Сегодня: Четверг 16 января 2025 г.

Боевой путь офицера Осипова

№№31-33 22 марта 2019 г.

В Великую Отечественную войну на территории Кировского района действовал партизанский отряд под руководством директора Усохской школы Д.Г.Осипова. Местные жители и красноармейцы, которым не удалось выйти из окружения, были в его составе. Отряд вёл масштабную подпольную деятельность, боролся с немецко-фашистскими захватчиками, совершая диверсии, вырезая провода немецкой связи, проводил операции на Варшавском шоссе, на железной дороге, добывал «языков» и ценные сведения для 330-й стрелковой дивизии… За голову бесстрашного Д.Г.Осипова немцы сулили высокую награду.

К сожалению, отряд не был зарегистрирован. Существует версия, что он напрямую подчинялся командованию 330-й стрелковой дивизии. Но отсутствие документов на этот счёт не позволяет считать эти данные достоверными на 100%.

В сельском поселении «Деревня Тягаево» помнят о подвигах партизан, о расстрелах героев карателями. И эти данные передаются из уст в уста уже несколько десятилетий. Важно сохранить память о подвигах наших земляков.

Эту работу ведёт рабочая группа, созданная в Кировской районной администрации под руководством заместителя главы Г.В.Кропачева. На последнем совещании было решено направить в Белоруссию письмо за подписью главы Кировской районной администрации с просьбой увековечить имя Д.Г.Осипова на мемориале в Витебской области, д.Шапуры, где он был захоронен.

Специалисты отделов культуры, архитектуры районной администрации побывали в районе братского захоронения в д.Тягаево, чтобы изучить планировку, определить, где будет установлен памятный знак участникам тягаевского партизанского движения. Прорабатывается текст, который будет занесён на памятную доску. Знак планируется открыть в преддверии Дня Победы.

Продолжается сбор информации по партизанскому отряду. По данным главы сельского поселения «Д.Тягаево» О.И.Сучкова, житель д.Тягаево А.Г.Мурашов, опираясь на рассказ матери, назвал тех, кто состоял в партизанском отряде: Никулин, Кухаенков (п.Луначарский),Жуков (д.Ясная Поляна),Степан Осипович Прохоров, Николай Николаевич Доманов, Егор Бабушкин (д.Мамоново), Дмитрий Михалёв (д.Синьгово), Александра Антонова (д.Пупово), Василий Антонович Нагаев (д.Усохи), Василий Платов. А жительница д.Устрожино Кайманова зарубила трёх немцев и ушла к партизанам, но немцы впоследствии её расстреляли.

Просим отозваться родных и близких участников партизанского движения, всех неравнодушных кировчан, которые сохранили воспоминания, фотографии, документы о своих родственниках – членах тягаевского партизанского отряда. Звоните в редакцию или в историко-краеведческий музей.

Предлагаем читателям познакомиться с материалами, которые удалось собрать рабочей группе, о главе партизанского отряда Д.Г.Осипове.

Боевой путь офицера Осипова

Трудно восстановить биографию человека, не имея в своем распоряжении нужных документов, в первую очередь биографических. Еще труднее восстановить историю жизни человека, погибшего на войне и не оставившего архива. Эти заключения полностью относятся к Дмитрию Осипову, создателю Тягаевского партизанского отряда, офицеру-фронтовику, погибшему в Белоруссии в январе 1944 года.

Впрочем, собранные нами из разных источников, в первую очередь, полученные от потомков нашего героя биографические, изобразительные и эпистолярные документы, дополненные данными военных архивов, позволяют нам в общих чертах реконструировать жизнь и службу Осипова в послепартизанский период, т.е. с лета 1942 по день гибели…

Поступившие в прошлом году в музей пять писем Осипова своей жене написаны из воинской части в декабре 1942 года, все они имеют глубоко личный характер и мало могут нам помочь в восстановлении военной биографии нашего героя. Выдвигая предварительную версию о том, что Осипов находился в запасном полку, сравнительно недалеко от Кирова, возможно в Калуге, т.к. в письмах идет речь о скорой его встрече с женой, я не просчитал того варианта, что Дмитрий Григорьевич мог находиться этот период времени на ускоренных курсах офицерского состава, которые за полгода в страшно тяжелых условиях осенне-зимней кампании 1942г. готовили новое пополнение для фронта, выпуская лейтенантов, поступавших в войска в основном на должности командиров стрелковых, минометных взводов, реже – артиллерийских батарей. Это предположение еще основывается на двух письмах Осипова жене от 10 и 29 июля 1943г., поступивших в музей позже писем 1942 года. Можно понять, что он в это время находится в летних лагерях под Подольском в Подмосковье, и его жена Софья, если получит пропуск, сможет к нему приехать на свидание…

Так как до дня гибели Осипов ни разу не был награжден (наградные документы на него отсутствуют на архивном сайте «Подвиг народа»), делаю вывод о его непродолжительном пребывании в составе действующей армии. И пока личное дело офицера Д. Г. Осипова нам не доступно, в качестве рабочей гипотезы полагаю следующее: вскоре после окончания курсов, получив подготовку и офицерское звание Дмитрий Григорьевич был направлен в августе 1943г. в формирующуюся на Западном фронте 159 стрелковую дивизию, которая находилась на этапе третьего с начала войны формирования (каждое формирование означало, что от воинского соединения оставался только номер, а весь личный состав от командира до последнего солдата набирался новый). Так и здесь: 159-я дивизия была скомплектована на основе бывших стрелковых бригад – 20-й и 132-й, от которых после длительных боевых действий остались небольшие подразделения.

С начала третьего формирования 159 сд вошла в состав 68 армии и в июле-августе 1943 г. сосредоточилась в районе г. Ржев, а затем походным порядком выдвинулась в район поселка Семлево (это всё территория Смоленской области).

Перехожу к событиям осени-зимы 1943-1944 гг. Основные события на центральном участке советско-германского фронта зимой развернулись на Витебском направлении. В январе — феврале 1944 г. были предприняты две попытки освободить Витебск. Первая операция с этой целью проводилась с 3 по 18 января, вторая — с 3 по 16 февраля 1944 г.
159-я дивизия (командир полковник В. А. Калачев) в это время находилась в составе 72-го стрелкового корпуса, которым командовал генерал-майор Ю. М. Прокофьев. Корпус входил в состав 5-й армии Западного фронта под командованием генерал-лейтенанта Н. И. Крылова. В январе 1944г. в непосредственной близости от Витебска проводились наступательные операции на Богушевском направлении. Практически весь январь малочисленные соединения и части армии «прогрызали» сильно укрепленную полосу обороны противника, пытаясь ее прорвать и отбросить противника. Однако сил у советских армий для этого не было: в дивизиях было от 2500 до 3500 человек личного состава (одна треть или даже четверть от полновесных военных штатов), а от батальона оставалось воинов не больше роты, а от роты – не более взвода (15-25 чел.).

В целом в результате трехнедельных беспрерывных январских боев на богушевском направлении наши войска вклинились в немецкую оборону всего лишь на незначительную глубину от 2-х до 4-х километров. И километры эти оплачены жизнями пяти с половиной тысяч наших воинов, солдат и офицеров, в том числе и жизнью нашего земляка Дмитрия Осипова, причем двадцать тысяч человек – почти две полные дивизии - были ранены и также выбыли из строя…

Теперь более подробно о боях, которые вел 631 стрелковый полк (командир подполковник К. Д. Дмитриев) и в котором служил командиром пулеметной роты ст. лейтенант Осипов. Под командованием Осипова были расчеты 12 станковых пулеметов «Максим», находившиеся на позициях всех трех стрелковых батальонов (однако из штатных 95 человек в роте едва ли набиралось 40 солдат и сержантов и несколько младших офицеров).

Немцы, значительно превосходившие наши силы, как по личному составу, так и по вооружениям и боеприпасам, продолжали удерживать рубеж обороны Косачи – Малая Бобовка – Горы и оказывали яростное сопротивление подразделениям полка и дивизии. Из пушек и минометов по нашим позициям ими было выпущено за 19 января 250 снарядов и мин, от которых один боец погиб, а трое были ранены.

Ночью на 20 января части дивизии занимали исходное положение для наступления, пополнялись боеприпасами, вели огневой бой с противником и разведку наблюдением.

631 полк занял рощу севернее д. Горы, приготовившись к атаке. Так как до немецких позиций было 150-200 метров, то все передвижения подразделений проходили только в ночное время. Круглосуточно наши позиции враг обстреливал из орудий и минометов, выпуская их по нескольку сот штук по расположениям поредевших рот и батальонов. Из-за недостатка в боеприпасах наши артиллеристы и минометчики редко отвечали на огневые налеты противника. Тем не менее, перестрелки продолжались, вызывая все новые жертвы. Так, днем 20 января от разорвавшегося снаряда был убит комроты Дмитрий Осипов, а еще один солдат был тяжело ранен.

На следующий день опять один советский воин из 159-й дивизии был убит, двое - ранены. И только 22 января части дивизии пошли в атаку на врага и захватили опорный пункт врага – высоту 189,5. При этом враг оставил на поле боя 30 трупов своих солдат, было захвачено два ручных пулемета. Наши потери составили 5 человек убитыми, 12 – ранеными.

Согласно извещениям о гибели Осипова в январе 1944 года под Витебском, имеющимся в нашем распоряжении, он числился похороненным в д. Лобаны Лиозненского района Витебщины. На запрос в Управление по увековечению памяти защитников отечества в Минобороны Беларуси был получен ответ: ст. лейтенант Осипов Д.Г. погибшим и похороненным на территории Белоруссии не числится. Однако после отсылки в Минск копии извещения о его гибели нам сообщили, что имя Осипова будет увековечено по новому адресу, куда были в свое время были перенесены индивидуальные захоронения военного времени: деревня Шапуры Октябрьского сельсовета Витебского района Витебской же области, захоронение № 4420. Схожее по содержанию письмо было получено из Витебского райисполкома Витебской же области.

Будем надеяться, что к 75-летию Победы имя нашего земляка, командира пулеметной роты 159 стрелковой дивизии старшего лейтенанта Д.Г. Осипова будет увековечено на воинском кладбище в д. Шапуры Витебской области, а героическая деятельность в тылу врага партизанского отряда под его командованием в 1941-1942 гг. будет увековечена на территории СП «Деревня Тягаево» уже в нынешнем году.

Андрей Бауэр.


ПОДПИСЬ К СНИМКУ:

Воинский мемориал, где похоронен Д.Г. Осипов, в деревне Шапуры Витебской области.