9
мая наша страна отметила 74-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне
1941–1945 годов. Традиционно главные мероприятия в этот день прошли в столице.
С утра на Красной площади в Москве стартовал Парад Победы. В нем приняло
участие более 13 тысяч человек в составе 35 парадных расчетов пешей колонны.
Было задействовано 130 единиц вооружения и военной техники. К сожалению, из-за
непогоды была отменена самая яркая и эффектная часть парада – воздушный показ
над Красной площадью самолётов и вертолётов авиации ВКС РФ.
В
День Победы над главной площадью страны должны были пролететь 74 воздушных
судна оперативно-тактической‚ дальней, военно-транспортной и армейской авиации.
В их
числе18 вертолетов: Ми-26, Ми-28НМ, Ка-52, Ми-35; а также модернизированные
стратегические бомбардировщики Ту-95МСМ, стратегические ракетоносцы Ту-160 и
бомбардировщики Ту-22М3. Военно-транспортную авиацию должны были представить
самолеты Ил-76 и топливозаправщик Ил-78. Кроме того, в небе столицы должны были
появиться в едином строю пилотажные группы «Русские витязи» на истребителях
Су-30СМ и «Стрижи» на МиГ-29.
Для
выполнения полётов авиации были задействованы девять аэродромов в Московской,
Тверской, Ивановской, Саратовской, Калужской, Воронежской, Липецкой и Рязанской
областях. В Калужской области к парадному пролёту готовились в Шайковском
военном гарнизоне. Для авиационного полка в/ч 33310 это мероприятие является
традиционным, самолёты дальней авиации ежегодно принимают участие в Параде. Но,
несмотря на это, подготовка к нему началась заранее. 4 апреля прошли первые тренировки.
Всего
в них было задействовано 7 самолётов: 2 самолёта Ту-160 (основной и резервный),
которые заранее прибыли с военного гарнизона г. Энгельс, и 5 шайковских самолётов
Ту-22М3 (4 основных и 1 резервный).
В
итоге должна была быть построена Шайковская группа в форме клина из пяти
самолётов с ведущим Ту-160 и по два Ту-22М3 слева и справа. Этот боевой порядок
два года назад получил негласное название «Шайковский бриллиант». В общем
парадном строю группа была 8-й из 17-и, она была самая протяжённая, своими
крыльями могла «закрыть» всю площадь – занимала 450 метров.
- На
больших самолётах держать такой строй очень сложно, - отметил командир полка
полковник Александр Анатольевич Щербинин. Он также подчеркнул, что
допуск
к параду предоставляется после длительных тренировок. Опыт передаётся из года в
год.
- Мы
постоянно проводим тренировки, меняем строй, даём дорогу молодым. У нас нет
такого, чтобы каждый год на парад летали одни и те же, - рассказывает командир.
В
этом году шайковские экипажи возглавляли полковник Андрей Самойлов, майор Александр
Назаров, майор Николай Агеев и майор Алексей Иваненко.
Парадный
строй авиации воздушно-космических сил всё-таки можно было увидеть 7 мая на
генеральной репетиции, посмотреть которую собрались тысячи москвичей и гостей
города. Пролетели над Красной площадью и наши экипажи.
Можно
сказать, что задачу выполнили.
И 9
мая лётчики были готовы к пролёту. В 9 часов 37 минут самолёты поднялись с аэродрома
Шайковки в небо. Группа №8 должна была пересечь центр Красной площади в 11
часов 01 минуту, пролететь площадь, вернуться домой и выполнить посадку. На воздушной
части парада всё рассчитано по секундам, дело очень серьёзное.
До
последнего все надеялись, что авиация ВКС примет участие в Параде Победы. Но
метеоусловия на маршруте не улучшились.
- Мы
взлетели, доложили об этом, построились, и в этот момент нам объявили «отбой
над Красной площадью». Тогда мы решили уже здесь, в районе аэродрома, провести
тренировки в заходе на посадку. Так получилось, что самолёты прошли над городом
Кировом на высоте полёта по кругу, это примерно 400-500 метров. Не нарушая
схему, мы порадовали кировчан и гостей города проходом авиации как раз во время
проведения праздничного мероприятия. Мы показали, что наши лётчики готовы к
выполнению задач в любых метеоусловиях, в любой точке земного шара, - отметил
Александр Щербинин.
Ольга
МАЛЬЦЕВА.