В 2019 году исполняется 100 лет со дня рождения кировского художника Степана Епифановича Косенкова.
Жизненный путь художника совпал с одним из самых трагических
периодов российской истории, но он мужественно выдержал все испытания.
И хотя юбилейная дата приходится на конец года (родился С.Е.Косенков 25 декабря), уже 17 января в городской библиотеке №1 состоялся вечер памяти нашего земляка. В читальном зале библиотеки собрались те, кто знал и дружил с Косенковым.
Во вступительном слове В.В.Хухарев познакомил присутствующих с биографией художника, рассказал о его творчестве.
Перед гостями вечера выступила Н.Е.Артёмова, семья которой, как и семья Косенковых, жила в с. Фоминичи, они были соседями. Она очень хорошо помнит то время, и поделилась со слушателями своими воспоминаниями.
Степан Епифанович был простым деревенским жителем, который никогда не обучался живописи. Но полученный свыше дар позволил создать много замечательных полотен.
Родился он в д. Смирновка 25 декабря 1919 года. Деревню населяли старообрядцы, известные крепостью веры. В семье было восемь детей, жили очень бедно. После окончания семилетки Степан мечтал продолжить образование, выучиться «на художника», но жизнь распорядилась по-своему. В составе артели мужиков работал по хозяевам: пилил дрова и плотничал.
В 1939 году Степана призвали в армию, служил он в десантных войсках. Войну встретил на Украине, в районе г. Харькова, был в первый раз ранен в правую руку. После этого ранения в конце 1941 года попал в плен. Это были самые страшные годы.
В 1944 году англо-американские войска высадились в Страсбурге, и немцы бросили пленных. В это время Косенкова еще раз ранило в правую руку, и в лагере американский хирург, спасая его от смерти, её ампутировал.
Вернулся домой, работал полевым обходчиком в тогдашнем колхозе «Новый труд». В свободное от работы время рисовал. В 1948 году, после доноса, к нему пришли с обыском, потом арестовали и отправили в лагерь. В калужском лагере заключённых начал писать маслом. Возвратился домой он только в 1956 году, отсидев в лагере 8 лет. В родных местах Косенков вдруг начинает работать, как одержимый.
Надежда Егоровна вспоминает, что Степан Епифанович любил делать копии картин русских художников, которые потом дарил своим односельчанам. В семье Н.Е.Артемовой до сих пор хранится копия картины «Иван Царевич на сером волке», которую написал Косенков.
Также Надежда Егоровна показала несколько картин мастера, которые бережно хранятся у неё, рассказала о Юрии Березине, одном из учеников художника.
С большим интересом познакомились собравшиеся на вечере с рассказом сына Н.Е.Артемовой - Алексея, который встречался с дочерью художника Татьяной Степановной. Последние годы своей жизни Степан Епифанович жил вместе с ней. Несмотря на то, что он был уже очень болен, всё равно продолжал работать и закончил свою последнюю картину в день смерти. По воспоминаниям Татьяны Степановны, в последний день жизни художника во двор влетела сова, которую считают не только символом мудрости, но и смерти, а в 10 часов вечера его не стало.
О коллекционере В.С.Петрухине, который был хорошо знаком с мастером и имеет большое собрание его картин, рассказал О.Е.Никитин. В московской квартире Виктора Семеновича собрано около 30 картин художника, Олег Евгеньевич продемонстрировал их фотографии на экране компьютера.
Своими воспоминаниями поделился А.В.Зорюков – ученик С.Е.Косенкова. История знакомства с мастером началась необычно. Александр работал в КРЭСе, о художнике Косенкове он узнал от товарища по работе, у которого были картины художника. Когда Александр их увидел, они ему не понравились. Но все-таки он решил познакомиться с художником поближе и поехал к нему в Фоминичи домой. Он не ожидал увидеть ничего серьёзного.
Фоминичский художник оказался пожилым человеком, к тому же инвалидом – нет правой руки. Но когда Александр увидел его работы, то был просто потрясен. Деревенский дед превратился в волшебника, творящего потрясающие картины. Было удивительно – писал картины левой рукой, одной рукой делал подрамники, натягивал холсты.
После того, как они познакомились, А.Зорюков стал чаще приезжать в Фоминичи. Большинство картин Косенкова посвящены природе Кировского района, но главным в его творчестве является изображение родных окрестностей Фоминич.
Работал он подолгу, некоторые законченные работы его не устраивали, тогда он просто сдирал ножом краски с холста. Свои картины он нигде не продавал, но иногда приезжали гости из других городов и покупали картины.
А.Зорюков рассказал о случае, когда к художнику приехал гость из Ленинграда, купил картины, но попросил не подписывать их своим именем. Кто знает, какова участь этих картин. Работ у Косенкова очень много, он сам не знал, сколько их было всего, работы подписывал не все.
Также А.Зорюков показал множество фотографий работ Косенкова и фотографий самого художника во время работы, отдыха, которые он сделал во время поездок в Фоминичи.
Еще один поклонник творчества художника - А.П.Фролкин, поделился своими воспоминаниями с гостями этого вечера. Он рассказал о том, как познакомился с художником – в 70-е годы посетил выставку в ДК и влюбился в его картины. По словам Анатолия Петровича, Косенков приохотил его к искусству, он стал посещать художественные выставки, картинные галереи, читать литературу, посвященную данной теме. Анатолию Петровичу принадлежит большая коллекция картин, некоторые из них были продемонстрированы присутствующим на вечере.
Также своими впечатлениями от картин Косенкова поделились Т.И.Федосеева, М.П.Нестеров.
Закончился вечер замечательным стихотворением Г.А.Рыкова, которое было посвящено светлой памяти Степана Епифановича Косенкова:
«В художнике превыше страсти долг,
Превыше славы – к славе той дорога.
Но чтобы голос Неба не умолк,
Душа должна возвыситься до Бога».
А. Дементьев.
Твоя душа в картинах и этюдах
Живет свободно и легко,
Как свет любви, рассеянный повсюду:
Над лесом, над полями и рекой!
Твоей рукою Мать-Природа
Писала на полотнах красоту
Не денег ради – для народа,
Чтоб веру не теряли мы в мечту!
Сквозь тернии судьбы Твой путь,
Как подвиг русича мы не забудем!
Художник Косенков! И в этом суть,
Ты весь – в любой картине и в этюде!
Городская библиотека
№1.