Сегодня: Суббота 27 апреля 2024 г.

Как помочь ребёнку подготовиться к экзаменам?

№№46-48 26 апреля 2019 г.


Приближается пора экзаменов. Время трудное, требующее от каждого много сил и времени. Впереди – долгая жизнь, наполненная всевозможными испытаниями. Выпускные экзамены – первое серьезное препятствие, возникающее на пути взрослеющего человека. Это испытание – первая «проба» на «взрослую роль».

Естественно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник проходит их самостоятельно. Родителям же остается роль стороннего наблюдателя. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Но, все-таки, именно они могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

Психологическая готовность – это умение справиться с ситуацией, взять её под контроль, научиться действовать в любых условиях. Основа успеха – это умение управлять своими эмоциями, контролировать их. Известно, что некоторая доля тревоги и беспокойства необходима (это еще называют «природной злостью»). Такое состояние помогает активизировать собственные внутренние резервы организма, возникает стремление к победе, к преодолению трудностей. Самое важное – достичь такого результата, когда не тревога управляет нами, а мы управляем ей.

Итак, что могут сделать родители, чтобы грамотно поддержать старшеклассника в период экзаменационных испытаний?

Во-первых, можно помочь при составлении плана подготовки к экзаменам (когда учить, сколько учить, с какого материала начать). Четкий план – основа полноценной подготовки!

Во-вторых, желательно взять на себя вопрос грамотной организации питания. Поменьше жирного, жареного, побольше овощей, фруктов. Желательно избегать большого количества кофе. Лучше предложите ребенку зеленый или травяной чай, соки, морсы.

В-третьих, договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

В-четвертых, настраивайте ребенка на успех. В ситуациях повышенных нагрузок отсутствие одобрения - одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять ребенка, настраивать его на победу. Ведь ребенок ждет от родителей не понуканий или нотаций, а слов поддержки и уверенности в его силах!

В-пятых, помогайте формировать отношение к экзамену, как к естественному процессу, периодически происходящему в жизни каждого человека. Не как к тупику, стене, а как к высокой ступеньке! Да, забраться на неё нелегко, но, зато, оттуда далеко видно!!!

Елена Овчииникова, педагог-психолог

МКУ «Центр ППМС помощи».