О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…
А.С. Пушкин.
ЕГЭ… Данная процедура выпускных экзаменов уже достаточно прочно вошла в жизнь
выпускников и их родителей. Единый государственный экзамен – это способ
продемонстрировать то, чему ребенок научился за весь период своей школьной
жизни. С момента введение ЕГЭ уже многое поменялось в порядке его проведения.
Но одно остается неизменным – волнение, трепет, страх перед этими испытаниями.
К слову, «экзамен» переводится с латинского как «испытание».
И именно испытаниями (сложными, подчас
драматичными!) становятся выпускные экзамены для детей. Это не только проверка
их знаний, полученных в период школьного обучения. Это и своеобразное испытание
на устойчивость, на умение работать в ситуациях, требующих повышенной
внимательности и ответственности за каждый шаг. Не секрет, что экзамены требуют
большого напряжения сил, ясной мысли, смекалки. Нередко в это время многие школьники
теряют аппетит, плохо спят, конфликтуют с окружающими. Все это - реакция на стрессовую ситуацию. Последствия могут быть весьма печальными -
различные болезни не заставят себя ждать. Что делать в этом случае? Ответ на
этот вопрос достаточно ясен. Если не получается избежать нервных перегрузок,
необходимо приучать свой организм справляться с ними различными средствами
(желательно не медикаментами!). Именно поэтому сейчас становится актуальным
вопрос психологической подготовки к
ситуации сдачи экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены,
независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не
сдаваться в трудной ситуации, делать выводы из ошибок и двигаться дальше.
Основа
успеха – это умение управлять своими эмоциями, контролировать их. Известно, что
некоторая доля тревоги и беспокойства необходима (это еще называют «природной
злостью»). Такое состояние помогает активизировать собственные внутренние
резервы организма, возникает стремление к победе, к преодолению трудностей.
Самое важное – достичь такого
результата, когда не тревога управляет нами, а мы управляем ей («мы у мозга или
мозг у нас?»).
Психологическое самочувствие во время экзамена складывается
из следующих важных моментов:
-
организация режима занятий и отдыха во
время всего периода подготовки;
- проведения последнего дня перед
экзаменом;
- умения контролировать себя во время
самого экзамена.
Во время всего периода подготовки к
экзаменам необходимо обратить внимание на следующие моменты:
За
учебники лучше садиться в дневные часы, когда работоспособность наиболее высокая.
Составляя
план на каждый день подготовки, нужно четко определить, что именно сегодня
будет изучаться, какие разделы и темы
будут пройдены.
Если трудно раскачаться, можно начать с того
материала, который больше всего интересен и приятен. Тогда возможно постепенное
вхождение в рабочий ритм.
Необходимо
чередовать занятия и отдых: скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв.
Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
Желательно
избегать просмотра видеофильмов, телепередач, игры в шахматы, чтения
художественной литературы, так как они увеличивают и без того большую
умственную нагрузку.
Готовясь
к экзаменам, не следует думать о том, что не получится. Необходимо мысленно
рисовать себе картину триумфа.
В
последний день перед экзаменом желательно не перегружать себя повторением всего материала. Можно просто
просмотреть его, освежить в памяти. Главное – хорошенько выспаться, чтобы
прийти на это серьёзное испытание с ясной головой и хорошим настроением.
Полезно также заняться самопрограммированием: оглянуться назад, вспомнить о
своих успехах в сходных обстоятельствах, затем сформулировать текст программы
(например: «Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду самым
спокойным и выдержанным») и мысленно повторить его несколько раз.
Во время самого экзамена необходимо контролировать
собственное состояние. Важным резервом в стабилизации своих эмоций является
совершенствование дыхания. В дыхательной гимнастике существуют понятия успокаивающегои мобилизующего дыхания. Успокаивающим будет такое дыхание, при котором
выдох почти в два раза длиннее вдоха. Его полезно использовать для того, чтобы
погасить нервное возбуждение. При мобилизующем – после вдоха задерживается
дыхание. Такой способ помогает преодолеть вялость и сонливость, активизирует
внимание. Очень важно и мысленно хвалить себя за малейшие успехи. В ситуациях
повышенных нервно-психических нагрузок отсутствие одобрения - одна из причин
увеличения нервозности, раздражения. Во время ЕГЭ, когда выпускник остается один на один с самим
собой, ждать похвалы со стороны не приходится. Поэтому важно поощрять себя
самому (естественно, не вслух). Это поможет поддерживать собственное ощущение
успеха.
У
каждого в жизни бывают разные испытания. Чем лучше подготовиться к ним, тем
легче будет их преодолевать. Самое главное – верить в себя и свой успех. Любой
экзамен – это «высокая ступенька на лестнице жизни». Обойти её нельзя, а
подняться выше желательно. Поэтому набираемся сил – и вперед!
Елена Овчинникова, педагог-психолог МКУ «Центр ППМС помощи».