ребенка пользоваться губкой. Для этого сначала налейте немного воды в
тарелочку, предложите опустить в неё губку и посмотреть, что из этого
получится. Когда ребенок научится пользоваться губкой, предложите ему проследить,
не появилась ли где лужица, которую следует убрать (предложите малышу побыть
главным над лужицами).
Урок 6-й. Заранее
перемешайте фасоль и горох, попросите
ребёнка помочь вам перебрать, но насыпайте горки маленькими, чтобы ребёнку с
самого начала не стало скучно. Если же у
малыша пропал интерес, не
настаивайте,
а предложите сделать это в другой раз.
Рассыпьте
немного фасоли на полу, но только чтобы ребёнок этого не
видел,
и позовите его на помощь. Он с удовольствием поможет вам
собрать
фасоль или другие нечаянно рассыпавшиеся предметы.
Развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме,
поэтому
нужно не забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.
Урок 7-й. «Покатайтесь
на лыжах» с ребёнком дома. «Какие ещё
лыжи?», - спросите вы. Очень простые. Две
пробки от пластиковых бутылок кладём резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный
и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах».
Урок 8-й. Как
интересно бывает играть с озорными прищепками, пуговицами! Дайте
ребёнку попробовать крепить их к любой
плоской поверхности, «прищипывать» игрушки, носовые платочки, носочки на верёвочку. Заполните просторную коробку пуговицами, опустите руки в
коробку, поводите ладонями по поверхности, перетирайте пуговицы между ладонями, пересыпайте их
из ладошки в ладошку.
Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Делайте бусы из пуговиц, из макарон, нанизывая их на леску или толстую нить, в подарок бабушке.
И в какие бы игры вы не играли с вашим ребёнком, главное, быть
доброжелательным, внимательным к его потребностям,
чувствительным именно к тем играм, которые подходят
по
темпераментуи характерувашему малышу. От того, насколько ловко
научится ваш ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его
дальнейшее развитие.
Ирина КИРИЛЛОВА, воспитатель МКДОУ «Детский
сад № 4 «Ромашка».