К 25-летию Законодательного Собрания
Калужской области
В марте Законодательному Собранию
Калужской области исполнится 25 лет. За это время принято более 2400 законов,
которые регулируют все сферы жизни калужан.
Свой личный вклад в законотворческую
деятельность внесли депутаты, которые на протяжении полувека представляли
Кировский район в региональном парламенте.
В канун юбилея советник губернатора Владимир Александрович Абраменков, глава
района Тамара Дмитриевна Кожан, директор «СОШ №6» Андрей Рудольфович Воронов
поделились воспоминаниями, ответили на вопросы журналистов телепрограммы
«Киров-ТВ» и газеты «Знамя труда».
- Расскажите, пожалуйста, с чего
начиналась история депутатского движения Калужской области?
В. А. Абраменков: - Если мы вспомним 90-е годы ХХ века, то это сложнейший период. Страна на грани катастрофы, её нужно было выводить из тупика, в который она попала. В том числе и формировать новые органы власти. От их эффективной работы зависело, как дальше будет развиваться страна, как мы построим нашу систему управления, взаимодействия федеральных, региональных органов.
Принимается 131 закон, регулирующий местное самоуправление. В этом законе было много непонятного, да и не только в нём – во всей стране. Закон в корне изменил систему работы органов власти. Если ранее существовала вертикаль власти – сверху вниз и наоборот, то тогда произошло разделение на исполнительную и законодательную. Нужно было по-новому избирать глав, создавать депутатские корпуса в сельских поселениях, формировать районную, городскую Думы. В этом плане первый и второй созывы Законодательного Собрания Калужской области – одни из определяющих в истории законотворчества Калужской области.
Например, во втором созыве Виктор Сергеевич Бабурин возглавлял рабочую группу от правительства. Наш комитет и всё Законодательное Собрание работали именно над структурой местного самоуправления. Депутаты, может быть, не понимали до конца той роли, которая была на них возложена. Я всегда настаивал на том, что депутаты должны писать законы, по которым должно легко работаться исполнительной власти, и чтобы эти законы работали на народ. Конечно, огромную роль в формировании местной власти сыграл губернатор Анатолий Дмитриевич Артамонов. Он генератор всех основных идей, и мы были в его проекте «Калужская область». Работали с немцами, изучали их опыт. Они свою модель предлагали, и мы много взяли для местного самоуправления.
В третьем созыве я возглавлял комитет по местному самоуправлению. Этот период был очень ответственным. Надо было правильно разделить бюджет – выделить средства на ЖКХ, образование, медицину, строительство, а бюджет был мизерный. Если сегодня у нас в Калужской области профицит, мы являемся донорами для федерального бюджета, а не наоборот. Это говорит о том, как развивалась Калужская область, в том числе и с помощью депутатов, которые принимали, как я сказал, правильные законы, работающие на людей. На днях я был на отчёте трех министерств: финансов, экономики и тарифного регулирования. Цифры таковы, что по многим показателям мы первые в России, бюджет вырос в десятки раз.
Надо отметить, что в следующие созывы принятые законы редактировались, в них вносились коррективы, согласно требованиям времени. Но в целом сегодня Законодательное Собрание Калужской области является одним из лучших среди субъектов РФ по показателям. Очень много обращений от региональных депутатов идёт в Государственную Думу…
- Давайте вспомним тот исторический
период, когда начиналась работа Законодательного Собрания. От Кировского района
в его составе был самый молодой
депутат – Андрей Рудольфович Воронов.
Законодательное Собрание работало ещё только первых два года. Расскажите, было
трудно? Выборы были демократичными?
А.Р.Воронов: - На выборах я шёл по одномандатному округу, по городу Кирову.
Надо было объехать все предприятия, все школы, больницы, встретиться с
избирателями. Конечно, это была работа, которую никто толком не знал. Но
кировчане мне поверили, оказали доверие, избрав депутатом Законодательного
Собрания. Работал в комитете по местному самоуправлению. Если смотреть из настоящего в то далёкое
время, наш комитет был самый важный, там занимались финансами. За четыре года у
нас было около четырёхсот заседаний. Разобрали 780 вопросов, из них 36 проектов законов и 36 проектов
постановлений, по которым сейчас практически местное самоуправление и работает.
В.А.Абраменков: - У нас в каждом
комитете избирались председатель, заместитель и секретарь. Андрей Рудольфович
был секретарём нашего комитета. Это не просто человек, записывающий то, что
происходило на заседаниях, а тот человек, который стоит во главе руководства
комитета.
Т. Д. Кожан: - Я была в комитете по
экономике, в комиссии по бюджету.
- Вы делили депутатские деньги?
Т. Д.Кожан: - Не делили! Комиссия по
бюджету не делит депутатские деньги, а рассматривает все предложения,
пожелания, возможности для того, чтобы определить, сколько выделить средств.
Возглавлял эту комиссию Максим Акимов, был очень силён в экономике. Валентина Ивановна Авдеева – также грамотный и мудрый
специалист. Комиссия была составлена из специалистов высшего уровня. Яшанина, я
и Чаищев были просто члены комиссии, и с нами согласовывали все решения по
бюджету, который потом представлялся на голосование всем депутатам. Встречались
с министрами, выслушивали их пожелания, а потом делали выводы из того, что
имеем в бюджете.
-
В истории Законодательного Собрания был период, когда был взят курс на создание
благоприятного инвестиционного климата для инвесторов. Многие не понимали,
зачем принимать благоприятные для инвесторов законы, если им и так живётся
лучше других? В это время депутатом Заксобрания от нашего района была Тамара
Дмитриевна Кожан. Расскажите, как удалось добиться согласованности действий?
Т. Д.Кожан : - 2010-2013 года – это, действительно то время, когда губернатор очень активно работал по вводу инвестиций в область. Но надо сказать, что в это время Законодательное Собрание сложилось не оригинальным способом. Выборы проходили по спискам партий, однако ни одна из четырёх: «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и коммунисты, - не получила решающего количества голосов. Эта интрига сложилась изначально. И когда решался вопрос инвестиций, то оппозиционные партии зачастую выступали против. Они устраивали дискуссии на тему «зачем это надо и нужны ли нам здесь иностранцы». Возникнут изменения, они уйдут, а мы на них рассчитываем, льготы предоставляем. Поэтому работать было очень тяжело, но интересно. Если бы решающая партия, партия власти, имела свое большинство, то остальные бы прислушивались. А тут надо было очень мудро поступать, аргументировать позицию, чтобы убедить депутатов оппозиционных партий голосовать за тот или иной законопроект. И поэтому мне нравилась позиция наших юристов, которые очень внимательно прислушивались ко всем вопросам оппозиции. Очень корректно вёл заседания Виктор Сергеевич Бабурин, он не создавал провокационных ситуаций, хотя отдельные депутаты из оппозиционных партий старались это делать, переходили на личности.
Депутаты, которые представляли партию «Единая Россия» в Законодательном Собрании подобрались авторитетные, никогда не повышали тон в ответ на провокации, которые были в их адрес. И поэтому инвестиции, которые предлагали, проходили по бюджетам.
В.А.Абраменков: - Инвестиционная политика предусматривала создание условий для иностранных инвесторов. И мы первые в России начали создавать технопарки Для этого нужны деньги, вложения в их строительство. Некоторые говорили, что нам этого не надо делать., и предлагали отдать деньги на «социалку». Без сомнения, социальная сфера очень важна, но деньги, отправленные туда, не «работают». Деньги получили и потратили, а эта работа – на перспективу. Сейчас в области 11 технопарков. Их эффективность доказала сама жизнь. Они работают, и ранее вложенные в инфраструктуру деньги уже десятки раз окупились. То есть каждый вложенный рубль в эти структуры дал такую отдачу, что бюджет области стал профицитным, область перестала быть дотационной.
- Депутаты Законодательного Собрания от Кировского района принимали участие в решении вопросов, которые волновали всех кировчан. Вспомните, какие проекты решались, какие наказы поступали и как вы соединяли эту вертикаль – район-область.
Т. Д.Кожан: - В 2010-2015 годах в
Кировский район были вложены приличные средства для того, чтобы он
развивался. Владимир Александрович
работал в это время заместителем губернатора области, поэтому мне легче было
советоваться с ним по разным вопросам, которые намечались в бюджете по нашему
району. В те годы решился вопрос строительства плотины, так как старая
находилась в аварийном состоянии. Стоимость высокая, вопрос решался не одно
пятилетие и решиться не мог. Но нам все же удалось. Плотину построили.
В этот же период большое внимание уделялось ветхому жилью. Мы принимали решение о сносе старых домов, о строительстве нового жилья. И в нашем районе по этой программе выдали людям очень много новых квартир. Также была намечена реконструкция плотины через Болву возле чугунолитейного завода, и вновь средства выделили. Так что наша работа в областном парламенте была достаточно полезной. Все были настроены на то, чтобы в Кировском районе изменения шли в лучшую сторону. В эти же годы нам удалось перефинансировать бюджеты районов с коммерческих кредитов на государственные кредиты, они заключались под 1 % годовых, т.е. чисто символически, и это облегчало финансовое положение районов. Думаю, что это были годы удачные.
- В Законодательном
Собрании была практика, когда каждому депутату выделялись деньги для реализации
наказов избирателей на местах. Расскажите, как эти средства распределялись и
куда вкладывались?
В.А.Абраменков: - Я расскажу, как это начиналось. Нам из бюджета области на эти цели выделили средства. Делили деньги трое суток и не могли разделить. Я попросил сделать перерыв, пригласил заместителя по экономике и говорю: «Хотите мы сейчас эти деньги разделим в течение часа?» Он говорит: «А как?» Я в то время был председателем комитета, был в комиссии, и мне в соответствии с должностью выделили на бумаге 8 миллионов. А были депутаты, у которых тоже свои запросы от населения, такие же имеют права, но их районам ни копейки не достаётся, хотя у них тоже есть требования. И я предложил – давайте разделим всем поровну, независимо от того, Абраменков ли, Иванов, председатель, не председатель. По два миллиона дадим, и всем будет хорошо, и каждый депутат эти деньги будет нести в район. Так и сделали – по справедливости.
Деньги выделялись через министерство финансов безналичным путём. Никто их на руки не выдавал. Когда депутат приходил на свой избирательный участок, он старался решить проблемы населения на эти средства. Не такие глобальные, а вот, скажем, колодец отремонтировать, дорожку сделать, где-то ограду поправить. Это был наш резервный фонд. Без нас, депутатов, никто в администрации не имел права распоряжаться этими деньгами. Обычно я приходил к главе администрации и согласовывал с ним, куда в первую очередь необходимо их направить. Глава администрации представлял в Минфин перечень работ...