29 и 30
января на базе школы №1 им. Героя Советского Союза А.С. Шелаева проходил
ежегодный фестиваль исследовательских работ и творческих проектов «Свой путь к
открытиям». В этом году в нём приняли участие 26 юных исследователей 7-11
классов школ города и района.
В этом году фестиваль проводился в четвёртый
раз. Его цель – приобщение учащихся к исследовательской и проектной деятельности.
Фестиваль проходит в два тура. На первом, заочном этапе, участники представили
свои работы для оценки жюри. Всего их было 36. Прошедшие отбор проекты и
исследования учащиеся «защищали» на втором очном туре.
В итоге в двух секциях фестиваля,
естественнонаучной и гуманитарной, свои работы презентовали 26 школьников в
двух возрастных группах (7-9 и 10-11 классы).
Выступления учащихся по направлениям
оценивали две группы жюри: это преподаватели с первыми и высшими категориями,
победители конкурсов, специалисты из отдела образования, Дома детского творчества
и другие.
Перед началом фестиваля к участникам
обратилась Л.И.Гаврикова,
руководитель методического отдела образования Кировской районной администрации.
Людмила Ивановна отметила, что в школах
очень большое внимание уделяется проектной деятельности. И как результат работы
в этом направлении – сегодняшние исследования и проекты.
Л. Гаврикова рассказала, что 10 работ не
попали на очный этап: часть из них не прошла проверку на плагиат, были работы в
виде реферата и проекты, которые уже представлялись ранее другими учениками. Она
рассказала о требованиях очного этапа.
- В течение 10 минут вы должны
презентовать своё собственное исследование или творческий проект. Представить цели
и задачи, показать актуальность, новизну, этапы исследования, то есть то, что
вы делали самостоятельно. 5 минут будет отведено на вопросы членов жюри.
Людмила Ивановна призвала ребят не
стесняться, быть уверенными в себе. В конце она отметила,
что итоги будут подводиться по сумме баллов за два тура, отдельно в каждой
секции и в каждой возрастной группе.
Гуманитарная секция оказалась более
популярной, здесь свои проекты «защищали» 14 юных исследователей.
«Первооткрывательницей» секции стала Анна
Азеева – учащаяся 7 «В» класса школы №1 им. Героя Советского Союза А.С. Шелаева.
Девушка решила «раскрыть загадки» фамилий учащихся своего класса.
Она классифицировала все фамилии и
выяснила, что более 50% произошли от личных имён, более 20% - от
профессиональных прозвищ предков, менее 15% у фамилий, образованных от прозвищ
и фамилий, столько же – от названия местности, откуда родом был один из предков.
«Слова-паразиты – языковые вирусы» - такой
была тема исследования учащейся 7 класса Шайковской школы №1 Полины Егоркиной.
Полина составила рекомендации «Способы избавления
от слов-паразитов», распечатала их на листовках и распространила по школе. Вот
некоторые из них: тщательно следите за своей речью, избегая повторения
«излюбленных словечек»; делайте паузы, чтобы собираться с мыслями, читайте,
читайте и ещё раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение
качественной литературы...
Сразу два участника фестиваля выбрали для
исследований популярную в молодёжной среде тему Интернет-мемов. Иван Капшитарь
(Шайковская школа №2) рассказал о популяризации грамотности с помощью
Интернет-мемов. Учащаяся Кировского лицея Александра Балмасова выступила с
работой «Мем как отражение общественной жизни». К сведению, мем – это единица
культурной информации, способная очень быстро распространяться. Мемом считается
краткая передача информации в текстовом, графическом, музыкальном или видео-формате.
В естественнонаучной секции было
представлено 12 работ.
Существует множество вариантов изучения
географических объектов. Учащаяся Шайковской школы №2 Елизавета Халяпина
предложила знакомиться с достопримечательностями российских городов по денежным
знакам. Елизавета не только исследовала изображения на бумажных купюрах, но и
провела опрос среди школьников по этой теме.
Матвей Гуляев (Кировский лицей) рассчитал
разность количества денег, которое мы платим за тепло, и количества денег,
оплаченное за тепло, идущее на нагревание квартиры. Не правда ли, очень
актуальная и волнующая собственников жилплощади проблема?!
Спортивную тему для своей работы выбрал
учащийся школы №1 Кирилл Чупятов. Он очень подробно исследовал связь математики
и футбола.
Очень увлечённым казался Святослав Юрин,
учащийся 9 класса Шайковской школы №2, рассказывающий о многообразии пустынь.
Интерес молодого человека к поднятой теме выражался ещё и тем, что он
самостоятельно создал цветной сборник пустынь «Пустыня – часть природы», с
которым каждый желающий может ознакомиться в библиотеке ГДО.
Победителем в гуманитарной секции среди
7-9 классов стала Дарья Гончаренко, учащаяся Кировского лицея, второе место у
Ивана Капшитаря (Шайковская школа №2), третье место занял совместный проект
учащихся Воскресенской школы Софьи Михейкиной и Марии Комаровой. Среди 10-11
классов лучшим стал проект учащейся Кировского лицея Александры Балмасовой. Второе
место у учащейся школы №7 Екатерины Никишкиной. Третье место у Елизаветы
Прудниковой (Кировский Лицей).
В естественнонаучной секции в первой
возрастной группе первое место занял учащийся школы №7 Павел Евстафиев. Второе
место у Кирилла Чупятова (школа №1). Третье место у Елизаветы Халяпиной
(Шайковская школа №2). Во второй возрастной группе победу одержал учащийся
Кировского лицея Матвей Гуляев. Второе место у Максима Сычёва (Воскресенская
школа). Третье место у Виталия Погорельского (Шайковская школа №2).
Все участники будут отмечены
сертификатами, а победителей и лауреатов ждут Дипломы и подарочные издания.
Подробнее познакомиться с исследованиями и
проектами учащихся вы сможете на страницах нашей газеты!
Ольга МАЛЬЦЕВА.