Ежедневно, так или иначе, дети сталкиваются
с различными эмоциями. При этом они достаточно тонко чувствуют эмоциональное
состояние других людей, но объяснить, что происходит с ними, не могут; не могут
назвать свои эмоции, контролировать их. Чтобы научить детей обращать внимание
на своё состояние, распознавать его, называть, сравнивать с состоянием других
людей, необходимо их этому обучать.
Основное развитие дошкольника происходит в игре, которая интересна и доступна ребёнку. В игре дети легко преодолевают робость и застенчивость, у них развивается находчивость и выдержка. В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребёнка, в том числе для воспитания эмоциональных качеств, дети учатся общаться с игрушкой, с партнёром, учатся строить диалог, играть по правилам, быть более внимательными к партнёру по игре, к родителям и к себе.
Основная цель
занятий педагога-психолога с детьми по развитию эмоций - научить детей осознавать и вербально передавать
собственные эмоциональные состояния, понимать эмоции окружающих; способствовать
обогащению эмоциональной сферы детей.
Важно, чтобы у детей было всегда хорошее настроение, чтобы они чувствовали себя уверенно. Поэтому в совместной деятельности с детьми я систематически использую игры, направленные на формирование позитивного отношения к миру, развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других. В течение дня в организованной образовательной деятельности и в режимных моментах с детьми проводятся элементы психогимнастики, способствующие воспитанию эмоций. Дети охотно играют в такие игры, как «Угадай эмоцию», задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить её с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций; «Продолжи фразу», цель - развитие умения выражать собственные эмоции, «На что похоже настроение» - направлено на развитие творческого мышления. Любят дети игры с карточками, изображающими различные эмоции («Сложи картинку?», «Встреча эмоций» и т. д.).
Коллективные игры малой подвижности, безусловно, способствуют развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников. Двигаясь, ребёнок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха. В качестве примера можно порекомендовать некоторые из таких игр: «Змейка» - психологический смысл игры в том, что дети в данной ситуации учатся действовать согласованно, не испытывать чувства страха в процессе общения, «Совушки» - психологический смысл данной игры заключается в том, что детям приходится учиться координировать свои действия с действиями других игроков, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия для достижения успеха.
Но одних запланированных
занятий и игр мало. Ежедневно, ежеминутно необходимо выражать своё отношение к
происходящему, вместе с детьми огорчаться и удивляться, сопереживать,
радоваться. Различные эмоциональные переживания ребёнка – естественная и
неотъемлемая составляющая его каждодневной жизни. Сделать её поддерживающей и
развивающей, научить ребенка в приемлемой для него форме рассказывать о своем
внутреннем мире, научиться слушать, слышать и понимать его – важная цель для
взрослого.
И.М. Назарова,
педагог-психолог
МКДОУ «Детский сад № 6 «Ягодка».