Урок «Образы Святых защитников Руси в искусстве и
литературе» был провёден среди участников двух творческих объединений:
поэтической студии «Лира», которую ведёт педагог Е. Н. Файнгольд, и
художественного кружка «Весёлые краски», возглавляемого Н.Е Марквальд. Два
педагога работали в тандеме, их задача – сделать открытый урок не только
интересным и полезным для учащихся, но и показать гостям мероприятия
инновационные способы взаимодействия с детьми.
Из предложенных рифм юные поэты сочиняли четверостишия, а художники в реальном
времени рисовали картины песком.
О
технике современной песочной анимации рассказала Н.Е.Марквальд. Автор техники -
Кэролин Лиф – режиссер и аниматор, которая в 1969 году создала первый фильм из
песка «Песок, или Питер и Волк». Педагог ИЗО отметила, что рисование песком –
бюджетная техника: «Её можно применить и на ваших уроках, - обратилась она к
гостям занятия. - Берём ящик, на него
можно положить кусок органического стекла и протянуть под ним лампочку таким
образом, чтобы получить источник света, направленный на стеклянную поверхность.
Для рисования можно использовать кварцевый песок, также необходим антистатик, чтобы
песчинки не подвергались электризации и рисованию ничего не мешало. Благодаря
этой технике, ребята хорошо видят объём, развивается мелкая моторика. Ещё эту
технику называют «песочная терапия», она используется как антистресс».
Занятие начинается с клипа на песню «Родина» Стаса Пьехи и Владимира Маркина.
Используя древний метод Сократа – майевтику, педагоги беседуют с учащимися о
только что увиденном видеоряде и тексте: «кто мог быть героем этой песни, кто
такой святой, как вы думаете, как можно совместить эти понятия – защитник и
святой?» Таким образом, дети сами находят «истину» - тему урока «Святые
православные воины». Преподаватели предлагают ребятам подумать над вопросом,
какими качествами должен обладать воин, чтобы его причислили к лику святых?
Первый герой появляется на экране. На картине Васнецова – он в центре. Это
самый известный русский богатырь Илья Муромец. Почти восемьсот лет назад этот
человек жил в селе Карачарово под городом Муромом. Уже в зрелом возрасте он
получил богатырскую силу.
Е.Н.Файнгольд рассказывает, что Илья был не просто богатырём и былинным героем,
но и святым заступником Руси, его память церковь празднует тринадцатого января.
Учитель предлагает ребятам два задания: составить свои собственные
стихотворения с данными заранее рифмами или написать ассоциации, возникшие в
процессе рассказа о богатыре. Одновременно на экране постепенно появляется
портрет Ильи Муромца, на песке рисуют ученица и преподаватель Н.Е.Марквальд.
Участники поэтической студии «Лира» - Полина (фамилия?) и Павел Хритошин читают
стихи собственного сочинения.
Еще один воин, канонизированный православной церковью, - Александр Невский. О полководце рассказывает
ученица Елена Гаврикова. Девиз Александра: «Кто с мечом к нам придёт, тот от
меча и погибнет». А. Невский не проиграл ни одной битвы, был талантливым
полководцем и дипломатом, покровителем церкви. Роман (фамилия?) читает
стихотворение поэтессы Т. Блохиной, а Вероника Садкеева – своё собственное
стихотворение об Александре. В это время творческая группа художников рисует
новый портрет – Невского.
Третий
герой занятия – Дмитрий Донской. Сообщение о нём подготовил Артём Худяков.
Канонизирован князь Московский был сравнительно недавно – в 1988 году. Анна
Кузнецова читает стихотворение «Куликовская битва за Русь». Два юных поэта
также написали стихотворение в соавторстве и его рассказывает Анна (фамилия?).
В это время на песке рождается третий портрет, а на бумаге – новые стихотворные
строки о Дмитрии Донском и ассоциации, с ним связанные.
В конце занятия педагоги вернулись к поставленным вопросам. Ответить ребятам
помогли ассоциации, собранные на протяжении всего урока. Класс и педагоги
составили единый механизм, динамика которого поддерживалась постоянной работой
на нескольких уровнях. А гости наверняка были впечатлены
взаимодействием-синтезом двух искусств – изобразительного и поэтического. Такую
модель комбинированного урока они смогут использовать и в своих школах.