АРХИПАСТЫРСКОЕ
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
досточтимым пастырям, священно- и- церковнослужителям
и всем верным чадам Русской Православной Церкви в
пределах Песоченской епархии.
От
всего сердца поздравляю Вас с всерадостным праздником Рождества Христова!
На многих иконах Рождества Христова, в нижней части изображается сидящий
в задумчивости старец Иосиф, а перед ним мрачный человек. Это бес сомнения -
диавол, который коварно всевает в душу праведника бурю помышлений сумнительных.
Увидев, что Дева Мария непраздная, он вложил в душу старца Иосифа губительные
мысли: «Мария нарушила обет девства. Что делать? Открыть её грех? Предать её
законной казни?».
Часто в борьбе с людьми лукавый ведёт не
только видимую, но и невидимую, мысленную брань, внедряя в наш ум греховные мысли и желания. В
Крещении мы объявляем войну диаволу и нам даётся помощник - Ангел-Хранитель,
который влагает спасительные мысли, удаляя от греха, и приближая к Богу, но
князь мира сего приставляет к каждому человеку лукавого духа, который приносит
смрад нечистых мыслей, ведущих ко греху. Ф.М.Достоевский писал: «Диавол с Богом борется, а поле битвы -
сердца людей». В сердце всё совершается. Там начинается и рай и ад. Выбор
зависит только от нас. Чьи мысли мы
будем принимать, тот и будет царствовать в нашем сердце.
«Наша брань не против крови и плоти, но против
начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов
злобы поднебесных» (Еф.6.12). Результатом изощрённой духовной битвы
будет наша вечная участь: или спасение или вечная погибель. Ставки в невидимой
брани чрезвычайно высоки и поэтому, духи злобы ведут её с величайшей
жестокостью, прикрытой адским коварством и змеиным лукавством. Эта брань не на
жизнь, а на смерть. Она ужасна. Ведётся с единственной целью отлучить человека
от Бога и погубить его. Апостол Пётр писал: «Противник
ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Петр5:8). Надо
иметь правильный взгляд на особенности духовной брани, чтобы знать как её
вести.
Хотя в наше время
брань тонка и неприметна, но весьма коварна и опасна. Святитель Игнатий
Брянчанинов писал: «Злохитрый змей не
всегда прибегает к сильным средствам для достижения своей цели. К чему употреблять
их, когда они могут возбудить в христианине усиленное сопротивление и доставить
ему славную победу, как это доказано многими опытами? Средства слабые действуют
вернее. Они большей частью не примечаются, а и примеченные пренебрегаются по
наружной ничтожности, мнимой безгрешности».
Когда человек
заболевает раком - это незаметно. Смертельная болезнь губит изнутри тихо, но верно. Смерть приближается неотвратимо.
Коварство этой болезни в её скрытости. Точно также и в невидимой брани. «Слабые средства, - писал святитель
Игнатий Брянчанинов, - не касаясь
наружной формы христианства, уничтожают её сущность».
Вот как об этом
говорил архимандрит Иоанн Крестьянкин: «Ужасающее
пустословие, клевета, лукавство, ложь, фальшивость, себялюбие и беззаконные
сожительства уживаются в совести многих (православных) с воздыханиями, плачем и
принятием Святых Тайн. И мнит человек, что он с Богом, но нет, зря мнит. Это не
есть христианство, это циничное истребление его. И оно уже вломилось в саму
Церковь, когда многие, называя себя христианами, приспосабливают высокие Божии
истины к своим греховным потребностям, обволакивая истины грязью своего земного
понимания и чувствования. Это не возрождение духа христианского в нашем мире -
это его истребление». Такие люди Бога не отрицают. Они верующие, молятся в
храме, могут работать и даже служить в Церкви, думая, что они угождают Богу, но
при этом не замечают, что работают врагу рода человеческого и далеки от Христа
Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Не столько заботится диавол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы
не видели греха».
В журнале
«Христианин» описан такой случай. Однажды придя домой после воскресного
богослужения священник, сидя в своей комнате, погрузился в размышления о своём
служении. Вдруг открылась дверь, и вошёл человек приятной внешности, держа в
руке разные аптекарские принадлежности: колбы, спиртовку, весы. Поставил он всё
это на стол и спросил священника: «Если ли у Вас усердие?». Тот ответил утвердительно,
вынул из нагрудного кармана «усердие» в виде шоколадки и подал ему. Он взвесил.
Общий вес 100 фунтов (более 40 кг). Батюшка подскочил от радости, но человек
показал, что на этом исследование не заканчивается. Расплавил усердие в колбе,
оно превратилось в многослойную жидкость. После того, как она застыла, стал
отделять и взвешивать каждый слой отдельно и записывать.
Составные части
усердия:1.Притворство - 10 частей; 2. Личное тщеславие – 23 части; 3.Гордость
званием – 11 частей; 4.Властолюбие – 12 частей; 5.Искание похвалы – 19 частей;
6.Гордость талантом-14 частей; 7.Любовь к Богу – 4 части: 8.Любовь к человеку-
4 части; 9. Чистое усердие - 3 части. Итого 100 частей. Он собрал приборы,
взглянул на священника с жалостью и сказал: «Ты взвешен на весах и
найден очень лёгким». (Дан. 5,27)
Часто лукавый смешивает главное с
второстепенным и путает, представляя внешнее - второстепенное главным, а
внутреннее - главное второстепенным. Внешние средства борьбы с ветхим человеком
делает целью жизни христиан, а цель жизни - очищение сердца, вытесняется на
периферию и исчезает не смотря на то, что Спаситель говорит: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище,
пребывающей в жизнь вечную» ( Ин. 6,27).
Мы придаём большое значение в христианстве
внешним формам, оставляя без должного внимания внутренний подвиг. Если говорим
о посте, то в первую очередь имеем ввиду качество и количество пищи, упуская из
виду более важную часть поста - борьбу, искоренение страстей, очищение сердца,
несмотря на то, что Господь говорит: «Человек
смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16,7). Воздержание в
пище – это не цель поста, а средство, помогающее в духовном подвиге. «Истинный пост, - воспевает Церковь, - есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение. Сих оскудение,
пост истинный есть и благоприятный», то есть главное состояние нашего
сердца, а не желудка.
Душевные страсти
более губительны нежели телесные, но мы на них не обращаем достойного внимания.
Лукавый коварно перенёс наше внимание с духовного на материальное, с вечного на
временное. Священномученик Максим советует:
«Даждь телу малое упражнение, а все усилия употреби на внутреннее делание».Почему? Ответ на этот вопрос даёт преподобный Варсонофий Великий: «Если внутреннее делание по Богу не поможет
человеку, то напрасно он трудится во внешнем».
Многие люди,
обращаясь в христианство, забывают о том, что оно требует от человека
уподобления Богу: « Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.(Мф.5:48). Это в первую очередь касается не внешней формы, а внутренних
качеств. Учение Спасителя направлено на борьбу с ветхим человеком, на
искоренение страстей и культивирование добродетелей. Церковь учит исполнению
евангельских заповедей, ибо Евангелие определяет нашу вечную участь. Спаситель
предупреждает: «Слово, которое Я говорил,
оно будет судить… в последний день» (Ин. 12:48).
Чтобы начать исправление себя, надо увидеть
своё падение, свою греховность, а это
трудно и неприятно, так как мы привыкли видеть себя хорошими или очень
хорошими. А само исправление это ещё более трудный подвиг. Поэтому многие
стараются приспособить Евангелие под свои слабости и тем самым оправдать свои
греховные немощи. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) об этом говорил: «Человек не входит, а «вваливается» в
Церковь со всем тем, что есть и было в нём до этого от прожитой жизни, и с этих
своих позиций сразу начинает судить и рядить, что в Церкви так, а что и
изменить пора». Это ярко проявляется на Западе, особенно в последние годы,
когда началось искажение Евангелия под видом новых переводов в угоду своим
грехам и противоестественным порокам, о которых не хочется говорить в этот
святой день.
Мы рассматриваем
только некоторые приёмы борьбы великого
«ухажёра», как называл диавола архимандрит Иоанн (Крестьянкин), с родом
человеческим. Для того чтобы не попасть в его сети будем помнить предупреждение
святителя Игнатия Брянчанинова: «Не для
увеселений, не для торжества, не для играний мы находимся на земле, но для
того, чтобы верою, покаянием и крестом убить, убившую нас смерть и возвратить себе
утраченный рай». И если будем помнить и исполнять слово святого подвижника,
Новорождённый Христос войдёт в наше сердце, принесёт с Собой мир, и радость, и
будет вечерять, празднуя с нами.
С Рождеством
Христовым!
МАКСИМИЛИАН, АРХИЕПИСКОП ПЕСОЧЕНСКИЙ И ЮХНОВСКИЙ
Рождество Христово,
2018/2019гг
Г. Киров