Сегодня: Суббота 30 ноября 2024 г.

Почему так трудно учиться в школе поколению NEXT

№19-21 22 февраля 2019 г.


Основой любого развития является, как известно, движение. Вспомните, как вы, будучи детьми, «пропадали» во дворе с утра и до позднего маминого клича «домо-о-ой, уже темно!» Готова поспорить: в своём дворе вы играли не одни, а с ребятами, и не в Minecraft, и уж точно не в «шутеры» на планшете (телефоне), а в «настоящие» стрелялки с «настоящими» игрушечными пистолетами, прячась от врага где-нибудь в построенном вами шалаше. Вы забывали про обед и ужин, играя в «казаков-разбойников», ведь нужно было найти всех разбойников, а разбойникам спрятаться так, чтоб их вовек не нашли. «12 палочек» и аналогичная ей игра «Прятки» были универсальны для всех – как для мальчишек, так и для девчонок. «Классики», «Улитка», «Резиночки», «Выбивалы» - тоже игры, в которых без движения было не обойтись. А вспомните, как мальчишки (да и некоторые девчонки тоже!), лазали по деревьям и с легкостью могли крутиться на турниках, висеть вниз головой. Тогда всё это приносило вам радость и счастье – вспомните?! И скольких таких замечательных моментов счастья в развитии своих детей вы упускаете, покупая им гаджеты, скачивая для них новую игру?!

Вопрос о вреде последних оставим сознательным родителям на самостоятельный поиск информации в интернете. А вот о всеми забытой пользе от подвижных игр нашего советского дворового детства коснёмся подробнее.

Любая игра, предполагающая наличие, как минимум, двух игроков: хоть дворовая, хоть настольная – развивает в ребёнке произвольность, то есть волевое усилие к выполнению каких-то действий. Этому способствуют условия и правила, которые надлежит выполнять участникам в игре. Не соблюдая их, игрок рискует выбыть из игры, не одержав победы.

Все подвижные игры способствуют тому, что дети осваивают одну из важнейших систем ориентации в пространстве - схему собственного тела. Ведь ощущения дают нам актуальную информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. На основе этого у ребёнка начинает формироваться представление о расположении внешних объектов по отношению к собственному телу. Это, в свою очередь, помогает детям сначала ориентироваться в пространстве, а позже способствует успешному обучению в школе. Как это происходит? Например, ребёнок, с достойно сформированными пространственными представлениями, вполне легко может понимать и применять их при изучении математики (при понимании разрядного строения числа ребёнок легко будет отличать цифры 15 и 51, не будет путать 6 и 9, лёгкими будут и сравнения, в которых используются понятия «больше-меньше»). Для успешного овладения устной и письменной речью также необходимы полноценно сформированные пространственные представления: ребенок легко может внешне отличить и правильно написать буквы «б»и «д»,не запутается в количестве крючков при написании «и» и «ш». Безусловно, он сможет легко и правильно читать, писать буквы, не переставляя их. И без особого труда уловит смысл сложных логико-грамматических конструкций по типу: «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?» И, конечно, такие игры развивают связанную, красивую, грамматически правильную свободную речь.

Игры с мячом тоже важны для успешного обучения. Например, «Выбивалы» помогают сформировать крупную моторику, развивают ловкость и быстроту, а это является хорошим фундаментом для развития мелкой моторики, без которой просто невозможно письмо в принципе, и уж тем более каллиграфический почерк!

Сейчас есть много модных развивающих занятий для детей, имеющих трудности в обучении. Это и метод замещающего онтогенеза, и мозжечковая стимуляция, и сенсорная интеграция и т.д. И родители готовы отдать последнюю копейку, лишь бы его чадо научился складывать «2+2», понимать и правильно решать задачи по математике, физике, химии, понимать и выстраивать предложения на английском языке уже в начальной школе, правильно и красиво писать, элементарно читать без ошибок. Более того, стремясь развить своё чадо с ранних лет, родители отдают предпочтение «школам раннего развития», где ребёнку приходится много сидеть. Но, в погоне за всеми этими модными тенденциями, родители порой забывают о самых простых вещах, которые могут сделать сами, совместно с ребёнком, чтобы помочь ему справиться с трудностями в учебной деятельности. Это те самые подвижные игры, настольные игры, которые развивают произвольность, давая ребёнку возможность научиться вести себя так, как требует того ситуация урока: спокойно, не ёрзая на стуле, не доставая соседа слева, справа и еще того, что сидит через три парты от него. Именно такие профилактические мероприятия ещё на этапе дошкольного возраста помогают детям гармонично развиваться и решать задачи детства, необходимые для успешного обучения в школьные годы в будущем. Но это, уж поверьте, не развивающие мультики и компьютерные игры на дорогом, пока ещё не нужном ребёнку, планшете!

Поэтому главное, что необходимо родителям детей поколения NEXT, - разрешать ребёнку ползать дома, лазать по деревьям, турникам и спортивным лестницам, не поощрять прогулы уроков физкультуры, участвовать вместе с ребёнком в спортивных эстафетах. Да просто купите всем известную и не дорогую игру «Твистер» и играйте, ползая вместе с ребёнком по этому разноцветному коврику, а не сидите тихо и мирно в кресле, выполняя роль ведущего. И самое главное – заберите у ребёнка планшет, компьютер и телефон, в которые он играет.

Екатерина Худякова, педагог-психолог МКУ «Центр ППМС помощи».