Сегодня: Вторник 21 мая 2024 г.

"Мы все разные, но мы вместе"

№№28-30 15 марта 2019 г.


«Форум социальных инициатив» - совместный проект Калужского областного центра социальной помощи семье и детям «Доверие» и Калужской областной общественной организации работников социальных служб (КАСОПРС), поддержанный Министерством труда и социальной защиты Калужской области.

В течение года на территориальных площадках области запланированы четыре информационные сессии форума, в которых примут участие учреждения социального обслуживания семьи и детей и учреждения для детей сирот, оставшихся без попечения родителей. На каждую сессию форума планируют приглашать заместителей глав администраций муниципальных районов по социальным вопросам, чтобы совместно с ними обсуждать проблемы семьи, материнства и детства. Проект направлен на выявление, поддержку и распространение успешного инновационного опыта специалистов региона.


В рамках «Десятилетия детства» 5 марта в Кировском центре социальной помощи семье и детям «Паруса надежды» состоялась первая информационная сессия «Форума социальных инициатив».
Поделиться своими авторскими программами приехали специалисты из учреждений социального обслуживания семьи и детей Сухиничского, Спас-Деменского, Людиновского, Думиничского районов.
Гостей радушно встречали ростовые куклы – Маша и Медведь. Перед началом мероприятия были показаны мастер-классы, подготовленные работниками Кировского центра социальной помощи семье и детям «Паруса надежды»
Форум социальных инициатив стартовал в актовом зале Центра, где модератор – О.А. Урусова, директор ГБУ КО «Калужский областной центр социальной помощи семье и детям «Доверие», приветствовала гостей и спикеров, а также обратила внимание на общую идею: «Мы разные, но мы вместе».
Перед гостями форума выступил Г. В. Кропачев, заместитель главы Кировской районной администрации по социальным вопросам. Он подчеркнул, что социальные учреждения и властные структуры совместно работают над решением двух важнейших задач: укрепление института семьи и социальная помощь детям, нуждающимся в поддержке. Герман Викторович вручил благодарственное письмо главы Кировской районной администрации И. Н. Феденкова председателю Калужской областной общественной организации работников социальных служб (КАСОПРС) Таисии Дмитриевне Катиной за совместную плодотворную работу и передал уполномоченному по правам ребенка в Калужской области Ольге Владимировне Коробовой книгу, в которой представлен опыт работы Кировского района в работе с подростками, имеющими конфликт с законом.
О. В. Коробова, уполномоченный по правам ребёнка в Калужской области, поделилась печальной тенденцией: детские дома области находятся на пределах своих мощностей. «Для того, чтобы эту статистику перебороть, и нужен цикл подобных семинаров, - считает Ольга Коробова. - Надо, чтобы у нас оставшихся без попечения родителей детей было меньше, а счастливых - больше!»
Е. А. Буслаева, заместитель начальника управления по опеке и попечительству, демографической и семейной политике, начальник отдела профилактики семейного неблагополучия министерства труда и социальной защиты Калужской области, подчеркнула, что время диктует новые условия, необходимо искать инновационные формы и методы работы. Форум, по её мнению, - способ увидеть те программы, которые сегодня наиболее эффективно и результативно работают с семьёй и ребёнком.
Первый проект «Поиграй со мной, мама!» представила Л.В. Тарасенко, учитель-логопед «Кировского ЦСПСД «Паруса надежды». Проект был оформлен как сценка, а написан – стихами. Действие происходит в квартире современной семьи, где все находятся в одной комнате и в то же время каждый – в своём персональном компьютере. Родители большую часть свободного времени уделяют гаджетам, а не детям. И только бабушка отвлекает внуков от очередной компьютерной игры и журит родителей за то, что те не занимаются воспитанием. Конфликт неизбежен. Родителей учат играть с детьми в реальном мире, узнавать личность своего ребёнка, учиться её уважать.
«Колокольчики вежливости, доброты и дружбы» - авторская программа воспитателя И.Н. Ржевкиной из ГБУ КО СРЦН «Лучики надежды» (г. Сухиничи). На всероссийском конкурсе этот проект, как лучшая методическая разработка, был удостоен второго места.
«Дети из неблагополучных семей имеют негативный опыт, и, работая с ними, преподаватели наблюдают нарушение норм и правил поведения, – поделилась воспитатель. - Одни на момент поступления в центр ведут себя развязно, нецензурно выражаются, имеют вредные привычки, неадекватно реагируют на обычные просьбы, не умеют договариваться между собой, идут на конфликты. Другие замкнуты в себе и стараются меньше общаться. И чтобы помочь ребёнку адаптироваться в обществе, была создана моя программа. Её цель – формирование культуры поведения и общения воспитанников на основе этикетных правил».
Проект воспитателя предназначен для детей 5-8 лет, а особенность его в том, что он не требует специальных знаний, и включиться в работу может любой вновь поступивший в центр ребёнок.
Представленная программа состоит из четырёх разделов. «Волшебство добрых и хороших слов» - в этом разделе ребята учатся зрительно запоминать вежливые слова. Вместе с преподавателем дети «записывают» слова в свой персональный компьютер (мозг), делая движения пальцами, будто набирают на клавиатуре, тем самым развивая и мелкую моторику рук. Второй раздел – «Дружба». Ребят учат взаимодействовать друг с другом, помогать младшим, с уважением относиться к старшим. Например, в ходе применения данного раздела программы родилась хорошая традиция – старшие школьники «Лучиков надежды» по вечерам читают младшим сказки, рассказы о добре и дружбе. Задача третьего и четвертого пункта – научить детей правилам приёма гостей, поведению за столом и в общественных местах. Программа дала свои результаты: дети, участвовавшие в ней, начали чаще употреблять в речи вежливые слова, пришли к эмоциональной стабильности, чаще поддерживали и сопереживали друг другу, коллектив стал более сплочённым.
Сразу два центра социальной помощи представили свои проекты по актуальной теме - наставничество. По данным международных исследований, эмоциональное состояние ребенка, у которого есть наставник, улучшается в 84% случаев, в 79% ребёнок становится более уверенным в себе.
О.Н. Корзинкина, представитель ГБУ КО СРЦН «Черёмушки» Спас-Деменского района, представила инновационный социальный проект «Благодать». Он реализуется с апреля 2018 г., в нём участвуют 30 подростков и столько же взрослых наставников. Цель проекта - снизить численность несовершеннолетних, состоящих на разных видах учёта. Важно в реализации программы межведомственное взаимодействие – проект реализуется при поддержке администрации муниципального района, комиссии по делам несовершеннолетних, отдела социальной защиты населения, медицинских, образовательных, культурных и спортивных учреждений. Также проект поддерживают служба занятости населения, органы УФСИН и полиции.
Наставником может стать человек старше двадцати пяти лет. Он для ребёнка - значимый взрослый, который готов помочь подростку построить отношения с окружающим миром, раскрыть его потенциал через создание ситуаций успеха.
Наставник и ребёнок – эта связка не координировала бы без куратора, который помогает наставнику справляться с проблемами, возникающими при общении с подростком, консультирует взрослого по вопросам психологии и педагогики.
Вместе с наставниками воспитанники центра «Черёмушки» совершают трудовые десанты, благоустраивая территории города и района; ходят в походы, одновременно убирая лес; участвуют в культурных и спортивных мероприятиях, мастер-классах по профессиональной ориентации. Ребятам организуют встречи с успешными людьми города и района, которые рассказывают им о своих достижениях.
Ряд профилактических встреч в рамках проекта проводилось и с родителями трудных подростков. На такие беседы приглашали инспектора по делам несовершеннолетних, врачей.
В результате у детей, участников программы «Благодать», отсутствуют повторные преступления, а также новые правонарушения, ребята стали более активны, поднялась самооценка, снизился уровень тревожности и конфликтности.
Проект «Восстановление семейного окружения ребёнка через процесс наставничества» ГБУ КО ЦСПСД «Чайка» (г. Людиново) представили М. М. Орешкина, Т.А. Лапина и Н. С. Демидкина. Уникальность проекта в том, что его авторы поставили перед собой задачу не только оказать помощь отдельному проблемному подростку, но и помочь его семье выйти из трудной ситуации. Своё выступление педагоги выстроили как эфир одной популярной телепередачи. Ведущая назвала тему эфира: «Дети в социально-опасном положении». В «студию» пригласили «девочку-подростка», которая совершила кражу из магазина и была поставлена на учёт в ПДН. Для комментария был приглашён ведущий социальный педагог центра «Чайка». Она подчеркнула, что социально опасные поступки и правонарушения могут совершать дети не только из неблагополучных семей, но и дети, живущие в положительных семьях. Также в зоне риска находятся неполные и многодетные семьи, где на решение проблем детей, с одной стороны, не хватает ресурса одного родителя, а с другой – даже два родителя не могут уделить равное время всем своим детям. Плохое асоциальное поведение, считает педагог, это способ обратить на себя внимание.
Заведующая отделением Т.А. Лапина представила новый проект, который реализуется на базе ГБУ КО ЦСПСД «Чайка». Программа под названием «Большая перемена» предусматривает не только работу наставника с подростком, но и восстановление внутрисемейных отношений. Проект предназначен для детей, которые уже стоят на различных формах учёта. Программа, как считает Т.А.Лапина, должна стать системной работой учреждения. Она предусматривает несколько этапов, начиная с подбора команды – подросток-наставник, знакомства с семьёй, заканчивая вовлечением ребёнка в активную социальную деятельность. В программе предусмотрены восьмичасовые курсы для наставников, рассчитанные на два дня. За это время специалисты центра познакомят добровольцев с основами педагогики и психологии.
В «студии» девушка-наставник рассказывает о своей волонтёрской работе с трудным подростком. Личным примером она показала, как можно жить без агрессии и асоциального поведения.
«Телепередача» прерывается на рекламу, но не простую – рекламируют социальные проекты, реализуемые в рамках программы «Большая перемена». Например, «Семейный кинозал» - педагоги подбирают фильмы, где поднимаются вопросы, схожие с проблемами данного ребёнка, а потом коррекционная работа продолжается при обсуждении фильма. Ещё один проект: педагоги делятся с родителями «сеткой» мероприятий, бюджетных или бесплатных, которые можно посетить всей семьёй.
Авторы программы ожидают больших перемен в жизни участников проекта. Для этого и родители, и педагоги, и наставники должны на протяжении всей программы работать сообща, чтобы открыть для проблемных детей новые перспективы. И, конечно, педагоги надеются, что программа позволит уменьшить количество несовершеннолетних, стоящих на учёте.
О. В. Коробова, уполномоченный по правам ребёнка Калужской области, прокомментировала проекты и попросила привлекать к наставничеству больше мужчин, создавать на базе социальных центров «советы отцов».
Социальный педагог ГБУ КО «Думиничский ЦСПСД» О. Н. Копычева представила проект «Цветы жизни». Программа рассчитана на детей трёх возрастных категорий – от 1 года до 3-х лет, от 3-х до 5-ти лет, от 5-ти лет. Особенность программы в том, что дети занимаются в социальном центре вместе с родителями. На таких занятиях родители могут лучше понять своего ребёнка, познакомиться с развивающими играми, которые могут повторить дома. Программа рассчитана на три месяца. Дети получают первый опыт игры со сверстниками и взрослыми.
Воспитатели и социальные педагоги играют с дошкольниками в подвижные игры, подбирают занятия, направленные на развитие коммуникативных навыков ребёнка, его социальную адаптацию.
По видео к гостям форума обращается женщина, которая делится своим опытом участия в программе. Её маленькая дочь не проявляла интереса к сверстникам, не шла на контакт. По совету знакомых женщина пришла в ГБУ КО «Думиничский ЦСПСД», где ей предложили принять участие в программе. Занятия помогли девочке стать общительнее, она научилась играть с другими детьми.
О.Н. Копычева также отметила, что ребята, прошедшие программу, становятся более общительными, открытыми, раскрепощёнными, свободно общаются с педагогами, у детей наблюдается развитие внимания, речи, мелкой моторики, памяти и восприятия. Участие в проекте расширяет социальное пространство ребёнка и способствует приобретению внесемейного социального опыта.
Также О. Н. Копычева провела с коллегами несколько мастер-классов, показав, с какими материалами она работает на занятиях и какие методики применяет.

Итоги форума подвела председатель Калужской областной общественной организации работников социальных служб (КАСОПРС) Таисия Дмитриевна Катина, которая обратила внимание на важность обмена опытом инновационных практик работы с детьми и семьей, применяемых в центрах социальной помощи Калужской области.
В конце мероприятия авторам проектов были вручены сертификаты участников форума;
педагоги и гости поделились впечатлениями, обсудили дальнейший план сессий. А все инновационные социальные программы, представленные на кировской дискуссионной площадке, планируется обобщить в информационном сборнике, чтобы каждый педагог или воспитатель смог применить опыт коллег в своей работе.

Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.