1 декабря – всемирный день борьбы со СПИДом.
Он был установлен 30 лет назад, с тех пор количество инфицированных только
растёт. Год назад в мире насчитывалось почти 40 миллионов людей с положительным
ВИЧ-статусом, больше миллиона из них приходится на Россию. Причины быстрого
распространения заболевания – низкая информированность населения, наркотическая
зависимость, отсутствие профилактических
программ. ВИЧ инфекция на территории России чаще всего передаётся половым
путем, на втором месте по процентному соотношению – употребление инъекционных
наркотиков с использованием нестерильных инструментов, а также инфекция,
передающаяся от матери к ребёнку. Каждый год 1 декабря многие активисты призывают делать
тест на ВИЧ для того, чтобы знать свой статус, защитить себя и свою семью.
30
ноября в Киноконцертном зале состоялась премьера социального спектакля
«Холодный поцелуй рассвета» (режиссёр-постановщик Денис Миронов) о «вреде
наркотиков, ВИЧ, СПИДа». Члены Молодежного совета, активная учащаяся и
работающая молодежь на протяжении часа рассказывали зрителям «истории в
судьбах».
В России опыт социальных постановок невелик, их не увидишь на сцене известных
театров. Чаще всего социальные постановки разыгрывают на маленьких сценах,
например, такой опыт был у труппы «театра им. М А.Булгакова», труппы «КонтАрт/а»,
социальные спектакли ставят также те, о ком чаще всего и рассказывается в таких
спектаклях – старики в домах престарелых, дети из детских домов, нарко- и
алкоголезависимые больные в клиниках, заключённые. Это является своего рода
терапией для таких групп – попытаться взглянуть на себя из образа, рассказать
свою историю, не сыграть, а пережить её заново.
Для молодых кировских актёров, решившихся на этот смелый эксперимент,
социальный спектакль стал возможностью выйти за пределы искусства как такового
в пространство проблем, существующих сейчас в реальной жизни их сверстников. Сцена
стала кругом, которым эти проблемы были очерчены, стала способом
визуализировать их, придать им плотность, нажать на болевые точки современного
общества.
Спектакль открывается танцевальным номером под песню группы «Тату» «Нас не
догонят», видимо, по замыслу постановщика, олицетворяющую юношеское стремление
вперёд, к ещё неизведанному. Декорацией спектакля стала «улица», заваленная
мусором - лестница-стремянка, старые покрышки, ящики… На сцене появляются герои, большинство из
которых в чёрном –и это тоже символ.
Девушка из детского дома делится своей
историей «любви», сопряжённой с насилием и обманом, партнёр, которого она
любила, заразил её ВИЧ.
Вряд ли кто-то из молодых людей, решившихся впервые попробовать наркотики,
собирался стать наркоманом. Однако зависимость наступает так незаметно, что
подчас бывает уже поздно. Так и случилось с очередным персонажем. Он описывает
свою зависимость в развитии, отдавая исповедь на суд толпы.
В следующей истории мы видим трагедию семьи. Родители ничего не могут сделать с
дочерью, страдающей наркозависимостью. Для того, чтобы достать наркотик, продаже подвергается всё – от
техники до семейных ювелирных реликвий. Дочь решается на преступление – крадёт
документы отца на машину. Девушка живёт в постоянном страхе перед тем, что
действие наркотиков закончится и наступят невыносимые мучения.
Ещё один участник спектакля с грустью рассказывает о причине, побудившей его попробовать наркотики. Он стал марионеткой, куклой, игрушкой в руках иллюзий.
А вот эта молодая женщина влюбилась, не
подозревая, что её избранник – наркоман. В семье появился ребёнок, но и он не
смог остановить зависимость отца. Надеясь
спасти мужа, женщина сама проваливается в трясину болезни и теряет своего
ребёнка.
Все персонажи, поделившись своей историей, застывали среди выброшенных, отслуживших срок
вещей – метафора умирания. Очень мощный визуальный эффект.
Каждая история оканчивалась танцевальным номером в исполнении народного
хореографического ансамбля «Эдельвейс» (хореограф Ольга Матвеева). Кто-то из зрителей воспринял танцевальные вариации,
как «пляски смерти», которая отбирает последнюю надежду, а иногда приносит
избавление от страданий, а кто-то – как кружение ангелов, способных даровать
душевную свободу и силы преодолеть зависимость. Хочется отметить мастерство
танцоров и профессионализм постановщика танцевальных номеров – они
действительно послужили «склейкой» историй, помогли собрать пазл в единое
полотно спектакля.
Немалую роль в структуре пьесы играли социальные ролики с хорошим визуальным
рядом, транслируемые на большой экран. Первый кадр – на ладони несколько таблеток,
человек берёт их, а потом начинается зависимость. Руки видоизменяются – из
молодых и сильных они становятся сморщенными, трясущимися в беспрерывной
лихорадке конечностями, синие взбухшие вены заполняют экран. И тут же
показывается альтернативная возможность – человек отталкивает руку с таблетками.
Жаль, что история не терпит сослагательного наклонения, и «отмотать» жизнь назад,
как в социальном ролике, наркозависимые, алкоголезависимые люди уже не могут.
Танец с красными полотнищами завершил спектакль. Участники стали вплотную друг
к другу, вокруг них «красный смех» кружащихся тканей, переполненных соком жизни.
Из этого алого безумия не вырваться, хотя герои и тянут руки, надеясь на помощь
воздушных танцующих мойр – нити их судеб обрезаны.
Окончательно завершает спектакль видеоролик в сопровождении песни «Жить». Актёры
сами становятся зрителями, происходит театр в театре, все взгляды направляются на экран. Драма разных
судеб оканчивается надеждой на перемены,
даже если уже произошедшую историю нельзя пережить по-другому, каждое новое
«сегодня» содержит потенцию изменения.
В спектакле участвовали актёры: Валерия Куликова, Михаил Лапсарь, Ирина
Магомедова, Дмитрий Антипов, Ольга Юхнова, Ольга Лосева, Алина Сладкевич,
Гордей Лосев и другие.
На сегодня спектакль выдержал уже три постановки. С ним познакомились учащиеся городских школ, а также школьники п.Шайковка.
Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.