Основой
любого развития является, как известно, движение. Вспомните, как вы, будучи
детьми, «пропадали» во дворе с утра и до позднего маминого клича «домо-о-ой, уже темно!» Готова
поспорить: в своём дворе вы играли не одни, а с ребятами, и не в Minecraft, и
уж точно не в «шутеры» на планшете (телефоне), а в «настоящие» стрелялки с
«настоящими» игрушечными пистолетами, прячась от врага где-нибудь в построенном
вами шалаше. Вы забывали про обед и ужин, играя в «казаков-разбойников», ведь
нужно было найти всех разбойников, а разбойникам спрятаться так, чтоб их вовек не нашли. «12
палочек» и аналогичная ей игра «Прятки» были универсальны для всех – как для
мальчишек, так и для девчонок. «Классики», «Улитка», «Резиночки», «Выбивалы» -
тоже игры, в которых без движения было не обойтись. А вспомните, как мальчишки
(да и некоторые девчонки тоже!), лазали по деревьям и с легкостью могли
крутиться на турниках, висеть вниз головой. Тогда всё это приносило вам радость
и счастье – вспомните?! И скольких таких замечательных моментов счастья в
развитии своих детей вы упускаете, покупая им гаджеты, скачивая для них новую
игру?!
Вопрос
о вреде последних оставим сознательным родителям на самостоятельный поиск
информации в интернете. А вот о всеми забытой пользе от подвижных игр нашего
советского дворового детства коснёмся подробнее.
Любая
игра, предполагающая наличие, как минимум, двух игроков: хоть дворовая, хоть
настольная – развивает в ребёнке произвольность, то есть волевое усилие к
выполнению каких-то действий. Этому способствуют условия и правила, которые
надлежит выполнять участникам в игре. Не
соблюдая их, игрок рискует выбыть из
игры, не одержав победы.
Все
подвижные игры способствуют тому, что дети осваивают одну из важнейших систем
ориентации в пространстве - схему собственного тела. Ведь ощущения дают нам актуальную информацию о
физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. На основе этого у ребёнка
начинает формироваться представление о расположении внешних объектов по
отношению к собственному телу. Это, в свою очередь, помогает детям сначала
ориентироваться в пространстве, а позже способствует успешному обучению в
школе. Как это происходит? Например, ребёнок, с достойно сформированными
пространственными представлениями, вполне легко может понимать и применять их
при изучении математики (при понимании разрядного строения числа ребёнок легко
будет отличать цифры 15 и 51, не будет путать 6 и 9, лёгкими будут и сравнения,
в которых используются понятия «больше-меньше»). Для успешного овладения устной
и письменной речью также необходимы полноценно сформированные пространственные
представления: ребенок легко может внешне отличить и правильно написать буквы «б»и «д»,не запутается в количестве крючков при написании «и» и «ш».
Безусловно, он сможет легко и правильно читать, писать буквы, не переставляя
их. И без особого труда уловит смысл
сложных логико-грамматических конструкций по типу: «Мальчик спасен девочкой. Кто
кого спас?» И, конечно, такие игры развивают связанную, красивую,
грамматически правильную свободную речь.
Игры
с мячом тоже важны для успешного обучения. Например, «Выбивалы» помогают
сформировать крупную моторику, развивают ловкость и быстроту, а это является
хорошим фундаментом для развития мелкой моторики, без которой просто невозможно
письмо в принципе, и уж тем более каллиграфический почерк!
Сейчас
есть много модных развивающих занятий для детей, имеющих трудности в обучении.
Это и метод замещающего онтогенеза, и мозжечковая стимуляция, и сенсорная
интеграция и т.д. И родители готовы отдать последнюю копейку, лишь бы его чадо
научился складывать «2+2», понимать и правильно решать задачи по математике,
физике, химии, понимать и выстраивать предложения на английском языке уже в
начальной школе, правильно и красиво писать, элементарно читать без ошибок.
Более того, стремясь развить своё чадо с ранних лет, родители отдают
предпочтение «школам раннего развития», где ребёнку приходится много сидеть. Но, в погоне за всеми этими модными тенденциями, родители
порой забывают о самых простых вещах, которые могут сделать сами, совместно с
ребёнком, чтобы помочь ему справиться с трудностями в учебной деятельности. Это
те самые подвижные игры, настольные
игры, которые развивают произвольность, давая ребёнку возможность научиться
вести себя так, как требует того ситуация урока: спокойно, не ёрзая на стуле,
не доставая соседа слева, справа и еще того, что сидит через три парты от него.
Именно такие профилактические мероприятия ещё на этапе дошкольного возраста
помогают детям гармонично развиваться и решать задачи детства, необходимые для
успешного обучения в школьные годы в будущем. Но это, уж поверьте, не
развивающие мультики и компьютерные игры на дорогом, пока ещё не нужном
ребёнку, планшете!
Поэтому
главное, что необходимо родителям детей поколения NEXT, - разрешать ребёнку ползать дома, лазать по
деревьям, турникам и спортивным лестницам, не поощрять прогулы уроков
физкультуры, участвовать вместе с ребёнком в спортивных эстафетах. Да просто
купите всем известную и не дорогую игру «Твистер» и играйте, ползая вместе с
ребёнком по этому разноцветному коврику, а не сидите тихо и мирно в кресле,
выполняя роль ведущего. И самое главное
– заберите у ребёнка планшет, компьютер и телефон, в которые он играет.
Екатерина Худякова, педагог-психолог МКУ «Центр ППМС помощи».