Сегодня: Суббота 30 ноября 2024 г.

Готовимся успешно сдать экзамены

№№43-45 19 апреля 2019 г.

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг

А.С. Пушкин.

ЕГЭ… Данная процедура выпускных экзаменов уже достаточно прочно вошла в жизнь выпускников и их родителей. Единый государственный экзамен – это способ продемонстрировать то, чему ребенок научился за весь период своей школьной жизни. С момента введение ЕГЭ уже многое поменялось в порядке его проведения. Но одно остается неизменным – волнение, трепет, страх перед этими испытаниями.

К слову, «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями (сложными, подчас драматичными!) становятся выпускные экзамены для детей. Это не только проверка их знаний, полученных в период школьного обучения. Это и своеобразное испытание на устойчивость, на умение работать в ситуациях, требующих повышенной внимательности и ответственности за каждый шаг. Не секрет, что экзамены требуют большого напряжения сил, ясной мысли, смекалки. Нередко в это время многие школьники теряют аппетит, плохо спят, конфликтуют с окружающими. Все это - реакция на стрессовую ситуацию. Последствия могут быть весьма печальными - различные болезни не заставят себя ждать. Что делать в этом случае? Ответ на этот вопрос достаточно ясен. Если не получается избежать нервных перегрузок, необходимо приучать свой организм справляться с ними различными средствами (желательно не медикаментами!). Именно поэтому сейчас становится актуальным вопрос психологической подготовки к ситуации сдачи экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, делать выводы из ошибок и двигаться дальше.

Основа успеха – это умение управлять своими эмоциями, контролировать их. Известно, что некоторая доля тревоги и беспокойства необходима (это еще называют «природной злостью»). Такое состояние помогает активизировать собственные внутренние резервы организма, возникает стремление к победе, к преодолению трудностей. Самое важное – достичь такого результата, когда не тревога управляет нами, а мы управляем ей («мы у мозга или мозг у нас?»).

Психологическое самочувствие во время экзамена складывается из следующих важных моментов:

- организация режима занятий и отдыха во время всего периода подготовки;

- проведения последнего дня перед экзаменом;

- умения контролировать себя во время самого экзамена.

Во время всего периода подготовки к экзаменам необходимо обратить внимание на следующие моменты:

За учебники лучше садиться в дневные часы, когда работоспособность наиболее высокая.

Составляя план на каждый день подготовки, нужно четко определить, что именно сегодня будет изучаться, какие разделы и темы будут пройдены.

Если трудно раскачаться, можно начать с того материала, который больше всего интересен и приятен. Тогда возможно постепенное вхождение в рабочий ритм.

Необходимо чередовать занятия и отдых: скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

Желательно избегать просмотра видеофильмов, телепередач, игры в шахматы, чтения художественной литературы, так как они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.

Готовясь к экзаменам, не следует думать о том, что не получится. Необходимо мысленно рисовать себе картину триумфа.

В последний день перед экзаменом желательно не перегружать себя повторением всего материала. Можно просто просмотреть его, освежить в памяти. Главное – хорошенько выспаться, чтобы прийти на это серьёзное испытание с ясной головой и хорошим настроением. Полезно также заняться самопрограммированием: оглянуться назад, вспомнить о своих успехах в сходных обстоятельствах, затем сформулировать текст программы (например: «Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду самым спокойным и выдержанным») и мысленно повторить его несколько раз.

Во время самого экзамена необходимо контролировать собственное состояние. Важным резервом в стабилизации своих эмоций является совершенствование дыхания. В дыхательной гимнастике существуют понятия успокаивающегои мобилизующего дыхания. Успокаивающим будет такое дыхание, при котором выдох почти в два раза длиннее вдоха. Его полезно использовать для того, чтобы погасить нервное возбуждение. При мобилизующем – после вдоха задерживается дыхание. Такой способ помогает преодолеть вялость и сонливость, активизирует внимание. Очень важно и мысленно хвалить себя за малейшие успехи. В ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок отсутствие одобрения - одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Во время ЕГЭ, когда выпускник остается один на один с самим собой, ждать похвалы со стороны не приходится. Поэтому важно поощрять себя самому (естественно, не вслух). Это поможет поддерживать собственное ощущение успеха.

У каждого в жизни бывают разные испытания. Чем лучше подготовиться к ним, тем легче будет их преодолевать. Самое главное – верить в себя и свой успех. Любой экзамен – это «высокая ступенька на лестнице жизни». Обойти её нельзя, а подняться выше желательно. Поэтому набираемся сил – и вперед!

Елена Овчинникова, педагог-психолог МКУ «Центр ППМС помощи».