Сегодня: Суббота 27 апреля 2024 г.

Быть первым учителем очень непросто!

№145-147 14 декабря 2018 г.

Роль учителя в жизни каждого человека сложно переоценить. А что если речь идёт об учители начальных классов?! Ведь именно он закладывает фундамент всех будущих знаний человека, формирует его мировоззрение, начинает социальную адаптацию ребёнка. Уникальность профессии заключается в совмещении сразу нескольких статусов. Учитель начальных классов – это и организатор, и родитель, и друг, и хороший помощник, и психолог, и даже справедливый судья в многочисленных детских конфликтах.Татьяна Дмитриевна Федотова - учитель начальных классов школы №6. Более 20-ти лет она решает большое количество детских проблем и ежедневно отвечает на массу вопросов, беспрерывно возникающих в головах младших школьников.

Со своей будущей профессией Татьяна определилась не сразу. Сомнения развеялись только после пяти лет работы с детьми.

Татьяна родилась в д. Бережки Кировского района, училась в Бережковской неполной средней школе, 10 и 11 класс окончила в школе №6 города Кирова. Случилось так, что её педагогическая деятельность связана именно с этими двумя учреждениями.

Сразу после окончания Кировского педагогического училища ?? директор школы, в которой училась Татьяна, предложил девушке место учителя начальных классов. Она, не раздумывая, согласилась, ведь рядом жила мама, которой требовалась постоянная помощь. Параллельно Татьяна заочно поступила в Калужский государственный педагогический институт на физико-математический факультет. Ещё в школе девушке очень нравилась математика, а её любимыми педагогами всегда оставались учителя точных наук: Татьяна Николаевна Титова (Бережковская школа), Людмила Васильевна Луковцева (школа №6), Валентина Алексеевна Андрюшина (педагогическое училище).

Возможно, именно эти педагоги привили любовь к предмету. Казалось бы, специализация была выбрана. Но жизнь распорядилась иначе. 15 лет Татьяна Дмитриевна проработала в Бережковской школе учителем начальных классов и ни разу не пожалела о сделанном выборе. Перейдя в школу №6, она вновь "берёт в свои руки" первачков и понимает, что это её судьба. Уже 8-й год Татьяна Дмитриевна Федотова преподаёт в городской школе.

- Учитель - это профессия, которая полностью связана с детьми. Это интересная, хотя и сложная, работа. Ты постоянно находишься в детском коллективе, стараешься их понять, обучаешь, воспитываешь, направляешь, помогаешь. Ты уже не мыслишь своей жизни без учеников, - рассказывает наша героиня.

Татьяна Дмитриевна выпустила уже 5 классов из начальной школы. Сейчас она ведёт 4"Б" класс.

Сегодняшний образовательный процесс предъявляет к учителям особые требования: профессиональная компетентность, высокий уровень культуры, интенсивная работоспособность, эрудированность, творческая активность. Всеми этими качествами обладает Татьяна Федотова. Это подтверждают высокие оценки педагога не только в районных, областных, но и на всероссийских конкурсах.

В 2013 году учитель одержала победу в районном этапе конкурса "Самый классный классный", а затем стала победителем областного этапа.

- Это был мой первый конкурс после перехода в школу №6. Я работала только второй год, но коллектив меня выдвинул, поддержал, и я рискнула.

После первой серьёзной победы у Т. Федотовой появилась уверенность в себе. А коллеги подбадривали, если один раз получилось, нужно пробовать ещё.

Следующий удачный шаг - участие в областном конкурсе "За нравственный подвиг учителя" в 2017 году. Тогда с работой "Христианин в труде" Татьяна Дмитриевна стала лауреатом 1 степени. Эта тема хорошо знакома педагогу, ведь почти 5 лет она преподаёт основы православной культуры. За плечами Татьяны Федотовой курсы учителей ОПК, неделя проживания в монастыре в Тихоновой пустыне, общение со священнослужителями и с лучшими преподавателями предмета в области.

В этом году педагог тоже решила испытать себя и подала заявку на участие во Всероссийской Олимпиаде педагогов начальной школы "Мой первый учитель".

- На конкурс необходимо было представить педагогический проект по одному из трёх направлений: психологическое, социальное и предметное. Я взяла социальное направление, так как наша школа очень много работает в этой области. Материала было достаточно, основной "багаж" был создан. И я поняла, что могу представить свой опыт.

В 2014 году школе №6 был присвоен статус региональной площадки по профориентационной работе. Уже 5-й год педагоги работают в этом направлении.

- В рамках работы по профориентации мы с детьми посещаем экскурсии, ходим на предприятия. В школу приглашаются представители различных профессий, которые рассказывают учащимся о своей работе. Это и медицинские работники, и фотографы, и кондитеры, и ветеринары. "Изюминка" нашей работы - это профессиональные мини-пробы. Мы предлагаем детям попробовать себя в какой-то профессии, - поделилась учитель.

Когда Татьяна Федотова решила принять участие в конкурсе, она сразу определила, что должна показать не только себя и своих ребят, но и город, который представляет. А какое предприятие является олицетворением Кирова?

- Я решила обратиться в АО "Кировская керамика", связать наши мини-пробы с кировским заводом: провела экскурсию по предприятию, показала ребятам цеха, познакомила с профессиями, которые мы разбирали в классе, а сама, в свою очередь, освоила сложное ремесло - плетение сухарниц. Большую помощь в реализации проекта нам оказал генеральный директор предприятия Валерий Васильевич Михалёв.

Непосредственную поддержку оказала формовщик сухарниц Людмила Александровна Кондрашова.

- Я ходила к Людмиле Александ- ровне несколько дней, она знакомила меня с трудоёмким процессом изготовления сухарниц. Поэтапно показывала, как создаются изделия. Она заливала форму, а я только приклеивала полозки. Они очень интересно натягиваются, как струнки. Затем я приклеивала ножку. Это был очень интересный и необычный опыт, - рассказала нам педагог.

На Всероссийскую Олимпиаду педагогов начальной школы "Мой первый учитель" было подано около 900 заявок. Результаты первого тура стали известны в июне.

Татьяна Дмитриевна прошла во второй тур, где требовалось отправить видеофрагменты изготовления той работы, которую она представляла.

- У нас в школе уже были готовы такие записи, так как проводился марафон профессий, неоднократно давались открытые уроки на муниципальном и региональном уровне по профориентационной работе.

Видеофрагменты были отправлены, эссе к ним написано, интернет-собеседование пройдено, и в сентябре педагог получила положительные результаты второго тура.

Третий и четвёртый туры были очные и проводились в Москве. В третьем туре необходимо было представить результаты своей работы в виде презентации и рассказа. Этот этап Татьяна Дмитриевна благополучно прошла и попала в тройку (!) финалистов.

В финале кировский педагог выступала с мастер-классом и участвовала в дебатах.

Татьяна Дмитриевна проводила для своих коллег мастер-класс по изготовлению сухарниц, а в это время на экране шёл записанный заранее видеоурок Людмилы Кондрашовой.

По окончании занятия Татьяна Федотова подарила участницам своего мастер-класса кировские сухарницы, произведённые на заводе.

Татьяна Дмитриевна стала лауреатом конкурса, и это более чем достойный результат. Оказаться в финале Всероссийской Олимпиады - это уже победа.

- Хотела бы поблагодарить директора школы А.Р. Воронова за организацию поездки на олимпиаду, - говорит Татьяна Федотова.

Пока педагог участвует в профессиональных конкурсах, дома за неё "болеет" любимая семья: муж и двое детей - девочка девятиклассница и мальчик третьеклассник.

- Дети у меня самостоятельные. Они знают, что мама - учитель. Если я и дома, то всегда занята. Но я в курсе всего, что происходит с детьми, успеваю их контролировать, направлять, давать советы. Муж всегда и во всём мне помогает, поддерживает в любых начинаниях, - делится учитель.

Всё свободное время Татьяны Федотовой занимает подготовка к урокам, профориентационная деятельность, воспитательная работа. Но каждую свободную минутку она посвящает чтению. Как только появляется время - она сразу же идёт в библиотеку.

Несмотря на напряжённую работу, сложности, которых в школе бывает немало, Татьяна Дмитриевна не видит себя в другой роли, она понимает, что ученики - это часть её жизни.

Главное в работе учителя - "гореть, а не тлеть", иначе не надо работать в школе. Поиск, инициатива и творчество являются обязательными спутниками на тернистой дороге каждого учителя.

Ольга МАЛЬЦЕВА.