Сегодня: Пятница 29 марта 2024 г.

АРХИПАСТЫРСКОЕ РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

№№151-153 28 декабря 2018 г.

АРХИПАСТЫРСКОЕ

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

досточтимым пастырям, священно- и- церковнослужителям

и всем верным чадам Русской Православной Церкви в пределах Песоченской епархии.

От всего сердца поздравляю Вас с всерадостным праздником Рождества Христова!

На многих иконах Рождества Христова, в нижней части изображается сидящий в задумчивости старец Иосиф, а перед ним мрачный человек. Это бес сомнения - диавол, который коварно всевает в душу праведника бурю помышлений сумнительных. Увидев, что Дева Мария непраздная, он вложил в душу старца Иосифа губительные мысли: «Мария нарушила обет девства. Что делать? Открыть её грех? Предать её законной казни?».

Часто в борьбе с людьми лукавый ведёт не только видимую, но и невидимую, мысленную брань, внедряя в наш ум греховные мысли и желания. В Крещении мы объявляем войну диаволу и нам даётся помощник - Ангел-Хранитель, который влагает спасительные мысли, удаляя от греха, и приближая к Богу, но князь мира сего приставляет к каждому человеку лукавого духа, который приносит смрад нечистых мыслей, ведущих ко греху. Ф.М.Достоевский писал: «Диавол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей». В сердце всё совершается. Там начинается и рай и ад. Выбор зависит только от нас. Чьи мысли мы будем принимать, тот и будет царствовать в нашем сердце.

«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6.12). Результатом изощрённой духовной битвы будет наша вечная участь: или спасение или вечная погибель. Ставки в невидимой брани чрезвычайно высоки и поэтому, духи злобы ведут её с величайшей жестокостью, прикрытой адским коварством и змеиным лукавством. Эта брань не на жизнь, а на смерть. Она ужасна. Ведётся с единственной целью отлучить человека от Бога и погубить его. Апостол Пётр писал: «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Петр5:8). Надо иметь правильный взгляд на особенности духовной брани, чтобы знать как её вести.

Хотя в наше время брань тонка и неприметна, но весьма коварна и опасна. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Злохитрый змей не всегда прибегает к сильным средствам для достижения своей цели. К чему употреблять их, когда они могут возбудить в христианине усиленное сопротивление и доставить ему славную победу, как это доказано многими опытами? Средства слабые действуют вернее. Они большей частью не примечаются, а и примеченные пренебрегаются по наружной ничтожности, мнимой безгрешности».

Когда человек заболевает раком - это незаметно. Смертельная болезнь губит изнутри тихо, но верно. Смерть приближается неотвратимо. Коварство этой болезни в её скрытости. Точно также и в невидимой брани. «Слабые средства, - писал святитель Игнатий Брянчанинов, - не касаясь наружной формы христианства, уничтожают её сущность».

Вот как об этом говорил архимандрит Иоанн Крестьянкин: «Ужасающее пустословие, клевета, лукавство, ложь, фальшивость, себялюбие и беззаконные сожительства уживаются в совести многих (православных) с воздыханиями, плачем и принятием Святых Тайн. И мнит человек, что он с Богом, но нет, зря мнит. Это не есть христианство, это циничное истребление его. И оно уже вломилось в саму Церковь, когда многие, называя себя христианами, приспосабливают высокие Божии истины к своим греховным потребностям, обволакивая истины грязью своего земного понимания и чувствования. Это не возрождение духа христианского в нашем мире - это его истребление». Такие люди Бога не отрицают. Они верующие, молятся в храме, могут работать и даже служить в Церкви, думая, что они угождают Богу, но при этом не замечают, что работают врагу рода человеческого и далеки от Христа Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Не столько заботится диавол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха».

В журнале «Христианин» описан такой случай. Однажды придя домой после воскресного богослужения священник, сидя в своей комнате, погрузился в размышления о своём служении. Вдруг открылась дверь, и вошёл человек приятной внешности, держа в руке разные аптекарские принадлежности: колбы, спиртовку, весы. Поставил он всё это на стол и спросил священника: «Если ли у Вас усердие?». Тот ответил утвердительно, вынул из нагрудного кармана «усердие» в виде шоколадки и подал ему. Он взвесил. Общий вес 100 фунтов (более 40 кг). Батюшка подскочил от радости, но человек показал, что на этом исследование не заканчивается. Расплавил усердие в колбе, оно превратилось в многослойную жидкость. После того, как она застыла, стал отделять и взвешивать каждый слой отдельно и записывать.

Составные части усердия:1.Притворство - 10 частей; 2. Личное тщеславие – 23 части; 3.Гордость званием – 11 частей; 4.Властолюбие – 12 частей; 5.Искание похвалы – 19 частей; 6.Гордость талантом-14 частей; 7.Любовь к Богу – 4 части: 8.Любовь к человеку- 4 части; 9. Чистое усердие - 3 части. Итого 100 частей. Он собрал приборы, взглянул на священника с жалостью и сказал: «Ты взвешен на весах и найден очень лёгким». (Дан. 5,27)

Часто лукавый смешивает главное с второстепенным и путает, представляя внешнее - второстепенное главным, а внутреннее - главное второстепенным. Внешние средства борьбы с ветхим человеком делает целью жизни христиан, а цель жизни - очищение сердца, вытесняется на периферию и исчезает не смотря на то, что Спаситель говорит: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» ( Ин. 6,27).

Мы придаём большое значение в христианстве внешним формам, оставляя без должного внимания внутренний подвиг. Если говорим о посте, то в первую очередь имеем ввиду качество и количество пищи, упуская из виду более важную часть поста - борьбу, искоренение страстей, очищение сердца, несмотря на то, что Господь говорит: «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16,7). Воздержание в пище – это не цель поста, а средство, помогающее в духовном подвиге. «Истинный пост, - воспевает Церковь, - есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение. Сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный», то есть главное состояние нашего сердца, а не желудка.

Душевные страсти более губительны нежели телесные, но мы на них не обращаем достойного внимания. Лукавый коварно перенёс наше внимание с духовного на материальное, с вечного на временное. Священномученик Максим советует: «Даждь телу малое упражнение, а все усилия употреби на внутреннее делание».Почему? Ответ на этот вопрос даёт преподобный Варсонофий Великий: «Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем».

Многие люди, обращаясь в христианство, забывают о том, что оно требует от человека уподобления Богу: « Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.(Мф.5:48). Это в первую очередь касается не внешней формы, а внутренних качеств. Учение Спасителя направлено на борьбу с ветхим человеком, на искоренение страстей и культивирование добродетелей. Церковь учит исполнению евангельских заповедей, ибо Евангелие определяет нашу вечную участь. Спаситель предупреждает: «Слово, которое Я говорил, оно будет судить… в последний день» (Ин. 12:48).

Чтобы начать исправление себя, надо увидеть своё падение, свою греховность, а это трудно и неприятно, так как мы привыкли видеть себя хорошими или очень хорошими. А само исправление это ещё более трудный подвиг. Поэтому многие стараются приспособить Евангелие под свои слабости и тем самым оправдать свои греховные немощи. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) об этом говорил: «Человек не входит, а «вваливается» в Церковь со всем тем, что есть и было в нём до этого от прожитой жизни, и с этих своих позиций сразу начинает судить и рядить, что в Церкви так, а что и изменить пора». Это ярко проявляется на Западе, особенно в последние годы, когда началось искажение Евангелия под видом новых переводов в угоду своим грехам и противоестественным порокам, о которых не хочется говорить в этот святой день.

Мы рассматриваем только некоторые приёмы борьбы великого «ухажёра», как называл диавола архимандрит Иоанн (Крестьянкин), с родом человеческим. Для того чтобы не попасть в его сети будем помнить предупреждение святителя Игнатия Брянчанинова: «Не для увеселений, не для торжества, не для играний мы находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить, убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай». И если будем помнить и исполнять слово святого подвижника, Новорождённый Христос войдёт в наше сердце, принесёт с Собой мир, и радость, и будет вечерять, празднуя с нами.

С Рождеством Христовым!

МАКСИМИЛИАН, АРХИЕПИСКОП ПЕСОЧЕНСКИЙ И ЮХНОВСКИЙ

Рождество Христово,

2018/2019гг

Г. Киров