Сегодня: Воскресенье 1 декабря 2024 г.

Тягаевские партизаны

№№46-48 26 апреля 2019 г.

Реконструкция событий 75-летней давности

Первый этап исследовательской работы по сбору и изучению ранее неизвестных документов позволяет теперь однозначно сказать, что организатором отряда в Тягаевском сельсовете и фактически его руководителем был Дмитрий Григорьевич Осипов, перед войной – учитель и директор Усохской семилетней школы. Был ли он оставлен для ведения подпольной и партизанской борьбы в тылу врага или вышел в октябре 1941г. из окружения в район Тягаева, сказать определенно невозможно, все остаётся пока на стадии версии. Но уже к его приходу в д. Усохи в его окрестностях сложилась небольшая группа местных патриотов, вступивших на путь борьбы с врагом. С первых шагов в составе этой группы были Николай Никулин и Алексей Енуков, Владимир Кузьмичевский и Андрей Нагаев. По некоторым сведениям, организатором и руководителем группы был С.В. Дорошенков. Патриоты с первых дней оккупации Кировского района портили немецкие линии связи (вырезали сотни метров телефонного провода), совершали диверсии на коммуникациях – дорогах и большаках (подорвали миной немецкую автомашину), обстреливали на лесных дорогах проходившие небольшие группы немцев. Оружием и боеприпасами партизаны располагали вдоволь, ведь с осенних боев этого «добра» по окрестным местам находилось много – как нашего, так и немецкого происхождения.

...Все свидетели боевой деятельности отряда уже и десятилетия назад показывали в пользу того, что отряд в Тягаеве создавал именно Осипов поздней осенью 1941 года. Теперь из поступившего от его потомков документа (рукописный подлинник) становится ясно, что именно Дмитрий Григорьевич был организатором этого отряда и его прямым руководителем. Согласно выданного 25 февраля 1942г. комендантом города Кирова политруком Шаневым удостоверения «Осипов Дмитрий Григорьевич действительно является комиссаром организованного им партизанского отряда, действующего на территории части Кировского и Куйбышевского районов Смоленской области».

Прибывшие с Осиповым военнослужащие – окруженцы, соединились с группой Дорошенкова и превратились в боеспособный партизанский отряд. Сначала, в ноябре-декабре, в нём насчитывалось всего 17 человек, но позже, к февралю 1942 года, он увеличился до 30 человек, ведь к нему присоединялись отдельные солдаты, выходившие из окружения и скрывавшиеся по деревням сельсовета, а также местные молодые патриоты непризывного возраста 14-17 лет.

Так как мужчинам призывного возраста проживать в деревнях на оккупированной территории было крайне опасно (многих из них фашисты расстреливали, справедливо видя в них партизан или бывших солдат), то основной возраст партизан был до 17 лет и старше 60, то есть подростки и старики. Среднего возраста были только бойцы - окруженцы. Панически боясь партизан, гитлеровцы убивали всех подозреваемых, даже если просто у мирного человека находили патроны или листовки. Так, летом 1942 г. немцы расстреляли жителя п. Луначарский 16-летнего подростка Владимира Кухаенкова, найдя у него в кармане боевой патрон (предполагаем, Кухаенков также был членом отряда или выполнял разовые поручения партизан).

Партизанский отряд Осипова базировался в глухих лесах между деревнями Пупово, Кушляновка - с одной стороны, и Владимировка, Латыши – с другой. Среди бойцов отряда были и женщины. Так, жительница д.Устрожино А. Н. Кайменова ушла в отряд вместе с 11-летней дочерью Надей после того, как за ней стали охотиться гитлеровцы. Кто-то из местных жителей донёс врагам, что именно в дом Кайменовой заходили трое немцев, которые потом исчезли. Партизаны пытались захватить их в плен, но в рукопашной схватке в тесной деревенской избе два вражеских офицера были убиты, третий – ефрейтор – взят в плен и увезён особистами в Киров (этот случай относится уже ко второй половине января 1942г.). После этого случая немцы объявили охоту на Кайменову и со временем, через три месяца поисков, захватили её, пытали и расстреляли. Младшая дочь Анастасии Никифоровны – Надя, несколько раз, пользуясь своим столь юным возрастом, успешно выполняла роль партизанской связной, мстя врагам за свою убитую мать.

Народные мстители из отряда Осипова вели беспощадную борьбу с ненавистным врагом, они громили вражеские тылы в непосредственной близости от г. Кирова: на их счету несколько крупных операций по разгрому немецких военных отрядов, порча коммуникаций, взятие в плен «языков», сбор разведданных о дислокации и передвижениях вражеских войск, провод в советский тыл подлежащих призыву в армию молодых людей, проведение пропагандистской и информационной работы среди населения оккупированных территорий. В деревнях зоны, где действовал отряд, часто появлялись рукописные листовки, в которых помещались сводки Совинформбюро. Когда город был освобождён, в отряд и ближний немецкий тыл доставлялись печатные листовки из штаба 330-й дивизии. «Партизанская правда», как называли люди листовки, открывала глаза людям на действительное положение дел на фронтах, мобилизовывала силы народа на борьбу с захватчиками.

Даже дети старались помочь партизанам: они собирали в обилии валявшееся по лесам и полям оружие, как советское, так и трофейное, боеприпасы и другие вещи военного назначения, прятали его. А по ночам подростки постарше переносили это оружие в лес партизанам. Так юные патриоты помогали своей Родине бороться со смертельным врагом.

3 января 1942 г. по плану, разработанному Осиповым, было произведено одновременное нападение на немецкие гарнизоны в Тягаеве, Большухе, Усохах. Партизанами проводились также и более мелкие операции, наносившие ущерб врагу. Так, очевидец тех событий, Василий Владимирович Трапезов, которому в 1942 г. было 14 лет, рассказывал, как в д. Устрожино партизаны подорвали и сожгли избу, в которой помещался вражеский штаб: было убито 3 офицера, несколько солдат, а также уничтожено несколько единиц техники – автомашина и мотоциклы.

Все записи воспоминаний свидетелей партизанской борьбы дают нам данные только об операциях в зимние месяцы 1941-1942 годов, когда немцы ещё не опомнились от поражения под Москвой и не закрепились прочно на занятых рубежах. Этому способствовало отсутствие системы долговременной обороны, которую гитлеровцы только начали строить весной, а полностью закрепились на ней осенью 1942 года. Поэтому тягаевцы и смогли эффективно бороться с незначительными силами врагов, которые базировались на стыке Кировского, Куйбышевского и Спас-Деменского районов.

Самой дерзкой акцией была хорошо продуманная операция по разгрому довольно большого отряда противника в четырехугольнике: Синьгово – Усохи – Луначарский – Устрожино в феврале или первой половине марта 1942 года. Здесь проходил в те годы большак из села Понизовья (там были значительные силы немцев) в село Мокрое (до 1945года – центр Куйбышевского района). Враг активно использовал эту дорогу для движения своих сил в обе стороны. Так вот, когда партизанские разведчики доложили штабу о движении на Мокрое значительных сил противника (потом оказалось, что во вражеском отряде было до двух рот пехоты с пулемётами и другим огнестрельным оружием), Осипов, Мищенко и начштаба Иосиф Малиновский решили «запереть» его между вышеназванными деревнями и разгромить. Пропустив отряд, партизанская засада ударила им в спину и рассеяла врага на две группы, первая из которых бросилась в поселок Луначарский, но там попала под огонь другой группы осиповцев и была рассеяна. Вторая часть немецкого отряда пыталась прорваться на Усохи, но вновь попала под плотный огонь партизан. Успешность этой операции еще объясняется тем, что совместно с партизанами действовали воины 330-й дивизии (думаю, офицеры и солдаты разведроты этой дивизии), умело расставившие наличные партизанские силы, которые уничтожили в длительном дневном бою не менее 80 гитлеровцев.

Проживавшая в д. Тягаево Александра Антонова (в девичестве – Филимонова), уроженка д. Пупово, до войны два года жила в семье Осиповых в качестве няньки их старшей дочери Жени. А в годы войны Шура Филимонова стала разведчицей и связной у партизан. Много раз она ходила в условленные места и докладывала партизанам о расположении вражеских войск в деревнях, их вооружении и передвижениях, причём каждая встреча проходила в новом месте, после чего партизаны меняли дислокацию своего отряда. Такие меры предосторожности были вынужденными и вполне оправданными. Впрочем, местные старожилы рассказывают, что фашисты очень боялись леса, никогда в него не входили и никогда не решались преследовать человека, уходящего в лес. Также обязанности связной между отрядом и разведротой 330-й дивизии неоднократно выполняла жена Осипова - Софья Сергеевна, активная участница народного сопротивления врагу.

В июне 1942 г., когда часть группы войск под общим командованием генерала П. А. Белова выходила из пятимесячного рейда по тылам врага в направлении г. Кирова, осиповские партизаны многократно пересекали линию фронта, помогая изможденным окруженцам добраться до советских войск 10-й армии, где их тут же отправляли в госпитали.

В заключение приводим два списка. Первый содержит фамилии местных жителей, о которых достоверно известно, что они были расстреляны гитлеровцами за свою верность Родине и участие в партизанской борьбе с врагом.

Енуков Алексей Павлович, 1923 г.р.

Кузьмичевский Владимир Петрович, 1911 г.р.

Нагаев Андрей Антонович, 1923 г.р.

Федотов Егор Антонович, 1887 г.р.

Сорокин Андрей Феофанович (1907 – 8.09.1942).

Никулин Николай Семенович, 1922 г.р.

Кайменова Анастасия Никифоровна, 1888 г.р.

Кухаенков Владимир Афанасьевич, 1925 г.р.

Малиновский Иосиф Саввович, 1919 г.р.

Бучков Федор Власович, 1926 г.р.

Буров Федор, 1878 г.р.

Кашалева (Кошелева) Мария Ивановна, 1907 г.р.

Архипов Василий, 1882 г.р.

Жуков Егор Григорьевич, 1915 г.р.

Исаков Андрей Антонович, 1900 г.р.

Второй список содержит фамилии партизан, кто состоял в отряде или оказывал единовременную помощь отряду в его борьбе с врагом и о которых нет данных, что они погибли от рук фашистов. Это

Амфитеатров Владимир Сергеевич,

Левкин Трофим Иванович,

Дорошенков С. В.,

Филимонова Александра,

Фролов Анатолий Васильевич,

Осипова Софья Сергеевна,

Мищенко Яков Назарович,

Ульянов Илья Степанович,

Пастухов Виктор,

Трапезов (имя-отчество неизвестны),

Кузьмичевский Алексей,

Михалев Степан.

Мы должны понимать, что на сегодняшний день оба этих списка далеко не полны, а вся история создания отряда и его боевых действий против фашистов на Тягаевской земле уже полнее никогда не будет восстановлена по объективным причинам: нет других документов, ушло из жизни три поколения свидетелей боевых дел партизан Осипова.

...Открытие памятника тягаевским партизанам, намеченное на 8 мая и приуроченное к празднованию Дня Победы, будет еще одним напоминанием настоящему и будущим поколениям русских людей о силе духа их предков, защищавши, как зеницу ока свободу и независимость своего Отечества от внешних врагов.

Андрей БАУЭР.