Всемирный день прав потребителей
проводится ежегодно 15 марта начиная с 1983 года, а с 1994 года широко
отмечается и в Российской Федерации.
Его тематику по сложившейся традиции
определяет Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International
- CI) и в 2019 году он проходит под девизом «Trusted Smart Products» - Цифровой
мир: надежные смарт-устройства.
К смарт-устройствам традиционно относится
так называемая «умная электроника»: смартфоны, носимые фитнес-трекеры,
голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, розетки и т.п. Такие
смарт-продукты отличаются тем, что имеют функции подключения к Интернету и они
непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о
потребителях и потребительском поведении. В мире в настоящее время
насчитывается 23,1 миллиарда смарт-устройств, что превышает число людей в три
раза.
По мере того, как все больше людей
подключаются к Интернету во всех уголках планеты, смарт-устройства вскоре
станут повседневной реальностью для потребителей во всем мире, что ознаменует
коренное изменение процесса взаимодействия людей с умной электроникой, носимыми
гаджетами и продвинутыми услугами.
Появление «умных» технологий приносит
много возможностей для потребителей, однако существуют некоторые серьезные причины
для беспокойства: отсутствие безопасности или обнаружение всевозможных сетевых
уязвимостей или утечек информации, нарушение конфиденциальности личных данных и
нераскрытие информации о рисках, а также отсутствие ясности в отношении того,
кто несет ответственность при возникновении возможных убытков.
Цифровые технологии уже третий год подряд
формируют тематику Всемирного дня прав потребителей. В 2018 году этот день
проходил под девизом «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые
рынки справедливыми и честными», в 2017 году в качестве девиза был предложен
слоган «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровую
эпоху».
Главным трендом роста потребительского
рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты
услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий
распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов,
связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных
помощников, обладающих искусственным интеллектом.
Кроме того, согласно программе «Цифровая экономика РФ», к 2024 году
в России должно появиться минимум 10 высокотехнологичных и конкурентоспособных
на глобальном рынке предприятий в сфере высоких технологий, 10 индустриальных
цифровых платформ для основных отраслей экономики, 500 малых и средних
предприятий в сфере создания цифровых технологий.
Сегодня цифровые технологии изменили
характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение
содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров.
В этой связи является закономерным то, что
в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав
потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28 августа 2017 года №1837-р, подготовленной
Роспотребнадзором во исполнение поручения Президента России по итогам заседания
президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы
защиты прав потребителей, прошедшего 18 апреля 2017 года, поставлены цели,
задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей
исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир. В
частности, через актуализацию и систематизацию потребительского
законодательства, как одного из ключевых направлений работы на ближайшую
перспективу. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых
прав, независимо от того касается это, например, приобретения офлайн товаров и
услуг или покупок в сети «Интернет». Тем более, что по мере глобального
развития сегмента электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа
активных пользователей сети «Интернет» потребуется не только изменение
законодательства, но и реализация иных мер, которые для потребителей новой
цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при
совершении дистанционных покупок.
Предстоящий Всемирный день прав
потребителей будет хорошим поводом еще раз обратить внимание на то, что
прогресс цифровых технологий должен прежде всего учитывать разносторонние
интересы потребителей: это и право на качество и безопасность «умной
электроники», и право знать о том, как собирается, обрабатывается и
используется личная информация.
Отдел экономического развития и инвестиций
администрации.