ОАО "Кировский завод", основанный в 1745 году, - одно из
старейших предприятий не только нашего города, но и России. В советские времена
завод являлся флагманом местной промышленности, а кировчане по праву считали
его градообразующим предприятием.
Мы до сих пор пользуемся
заводским наследством. Так, ДК "Юбилейный" и по сей день остаётся
главной культурной площадкой района, в пятиэтажках, построенных заводом,
продолжают жить семьи кировчан. Под "крышей" АО появились первые
современные кафе, магазины, аптеки и даже пенсионный фонд…
Завод с трудом, но всё же выдержал перестроечную чехарду. А вот в
2004 показатели явно пошли под уклон.
Трудно поверить, что за какие-то 7 -8 лет можно поставить на колени столь
мощное предприятие, которое кормило более тысячи семей кировчан.
Наверное, любому хозяину понятно, что будет, если не вкладывать деньги
в собственный дом. Он просто станет разрушаться. То же самое произошло в АО
"Кировский завод". Предприятие периодически останавливалось, не имея
возможности оплатить долги за поставку сырья и материалов, электроэнергии и газа. Месяцами не выплачивалась
зарплата рабочим, чаша терпения которых была переполнена.
Несколько раз положение спасал
губернатор Калужской области А.Д.Артамонов. Собственник получал очередной
кредит, который, казалось, растворялся в общей массе затрат, совершенно не
улучшая положение. И тогда был взят курс
на поиск нового инвестора. Но иностранные партнёры, увидев заоблачные суммы
долгов предприятия, спешили ретироваться.
Завод был остановлен, две трети рабочих и служащих попали под
сокращение. Началась процедура банкротства. Долги за энергоресурсы подошли к
миллиарду рублей, задолженность по зарплате достигла 60 миллионов. В подобной ситуации только настоящие русские
мужики, готовые на риск и умеющие "держать удар", способны, как
знаменитый Мюнхгаузен, вытащить из
болота и себя, и предприятие. В то же время современные бизнесмены далеки от
безрассудства. Скорее, они живут по законам Дарвина, который говорил, что мало
иметь ум и силу, надо просто владеть ситуацией.
О
том, как обстоят сейчас дела на заводе, мы попросили рассказать инвестора С.И.Горелова и гендиректора ООО "Желдормаш” А.Ф.Потапова.
Сергей
Иванович Горелов:
-
Родился в г. Людиново, учился, несколько лет проработал на Людиновском
тепловозостроительном заводе слесарем-инструментальщиком, потом старшим
мастером. Приобрёл опыт комсомольской работы, вернулся опять на завод. В 1989
г. по направлению Минтяжмаш меня перевели на Брянский машиностроительный завод.
С тех пор я в Брянске. В 1993 году создал свою компанию "Локомотив дизель
сервис", которую возглавляю. Всю жизнь в машиностроении, занимаюсь
производством.
Александр
Федорович Потапов:
-
Я уроженец города Ульяновска, являюсь Почётным жителем железнодорожного района г.
Ульяновска, образование - техническое, с отличием окончил техникум, институт,
отслужил в рядах Советской армии. Работал в Ульяновске на промышленных
предприятиях, начинал от станка, дошёл до заместителя генерального директора.
По линии Министерства обороны был направлен в Брянск, на автомобильный завод,
потом было еще три предприятия оборонно-промышленного комплекса - тверской,
людиновский тепловозостроительный, подольский машиностроительный. В последнее
время работал в Красноярске, за 9 месяцев восстановил работу местного завода,
вышли на проектную мощность. С 1 октября меня пригласили поработать в Кирове.
Тематика завода очень интересна - литьё. Тем более я литьём занимался на
людиновском тепловозостроительном.
- Сергей Иванович,
почему вы обратили внимание именно на "Кировский завод"? Это
смелость, подкреплённая расчётом?
-
На сегодняшний день в близлежащей округе, т.е. в Калужской, Брянской,
Смоленской областях, металлургия, как производство, потихонечку умирает. И
поэтому на сегодняшний день таких предприятий, как чугунолитейный завод,
остались единицы. Я всю жизнь работаю в сфере машиностроения, в
тепловозостроении, знаю все проблемы, которые на данный момент существуют.
"Вытащил" уже не один завод. С большим сожалением наблюдал за
происходящим на чугунолитейном заводе.
Например, от крупнейшего Любохонского
завода "Сантехлит" в Брянске после процедуры банкротства даже цехов
не осталось. Поэтому анализ и
расчёт в данном случае есть. Мы зашли
своей компанией на кировский завод в мае 2018 года и стали работать по
давальческой схеме - поставляли сырье, материалы, завод делал нам продукцию, мы
с ним рассчитывались, завод платил зарплату рабочим. Это было до введения
процедуры банкротства.
- А какую компанию вы представляете сейчас?
-
1 октября была создана компания
"Желдормаш", возглавил которую Александр Фёдорович Потапов. Она
зарегистрирована в Кировском районе, а, значит, и все налоги будет платить
здесь. Завод взят компанией в аренду. Рабочие переводом трудоустроены в ООО
"Желдормаш". Компания специализируется на выпуске продукции для РЖД.
Мало того, и новые виды продукции, которые мы уже сейчас сертифицируем, тоже
идут для РЖД. Предприятие работает по полному циклу, оплачивается
электроэнергия, газ, заработная плата. Мы знаем рынок и его запросы.
- Одновременно на
заводе идёт процедура банкротства. Поясните читателям, что это такое и к чему
может привести?
-
Ситуация на многих предприятиях ведет к следующему: завод объявили банкротом,
назначили конкурсного управляющего, провели инвентаризацию материальных
ценностей, материалов на складах, оценку зданий и сооружений, и потом с
согласия кредиторов выставляют на торги. Если завод никто не покупает, начинают
распродавать оборудование, здания и в итоге предприятие ликвидируется.
- Так исчезли
чугунолитейные заводы в Липецке, в Дятькове, в Любохне... И кировчане со
страхом ожидали, что подобное случится и у нас. Почему погибли такие крупные
заводы?
- Считаю, что закон о банкротстве не
доработан. По-хорошему, как и делают за рубежом, проще продать предприятие за
рубль, списать все долги, но эффективному собственнику, который готов внести в
предприятие какие-то деньги. Например, город Любохна. Там было 10 000 тонн
металлолома - краны, станки, оборудование. Грубо говоря, 15 руб. килограмм. Вы
продайте всё это за 15 миллионов - предприятие сохранится и будет
работать. И таких предприятий очень
много, которые просто ликвидировали. Сейчас и на кировском заводе проведут оценку, выставят на торги, в
первую очередь идет залоговый кредитор, у которого в залоге здания, сооружения
и земля, вторым пунктом - зарплата
рабочим. Вот в зависимости от суммы, за которую продадут завод, мы как
инвесторы, будем участвовать в этих торгах.
- Получается, что завод может выкупить кто-то
другой?
- Всё возможно.
- Как вы сможете выдержать такие огромные
суммы?
А.П.: - Надо работать и
получать прибыль.
- Расскажите
подробнее, как развивается ситуация на заводе?
-
Мы зашли на завод во время процедуры банкротства, выкупив у Сбербанка имущество
предприятия, находившееся в залоге. Завод удалось сохранить, мы его запустили,
прекратили рост задолженности. Начали гасить задолженность по той заработной
плате, которая накопилась. Задача такая перед нами стоит - сделать современное,
технологичное предприятие в сфере металлургии.
- По вашим
подсчетам сколько уже вложено, инвестировано средств?
С.Г.: - Пока идёт
процедура банкротства, мы не можем вкладывать огромные деньги в большую
модернизацию завода. Фактически с мая на завод пришли две компании. Вложено
более 20 миллионов рублей. И это не только в отопление, в ремонт. Покупаем
оснастку, необходимые материалы для ремонта технологических линий. Приобрели
два пресса. Занимаемся перспективой развития предприятия. Ведутся работы с
институтом, который будет проектировать новые линии.
- Что вы сейчас
производите, есть ли "портфель" заказов?
- Делаем колодку локомотивную, всю продукцию,
что завод и раньше производил, кроме ванн. У нас много компаний, которые
покупают колодку, и мы поставляем ее в Молдавию, Грузию, Казахстан, Прибалтику.
Работаем на экспорт. Получаем сейчас клеймо для производства, уже прошли
сертификацию два вида колодок - фосфористая и для пассажирских вагонов. Идёт
проработка выпуска корпусов турбин для дизелей. Рассматривается вопрос о том,
чтобы модельную оснастку печатать на 3D принтерах. Сейчас мы работаем с
некоторыми компаниями, которые выполняют эти заказы. Есть планы делать это всё
у себя. Чтобы быть гибкими на рынке, быть конкурентоспособными надо выполнять
заказы быстрее, чем конкуренты. Есть три правила для успешной работы -
качество, цена, оперативность, которыми мы руководствуемся.
- Разнеслась весть
о том, что вы с января ввели вторую смену. Какие цеха сейчас работают, есть ли
планы задействовать другие мощности?
А.П.: - Работает 4-й
литейный цех, штамповочный участок. Делаем колодки. У нас должны быть
задействованы все цеха.
С.Г.: - 23-й цех,
который выпускал раньше ванны, планируется запустить летом, прорабатывается
вопрос расконсервации, проверки работоспособности, отрабатывается вопрос по
заказам. Плюс ко всему цех, который примыкает к заводоуправлению, пустует.
Планируем построить там две новых современных гибких литейных линии. Кроме
этого у нас старый третий цех в аварийном состоянии, будет решаться вопрос об
его сносе. В перспективе - разработка проекта по строительства цеха стального литья
на этом месте.
На
повестке дня вопрос выпуска чугунных радиаторов отопления, но совсем других, не
таких, как раньше выпускали, а современных, похожих на металлические, с
окраской, и ещё под старину.
- А рынок котлов
вы считаете неперспективным? Они были востребованы.
А.П.: - Котельную
тематику мы продолжаем.
С.Г.:- Мало того, мы сейчас ведем переговоры с
некоторыми компаниями по модернизации котельной тематики, вплоть до создания
модульных котельных, поэтому мы от этой темы не уходим, параллельно будем
развиваться. В феврале в Москве будет
выставка, мы в ней обязательно примем участие, сравним продукцию. У нас есть
мысли и идеи, как совместно прорабатывать вопрос и технологии, и реализации. Мы
выпускаем чугунные котлы, которые работают на газе и на твёрдом топливе.
Интерес к этой продукции большой со стороны не только компаний, но и
администраций школ, больниц, муниципалитетов, коммерческих структур.
- Сколько человек
сейчас трудятся на предприятии, это работники ЧЛЗ или вновь набранные? Какова
заработная плата?
А.П.: - 385
человек. Часть из них - бывшие рабочие
завода и специалисты. Месяц -два уже показали стабильность работы нашей
компании, люди сейчас уже приходят на работу устраиваться. Если раньше средняя
заработная плата была 18,5 тысячи рублей, то сейчас она 24,5. И это не предел -
объемы будут расти, выпускаться новые виды продукции.
- Какие
специ- альности сейчас востребованы?
А.П.: Литейщики, формовщики,
токари-фрезеровщики, шлифовщики, расточники, модельщики, технические конструкторы, технологи,
соответствующие современным требованиям специалисты.
Те
линии, которые будут строиться, запускаться, они будут цифровые,
компьютеризированные, поэтому люди должны быть с высшим образованием. На
сегодняшний день то производство, которое существует, оно на рынке нас не
сможет долго удержать. А вот за счет внедрения новых технологий, цифровых
линий, мы сможем сэкономить на сырье, улучшить качество и тем самым быть
конкурентоспособными на рынке.
- Наверное, вы
ищите специалистов и по соседним районам?
С.Г.: - Конечно. И даже
по соседним областям. Последнее время была такая тенденция - многие своих детей
отдавали учиться на экономистов, юристов, и никто не шел на технические
специальности, но сегодня с убеждением скажу, что техническое образование очень
востребовано. Мы планируем также обучать
за счет предприятия, отправлять на обучение в профильные институты, потому что
нам нужны грамотные специалисты.
- В старые добрые времена численность работников завода достигала до 2-2,5 тысячи человек...
С.Г.: - Мы планируем на конец второго квартала третью
смену. Количество работающих достигнет тогда 500 человек. В 23-й цех планируем
принять порядка 150 человек. По нашим
подсчётам, когда пойдет процесс, число
работников увеличим до двух тысяч.
Потому что свободных площадей у нас здесь не будет.
- Многое значит,
когда работа по душе. Александр Федорович, вам интересно работать на кировском
предприятии?
А.П.: - У меня "спортивный интерес”. Я всю жизнь
себе доказываю - смогу я или не смогу. До последнего времени все получалось. Те
предприятия, которые были даже в худшем состоянии, работают. Что бы кто ни
говорил, мы людей трудоустроили и дальше продолжаем работать, мы считаем
экономику, мы смотрим вперёд, как увеличивать объемы производства. Мы заключили
договор и делаем спецоценку труда предприятия, а это значит у всех будут
соответствующие социальные льготы. Мы выполняем все социальные гарантии.
Бизнес
ради бизнеса не бывает, нужно развиваться, нужно вкладывать деньги, получать
прибыль. Это в первую очередь.
С.Г.: - Наша задача -
завод сохранить, развить. В 2020 будет 275 лет предприятию. Учитывая, что на
завод зашли две компании - "Металснабсервис", "Желдормаш",
мы всё равно планируем в итоге, когда будут проведены все процедуры, оставить
название "Кировский завод". История есть история. Стараемся ее не переписывать, как некоторые, а
хранить.
-
Хочется от души пожелать вам удачи, чтобы мы говорили - нам с инвесторами
повезло! А "Кировский завод" стал современным предприятием и вернул
свою былую славу.
Интервью взяла Диана СЕМЯНИЩЕВА.