Диана СЕМЯНИЩЕВА
«Тьма наступает…» Эта фраза из американских блок-бастеров говорит о той фантастической реальности, где поселилось зло. И герои фильмов берут в руки супер-оружие, управляют космическими кораблями, совершают подвиги, чтобы спасти этот мир и вернуть ему яркие краски. У фильма обычно бывает счастливый конец – свет побеждает тьму. Но жизнь непредсказуема. И нам, порой, не приходит в голову, что где-то рядом - в твоём городе, на твоей улице, в твоём многоквартирном доме – живут люди, которых уже атакует тьма. Сначала она нивелирует окружающее серым цветом, размывает предметы, словно растворяя их в омуте серости, а потом опускается на глаза чёрным занавесом. И тогда наступает полярная ночь, сотканная из «минусов». Она отсекает от внешнего мира, превращая инвалидов по зрению в узников собственных квартир. Чувство беспомощности не даёт жить спокойно, порождая мысли о ненужности. Но самое страшное то, что тьма скрыла лица родных, и вокруг только их голоса… Можно сдаться без боя, смириться со своей участью и плыть по волне памяти. Однако есть среди людей с ограниченными возможностями здоровья и такие, кто каждый день старается преодолеть самого себя, и стремление это безгранично…
Юрий Петрашов не жалуется на горькую судьбу, не винит медицину, которая оказалась бессильна ему помочь, не замыкается в себе. (Два года назад врачебная комиссия вынесла свой вердикт - первая группа инвалидности по зрению). Он принимает недуг как данность, как повседневность, в которой надо просто жить дальше. И ничего, что в холодильнике шаром покати, а до очередной пенсии ещё надо дотянуть. Для него это не главное. Самая дорогая ценность в жизни – это его гитара, верная подружка на все времена, с которой он делит пополам радости и огорчения, доверяет самое сокровенное – музыку своей души.
Юрий открывает черный кофр и торжественно, словно совершая священную церемонию, бережно извлекает на свет инструмент. Пробегает пальцами по струнам, и кажется, что границы комнаты исчезают… Одна авторская песня следует за другой, одна мелодия сменяет другую. Стихи и музыку он сочиняет сам. И, порой, даже не может объяснить, как рождается песня. Бывает, первыми приходят стихотворные строки, а затем мелодия. Иногда всё сразу.
- Свою первую песню я написал в 18 лет, подарив ее на день рождения любимой девушке. Но, как говорил Юлий Ким, если вы один раз попробуете написать песню, и она получится, то вы «заболеете» этим на всю жизнь. Так случилось и со мной, - рассказывает почти тёзка знаменитого барда. – Тогда резко изменился круг моих интересов и знакомств. Среди них появились артисты, художники, поэты, певцы. Горжусь, что во времена «зелёной юности» мне однажды довелось встретиться на сцене с самим Юлием Кимом.
Юрий пишет истории, сотканные из рифм и нот. Они рождают образы и яркие картины, словно художник взял кисть и нарисовал то, что спряталось в самый затаённый уголок сердца. Вот только возможно такое только с помощью поэтического и музыкального творчества. От песен Петрашова веет теплом и домашним уютом. Наверное, их удобно исполнять в узкой компании, усевшись на большой диван, и от души смеяться тонкой самоиронии и юмору автора. Кажется, самому ему совсем не до смеха, а песни наполнены радостью жизни и оптимизмом. Мне показалось, что именно юмор и гитара помогают Юрию выживать в наше жестокое время, когда каждый занят решением только своих проблем.
- Я лишь знаю, что каждая песня посвящена конкретному событию в моей жизни, которое поразило, заставило удивляться, возмущаться, переживать, - говорит Юрий. – Помню героев, с которыми связаны песни. Вот, например, реальный сюжет отразился в этом стихотворении.
«Мелодия прошедшей любви»
Ты лежишь на подушке и горько рыдаешь.
Он ушёл от тебя. Почему, ты не знаешь.
Молча вещи собрал, с тобой сухо простился
И в мерцанье вечерних огней растворился.
Вы с ним счастливо жили, ты им восхищалась.
Но вдруг счастье от вас, словно ветер умчалось.
Ты в сердце своём звук улови -
Это мелодия прошедшей любви.
Ночь-бродяжка придёт, темнотой всё укроет,
Будто старый сундук, твою душу откроет.
И начнёт рыться в ней, тебе боль причиняя,
Твои мысли о нём из неё доставая.
И покажется ночь тебе долгой, жестокой.
И ты в этой ночи, как луна, одинока.
Ты в сердце своём звук улови -
Это мелодия прошедшей любви.
Пройдёт несколько лет, ты его позабудешь,
Горько плакать о нём уже больше не будешь,
Станешь самой счастливой на всём белом свете,
Будет муж у тебя, и у вас будут дети.
А сейчас ты лежишь и рыдаешь в подушку -
Она стала тебе самой лучшей подружкой.
Ты в сердце своём звук улови -
Это мелодия прошедшей любви...
Любовь… Сколько бы ни жил на свете, её всегда мало. Особенно нужна она хрупкой и ранимой душе ребёнка. До 3-х лет Юрий рос крепким и весёлым. Семья жила в бараке, шесть человек в одной комнате: мать, отец, Юра с сестрой, бабушка и тетя. Комната была небольшая, отапливалась печью.
- В память мне врезалась самодельная деревянная кровать-качалка, в которой я спал, и железная ванна, служившая нам, детям, «баней». Однажды папа смастерил мне деревянную гитару, натянул нитки, и с тех пор моя жизнь пошла … наверное, правильным путём. Я представлял себя артистом, который поёт на сцене. Среди моих кумиров был Юрий Антонов, Лев Лещенко. Я исполнял «Под крышей дома моего», «Родительский дом» и другие. Самые любимые игрушки моего детства – музыкальные. Я мог подолгу играть на маленьком пианино, подбирая ноты полюбившейся мелодии. И был счастлив, - делится Юрий.
Детский сад он посещал всего год, затем родители заметили, что у сына сильно упало зрение, и он оставался дома с бабушкой. Когда пришло время грызть «гранит науки», Юрия направили в Мещовский интернат для слабовидящих детей. Здесь он впервые в 9 лет взял в руки настоящую гитару.
- Я отдавал мамины гостинцы ребятам только за то, чтобы они показали мне хотя бы один аккорд. Постепенно освоив гитару, мог уже что-то исполнять. Я стал учиться в музыкальной школе по классу домры, учился бы и дальше, но у мамы не было денег, чтобы оплачивать учёбу. Да и мне самому, признаться, было скучновато. И только впоследствии я понял, насколько эти знания мне пригодились. А еще я пел в хоре, ходил в фотокружок, стал активным членом интернатского драмкружка, - продолжает рассказ Петрашов. - Своё первое стихотворение я написал в 14 лет, и было оно не о любви, не о природе, а о том, как жизнь прижала меня к стенке. К сожалению, оно утеряно. В это же время мне дали группу инвалидности.
Музыкальные интересы Юрия были довольно разнообразны – от барда Новикова до классической музыки. А в 16 лет исполнилась его давняя мечта – бабушка подарила шестиструнную гитару, с которой он больше не расставался.
Самым страшным ударом была потеря мамы. Всё вокруг виделось в черном цвете. Рядом с ним плакала его гитара. И только любовь вернула юношу к жизни…
- А ещё я понял – чтобы достичь совершенства, профессионального мастерства, надо упорно заниматься. И я занимался по 12-16 часов в день, - вспоминает Петрашов. - Впервые на «большую» сцену я решился выйти в День города, где зрители приняли меня очень тепло.
Талант автора и исполнителя песен под гитару Юрия Петрашова высоко оценили на различных фестивалях и конкурсах. Вот Диплом I степени областного фестиваля инвалидов по зрению (2007 г.). Диплом «За высокое исполнительское мастерство и преданность авторской песне» на Х фестивале «Угорские зори». Особенно запомнился Юрию 2009 год. В г. Орле на поэтическом конкурсе людей с ограниченными возможностями здоровья «Стойкость, мужество, преодоление» им. Н.Островского он стал лауреатом I степени в номинации «Авторские произведения». В г. Смоленске на фестивале союзного государства творчества инвалидов «Мы вместе!» Ю.Петрашову вручили Диплом лауреата II степени. В составе жюри была тогда знаменитая Ольга Воронец. Она не только вручала награды победителям, но и охотно общалась с участниками конкурса. В архиве Петрашова есть фотография с народной артисткой.
В 2010 г. принёс особую по значимости победу. Юрий стал номинантом Международной премии «Филантроп». Этот конкурс проводится Министерством культуры РФ, правительством Москвы, Всероссийским обществом инвалидов и фондом «Филантроп». «Работы номинанта отмечены жюри и признаны достойным свидетельством высокой силы духа, стремления к самовыражению в искусстве и полной реализации своего творческого потенциала» - написано в подаренном Юрию Сертификате. Кстати, подписан он народными артистами СССР И.Д.Кобзоном, Ю.М.Соломиным и др.
Когда зрение ещё позволяло куда-то уезжать, Петрашов брал свою любимую гитару и отправлялся в путешествие. Он выступал в обществе слепых, в обществе инвалидов в Калуге и других городах, в библиотеках. Принимал участие в 6-м областном конкурсе им.Твардовского «Есть имена и есть такие даты» и награждён медалью.
Председатель Калужской областной организации «Российский союз профессиональных литераторов» С.Н.Сидорова так оценила талант Юрия: «Обладает собственной манерой исполнения и запоминающимися песнями. Его произведения близки слушателям своей искренностью вовлечения в прекрасный мир, наполненный добрыми эмоциями и тёплым светом».
Искренний, открытый, Юрий готов общаться с любой аудиторией. В его репертуаре песни всеми любимых бардов – Визбора, Митяева, но главным авторитетом остаётся Сергей Никитин. Петрашов выпустил два альбома авторских песен – «Прогулка по городу» и «Монолог героя-любовника». Некоторые его песни уже «гуляют» по просторам интернета.
ПРОГУЛКА ПО ГОРОДУ
Друг за дружкой бегут по дорогам авто.
Я спустился во двор, поднял ворот пальто.
Мой родной городок погасил в окнах свет.
И, увидев меня, шепнул ветром: «Привет»…
Я взглянул на него и ответил: «Привет!
Мы не виделись год, а мне кажется – век.
Ты прости, много дел – даже некогда спать…
Вот часочек украл, чтоб с тобой постоять».
Он позвал погулять, я послушно пошёл,
О проблемах мирских разговор с ним завёл.
О законе худом, о политике злой,
От которой всегда пахнет только войной.
Мы прошли стадион и пришли с ним к ДК,
Повстречали девчат, предложили пивка.
Рассказали до слёз анекдотик смешной,
А потом, не спеша, проводили домой.
Посмотрев на часы, я сказал: «Пора спать…
Тебе тоже, дружок, очень рано вставать»…
И, вернувшись к себе, я закрыл дверь, звеня.
Всё же как хорошо, что ты есть у меня.
Сейчас Юрий почти сформировал третий альбом, но пока его запись лишь в мечтах. Ведь зрение упало настолько, что он уже не может без сопровождения выйти из дома. На помощь приходит сестра, её муж и любимая племянница. Но и они не всегда бывают свободны. И тогда Юрий садится за телефон. У него много замечательных друзей, готовых выручить в трудную минуту. Слова благодарности он не раз адресовал своему социальному работнику.
Иногда, правда, начинают посещать дурные мысли, но он позволяет себе шутить даже со смертью, посвящая ей очередную песню.
ГРУСТНАЯ ПЕСНЯ
Я часто думаю о смерти,
А смерть забыла про меня.
Меня в аду заждались черти
Со сковородкой у огня.
Пришла бы, вместе б посидели,
Кутьи б поели с кисельком,
Заупокойную бы спели
На одной ноте, в унисон.
Я б до остра ей длинну косу
Бруском шершавым наточил,
В пакетик ей насыпал проса,
Святой водички бы налил.
А после б быстренько собрался -
Родным всё тело, душа - ей...
Ведь я её уже заждался...
Наверно ей не до души моей.
Авторских песен у Петрашова хватило бы на полноценный часовой концерт, но, наверное, «ограниченные возможности здоровья» пугают организаторов, которые давным-давно перестали приглашать его на мероприятия. А ведь для человека, который живёт музыкой, который считает гитару частицей своей души, так важно, чтобы его слышали. Он живёт надеждой…
В ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ
Далеко-далеко, где кончается небо,
Где в туманной дали сладко спит горизонт,
Есть большая страна, я ни разу там не был -
Там живёт моё счастье, не зная забот.
Я без горьких рыданий с родными простился
И пошёл в ту страну своё счастье искать.
На уютных привалах я Богу молился
И просил у него сил побольше мне дать.
Я давно перестал быть тщеславным и гордым,
Ведь за счастьем ходить надо с чистой душой.
И хоть я поседел, и мой шаг стал нетвёрдым,
Но надежда ещё идёт рядом со мной.
КИРОВСКИЙ ПАРК
Поздняя осень нам грусть навевает,
Дождик по лужам куда-то идёт,
Ветер журнал на скамейке листает,
Маленький мальчик котёнка несёт.
Парк городской, ты всё видишь, всех знаешь.
Помнишь ли ты, как любил я её?
Летом от зноя в тени укрываешь…
Где-то здесь бегает детство моё…
Тянется к небу костёр золотистый,
Искорки ввысь к серым тучкам летят.
Ели-красотки в нарядах пушистых
Стали вокруг – погреться хотят.
Верхнее озеро лодки качает,
Смотрит мне в след стая чёрных ворон.
На танцплощадке никто не играет –
Время прошло, и закрыли сезон.
Поздняя осень нам грусть навевает,
Дождик по лужам куда-то идёт,
Ветер журнал на скамейке листает.
Парк городской всегда в гости нас ждёт.