Сегодня: Воскресенье 22 декабря 2024 г.

ОН БЫЛ ТОМИМ ОГНЁМ ЖЕЛАНИЙ...

№№142-144 7 декабря 2018 г.

5 декабря исполнилось 215 лет со дня рождения Ф.И.Тютчева

Л.Н.Толстой спросил однажды: «Вы знаете, кто мой любимый поэт?» и сам назвал Тютчева. Современники вспоминали о том «изумлении и восторге», с каким отзывался Пушкин о стихах Тютчева. Некрасов говорил, что его лирика – «одно из немногих блестящих явлений в русской поэзии», Тургенев написал о нем: «Тютчев может сказать о себе, что он создал речи, которым не суждено умереть».

А сам Федор Иванович не считал себя поэтом, он не работал над стихами специально и не очень дорожил написанным, он часто рвал стихи, сжигал или по рассеянности оставлял их.

Основатель рода Тютчевых, Захарий Тютчев, был дипломатом при князе Дмитрии Донском. Федор Иванович также стал дипломатом, правда, как считалось, не очень удачным. Тютчев не очень заботился о своей карьере и продвижении по службе, значительно больше его волновала судьба России.

Ф.И.Тютчев был человеком искренним, серьезным, но, порой, странным. Не случайно даже самые близкие люди иногда теряли возможность понять его.

Личность Тютчева необычна. Он был гениальным лириком, но считал себя дилетантом в поэзии; будучи незаурядным мыслителем, он заявлял: «Мысль изреченная есть ложь».

Поэту была суждена долгая жизнь: отрочество пришлось на Отечественную войну 1812 года, в зрелости он пережил катастрофу Крымской войны. Будучи одним из видных деятелей внешней политики России, Тютчев много лет провел за границей, в Германии. К этой стране он привык не сразу. Его детство прошло в родовом имении Овстуг Брянской губернии, а затем в Москве, Тютчев тосковал по России, даже когда прожил в Мюнхене уже несколько лет.

Есть одна сторона жизни поэта, одна тема, без которой невозможно представить себе облик и судьбу Тютчева. Речь идет о любви, занявшей в сознании поэта исключительное место. Уже в юности Тютчев чувствует, как быстротечна жизнь, и он ловит её мгновенья в любви. Его душа не может жить, когда она опустошается, когда из неё уходит любовь. Он бросается в это чувство, как в омут, чтобы наполниться, и тогда появляются стихи:

«Ещё томлюсь тоской желаний,

Ещё стремлюсь к тебе душой –

И в сумраке воспоминаний

Ещё ловлю я образ твой».

У Тютчева есть одно стихотворение, которое он писал всю жизнь, и, возможно, не напиши он ничего более – и тогда бы заслужил право называться великим поэтом:

«Я встретил Вас – и всё былое В отжившем сердце ожило.

Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так светло».

Это стихотворение посвящено той, которую мы знаем как первую любовь Тютчева и которая, если исходить из свидетельств поэзии, была и последней его любовью. Её звали Амалия фон Лерхенфельд. Она была одарена редкой, уникальной красотой. Ею восхищались многие. Генрих Гейне называл её «божественной Амалией» и «сестрой Венеры Медицейской». Но красавица не смогла или не захотела связать свою судьбу с Тютчевым. Её муж, барон Крюденер, сделал карьеру и занял ответственный пост в министерстве иностранных дел.

Но жизнь продолжалась. В жизни поэта появилась новая любовь – Элеонора Петерсон. Они обвенчались в 1829 году. В письме к родителям Федор Иванович говорит об Элеоноре так: «Эта слабая женщина обладает силой духа, соразмеримой разве только с нежностью, заключённой в её сердце. Никогда, ни один человек не любил другого так, как она меня». Поэт и сам полюбил Элеонору всем сердцем. Первые семь лет их семейной жизни он вспоминал потом как лучшие свои годы. В конце августа 1838 года Элеонора скончалась на руках у мужа. Через пять лет, в годовщину смерти Элеоноры, Тютчев написал: «Сегодняшнее число – печальное для меня число. Это был самый ужасный день в моей жизни, и, не будь тебя, он был бы, вероятно, и последним моим днём». Кто же этот адресат?

В феврале 1833 года в судьбе Тютчева происходит неожиданный поворот. На одном из балов он знакомится с Эрнестиной Дернберг, успевшей покорить своей красотой весь мюнхенский свет. К тому же, произошла странная история. Муж Эрнестины, барон Дернберг, уже пожилой человек, почувствовав нездоровье, покинул бал. На прощанье он сказал Тютчеву: «Поручаю Вам мою жену», - а через несколько дней умер. Федор Иванович полюбил Эрнестину, в 1839 году обвенчался с ней. Их отношения долгое время были почти идеальными, но возвращение Тютчева на Родину разлучило их.

Примерно с 1845 года Тютчев перестаёт писать стихи, и это продолжается несколько лет подряд. Видимо, не было полноты минуты, которая даёт поэту вдохновенье, значит, была горькая пауза, когда мгновенье счастья улетело. В 1847 году поэт пишет: «Моя жизнь кончена, у меня нет ничего в настоящем».

Но совсем скоро состоялась его встреча с Еленой Денисьевой, которая была подругой его дочери Анны, они вместе учились в знаменитом Смольном институте благородных девиц. Это была «встреча роковая», как привык говорить о таких событиях в своей жизни Тютчев. Возможно, рождение любви поэта к Елене имело глубокую связь с его возвращением на родину. Эта любовь была, по словам Тютчева, «всей жизнью». Впервые любовью поэта стала русская женщина, и эта любовь окончательно вернула его в Россию. Оба его предыдущих брака были законными, венчанными, а здесь, с Еленой, любовь была беззаконная, чисто русская, сумасшедшая. И именно во многом благодаря Елене у России есть такой поэт, как Тютчев.

Денисьева отдала Тютчеву всё и была за это наказана. От неё отказался отец, её перестали принимать во многих домах. К сожалению, Тютчеву пришлось пережить смерть Елены. Она скончалась в августе 1864г. На другой день после похорон он пишет: «Пустота, страшная пустота. Даже вспомнить о ней, вызвать её живую в памяти, и этого не могу»:

«Любила ты, и так,

Как ты любить –

Нет! Никому не удавалось!

О, Господи! И это

Пережить…

И сердце на клочки

Не разорвалось».

А что же произошло с первой любовью Тютчева, с Амалией? Время показало, что ни она, ни он не забыли своей привязанности. С годами они встречались всё реже и реже, но их отношения оставались дружескими. В конце жизни поэта судьба дважды дарила им встречи, одна из них произошла в Карлсбаде, где Тютчев находился на лечении.

Тютчев умер ранним утром 15 июля 1873 года, Амалия пережила его на 15 лет. Незадолго до смерти он написал стихотворение; это были слова человека, который хотел пересилить смерть и остаться в мировом бытии:

«Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живёт,

Не всё, что здесь цвело,

увянет,

Не всё, что было здесь, пройдёт!»

Раиса КЫЛИНА. Городская библиотека №1.